[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

Если бы президентом был Григорий Явлинский.
Письмо из Москвы
(строго конфиденциально)

"Комсомольская правда", 31 января 2001 г., стр. 6

Вчера мы рассказали о "казусе недели": на днях одна из немецких газет напечатала "конфиденциальное" письмо к президенту США Бушу, приписав его авторство Президенту России Путину.

Как выяснилось, публикация немецких коллег вызвала немалый интерес в политических и дипломатических кругах Европы. Что неудивительно: автор письма поднимает вопросы, обсуждение которых сегодня актуально и на Западе, и в России - возможное создание российско-европейской системы ПРО, одновременное сокращение США и Россией числа ядерных боеголовок до полутора тысяч, нюансы торговли оружием с Ираном...

Интерес к письму понятен еще и потому, что в нем развиваются и конкретизируются недавние высказывания по той же ПРО министра обороны РФ Сергеева и министра иностранных дел РФ Иванова.

Казус же в том, что пресс-служба Президента РФ категорически опровергла авторство Путина. Это потом выяснилось, что вскоре президент действительно отправил письмо Бушу, а письмо, опубликованное немецкой газетой, было выступлением Явлинского перед европейскими лидерами, изложенное в такой форме. О чем, как нам рассказали организаторы форума, Григорий Алексеевич и заявил всем до и после выступления. Лидер "Яблока" убежден: России необходимо как можно скорее начинать диалог с новой администрацией США.

Так что же все-таки было написано в письме, которое переполошило мир? Приводим текст этого обращения.

Уважаемый президент Буш!

...Пользуясь случаем, намерен прямо и четко сказать, чего ждет Россия от развития отношений между нашими странами.

Хочу, чтобы мы перестали выдавать желаемое за действительное, создавать иллюзии и избежали разочарований и непонимания, к которому пришли наши с вами предшественники. Давайте не будем делать вид, что являемся "стратегическими партнерами" или принадлежим к членам одного "клуба", что у нас одинаковые ценности. Ни мы, ни вы не считаем, что Америка является нашим идеологическим воспитателем или финансовым спонсором, который может указать нам путь к демократии. Хорошо это или плохо, но нет такой внешней силы, которая могла бы привести Россию к демократии. В то же время, конечно, политическое руководство России не считает Соединенные Штаты и Запад своими противниками. "Холодная война" закончена необратимо. Мы хотим развивать прагматичные, честные, деловые отношения с США. Если наши страны действительно стремятся к длительному равноправному партнерству, то я должен быть уверен, что вы имеете ясное представление о России и ее стратегических приоритетах.

Под "ясным представлением" я понимаю следующее:

1. Так же как и США, и Россия, и Европа имеют право на защиту от нестратегического ядерного оружия, которое может быть использовано террористами или некоторыми непредсказуемыми странами. Для нас одним из важнейших стратегических приоритетов и политической задачей является создание российско-европейской системы противоракетной обороны. Вашим военным экспертам хорошо известно, что надежный противоракетный "зонтик" для Европы невозможно создать, не опираясь на российскую территорию от наших западных границ до Урала.

2. Мы хорошо понимаем, что создание российско-европейской системы противоракетной обороны (РЕС-ПРО) возможно только в тесном сотрудничестве и при поддержке США и НАТО в целом. Эта инициатива ни в коей мере не может быть направлена против США.

3. С учетом этого я предлагаю согласовывать усовершенствование Договора по ПРО от 1972 года между США и СССР (а теперь Россией), подключив к этому процессу Великобританию, Францию, а также Китай, по формуле 4+1. Это позволило бы договориться на будущее о взаимных ограничениях и тем самым дало бы возможность модифицировать американскую систему ПРО в рамках этого договора. Давайте проведем встречу по формуле 4+1, чтобы обсудить ограничения для обеих систем: как российско-европейской, так и американской системы ПРО.
4. После того как мы определим наши планы на будущее, я предлагаю серьезно обсудить сложившийся стратегический баланс. Как вы, должно быть, знаете, мы решили коренным образом реформировать наши Вооруженные силы, включая их стратегическую составляющую. В частности, мы готовы сократить количество ядерных боеголовок до полутора тысяч, если вы готовы сделать то же самое. Наши военные эксперты полагают, что этого количества более чем достаточно.

5. Учитывая геополитическое положение России, ключевым вопросом для нас являются дальнейшее развитие и модернизация нашего военно-промышленного комплекса. Мы собираемся принять активное и равное участие в технической стороне создания РЕС-ПРО, так же как любой другой региональной системы ПРО. Это будет по-настоящему деловым подходом и продемонстрирует обоюдную добрую волю и взаимное доверие.

6. Обсуждая стратегические вопросы, мы не можем избежать проблемы военных поставок в Иран. Что касается передачи российских технологий, которые могут быть использованы при создании ядерного оружия, я могу гарантировать, что сделаю все, чтобы не допустить этого. Это входит в сферу и наших жизненных интересов.

Что касается обычных вооружений, то реальность в том, что это важный для нас рынок оружия. Эта торговля ведется с чисто коммерческими целями и не представляет угрозы для вашей безопасности. Если там не будет России, будет кто-нибудь другой. Мы хорошо понимаем, что оружие будет поставляться в Иран в любом случае. Мы не желаем уступать. Для нас это очень важный источник доходов и возможность развивать высокие технологии. Понимаю, что некоторые сделки могут вызвать серьезную озабоченность на региональном уровне, и я предлагаю обсудить с вами коммерческую и политическую стороны этого вопроса.
Конечно, могут быть рассмотрены и другие возможности, способные принести России тот же коммерческий и высокотехнологический результат. Хотелось бы знать, есть ли у вас дополнительные предложения в этой части.

7. Серьезный разговор между нами невозможен без обсуждения проблемы терроризма. Для нас это в первую очередь связано с Чечней. Не знаю, понимаете вы или нет, что образовавшиеся там криминальные группировки в 1996 - 1999 гг. были военизированы и, используя как прикрытие исламский экстремизм, стали реальной серьезной угрозой, особенно учитывая ситуацию в Средней Азии: Ферганской долине, Афганистане, Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. Мы хотели бы получить от вас сведения о том, кто их снабжает оружием и финансирует. Чтобы это прекратить, нам было бы полезно сотрудничество с вами в дипломатической и политической сферах.

8. Наша стратегия будет всегда основана на том, что Россия имеет самые протяженные границы с самыми нестабильными и непредсказуемыми государствами мира. Мы граничим почти с половиной беднейшего населения планеты. Парадокс, но наиболее спокойная наша граница сегодня - западная. В ходе обсуждения мы не можем избежать разговора о Китае. Особенно хочу подчеркнуть, что наша цель - сохранение стабильности в Китае, в том числе и на нашей общей границе. Это наш приоритет. Веками Россия более или менее успешно шла по пути европейской цивилизации, увлекая за собой всю Евразию.
Я хотел бы услышать от вас ясное и конкретное публичное заявление, что долгосрочным приоритетом для США является сильная, процветающая Россия в ее нынешних границах. Если это так, то у нас есть общий стратегический интерес в Северо-Восточной Азии, который будет основой для нашего перспективного экономического партнерства.

9. Я думаю, что отмеченные выше проблемы очень важны. Пока нет ясности в их решении, не следует продолжать процесс расширения НАТО. Мы ничего не имеем против расширения Европейского экономического союза, и, напротив, приветствуем приближение ЕЭС к нам. Мы готовы к плодотворному сотрудничеству, как, например, в Калининграде. Однако продвижение к нашим границам военного блока, участником которого Россия не является, не в наших интересах. В качестве примера я могу напомнить вам, что интервенция НАТО в Косово, которая была неэффективной и очень сомнительной с политической точки зрения, серьезно усилила наши опасения.

Президент Буш! В первые сто дней ваша администрация, я надеюсь, уделит особое внимание развитию стратегических отношений с Россией, исходя из реально существующих интересов США. Однако это будет действительно реалистично только в том случае, если российские интересы будут по-настоящему учтены. Я решил обозначить общие черты развития российско-американских стратегических отношений, включая интересы нашей национальной безопасности. Я постараюсь сделать все, чтобы понять вашу точку зрения, и, в свою очередь, рассчитываю, что вы поймете мою. Я с интересом ожидаю нашей первой встречи, которая, на мой взгляд, должна быть в значительной степени основана на обсуждении этих проблем.

(Представлено Г. Явлинским на Международном форуме Бертельсмана "Европа без границ". Берлин, 19 - 20 января 2001 г.)

 

"Комсомольская правда", 31 января 2001 г., стр. 6

обсудить статью на тематическом форуме

См. также:

Явлинский высказывается за создание российско-европейской системы ПРО - пресс-релиз 31 января 2001 г. + фото

Сайт "Комсомольской правды"

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

info@yabloko.ru