[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

Сергей Митрохин

Выступление на парламентских слушаниях "Проблемы законодательства в области местного самоуправления"

Государственная Дума, 19 января 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

За недостатком времени я сосредоточусь на главной проблеме, которая в настоящее время стоит перед законодательством о местном самоуправлении. Эта проблема - финансовая база местного самоуправления. Если мы не будем обращать на нее внимания, будем говорить о чем-то другом, мы будем напоминать людей, которые рассуждают о том, как должны быть покрашены стены дома, каким должен быть фасад, какой крыша, а в это время уже работает строительная команда, разбирающая фундамент этого дома. Примерно такая картина сегодня и вырисовывается. Мы бесконечно заседаем, проводим слушания о совершенствовании законодательства о местном самоуправлении, а в это время Минфин при поддержке бюджетного комитета Государственной Думы ведет работу по разборке финансового фундамента местного самоуправления. Недавно к этой работе подключился и аграрный комитет, который решил отобрать у муниципалитетов землю.

Сергей Митрохин выступает на парламентских слушаниях "Проблемы законодательства в области местного самоуправления". Госдума, 19 января 2001 г. фото: Сергей Локтионов, пресс-служба

Сергей Митрохин выступает на парламентских слушаниях "Проблемы законодательства в области местного самоуправления".
Госдума, 19 января 2001 г. фото: Сергей Локтионов, пресс-служба
Большой снимок

Таким образом, сегодня встает очень важный, кардинальный вопрос: что будет дальше с местным самоуправлением вообще. В течение нескольких лет, прошедших с начала действия закона "Об общих принципах местного самоуправления", шла работа по созданию законодательного каркаса местного самоуправления, но мы до сих пор не сумели решить самую главную задачу, без решения которой местное самоуправление не может существовать ни в одной стране мира. Эта задача заключается в создании неприкосновенного, неотчуждаемого ресурсного минимума местного самоуправления. Ресурсный минимум складывается из нескольких составляющих. Это местные налоги, муниципальная собственность в широком смысле слова, муниципальные земли. Этот минимум существовал к тому моменту, когда принималась Конституция, но после этого он был постепенно разобран, от него сейчас остались одни крохи. Если сейчас мы эту задачу не решим, мы можем забыть обо всех остальных направлениях совершенствования законодательства.

Надо называть вещи своими именами. Депутаты Государственной Думы в настоящее время при нынешнем состоянии Государственной Думы не способны самостоятельно справиться с этой задачей. Мы не способны продиктовать свою волю ни правительству, ни, тем более, президентским структурам. Сейчас вся полнота инициативы принадлежит президенту. В этом смысле судьба местного самоуправления в нашей стране зависит в большей мере от решений президента. Вопрос о том, какие команды, какие силы в настоящее время влияют на президента - решающий.

С моей точки зрения, настоящее время такими силами являются агрессивные дилетанты, которые настраивают президента на совершенно неприемлемое, нецивилизованное, можно даже сказать варварское решение проблемы местного самоуправления - его фактическую ликвидацию, переход к назначению мэров и глав администраций. На это нацелены все последние инициативы, которые в настоящее время разрабатываются в Кремле.

Мне стало известно, что на днях от имени депутатов, группы "Народный депутат", будет предпринята инициатива по внесению поправки в закон о местном самоуправлении. Она предусматривает установление населенных пунктах и городах с населением свыше 50 тысяч, особого порядка регулирования на федеральном уровне с тем, чтобы потом под эту идею провести инициативу по назначению мэров крупных городов и глав администраций районов.

Сергей Митрохин
Большой снимок

Сергей Митрохин выступает на парламентских слушаниях "Проблемы законодательства в области местного самоуправления". Госдума, 19 января 2001 г. фото: Сергей Локтионов, пресс-служба
Один раз мы эту инициативу, содержавшуюся в летнем пакете президентских законопроектов, отбили, но то, что она вносится сейчас, подчеркивает ее отнюдь не случайный характер. Очевидно, что за ней стоят далеко идущие намерения. Если это так, остается только сожалеть, что в президентских структурах до сих пор не сформировался цивилизованный взгляд на местное самоуправление. Остается только сожалеть, что центральная власть не видит в местном самоуправлении своего естественного союзника в деле противостояния сепаратистским тенденциям регионов уровня субъектов федерации. Если будет реализована такая модель, будет введена назначаемость мэров, мы получим стагнирующую модель государственного строительства - нединамичную, неконкурентоспособную. Она, в конечном счете, отбросит нашу страну на десятилетия назад.

Сегодня стоит вопрос о выборе стратегии в области местного самоуправления. Это критический момент, когда должен быть сделан решающий выбор: либо в сторону стагнации, застоя и разложения, либо в сторону динамичной модели развития страны. Если мы выбираем динамичную модель, мы должны коренным образом пересмотреть наше отношение к законодательству о местном самоуправлении и, в первую очередь, к финансовому, налоговому законодательству. Мы должны ввести понятие неотчуждаемого налогового минимума, к которому уже никто на протяжении десятилетий не может притронуться. Я считаю, что стержнем такого минимума должны стать все имущественные налоги, включая налог на землю, налог на имущество организаций. Эти налоги должны полностью и неотчуждаемым образом поступать в местные бюджеты. Наверное, надо ставить вопрос и о создании местного подоходного налога, ставки, вычеты и льготы по которому устанавливаются только на местном уровне. Только тогда, когда мы этот минимум создадим, появится смысл вести разговор о других вопросах.

И еще одну проблему, связанную с финансами, нам нужно будет решить. Это проблема финансового выравнивания на муниципальном уровне. Право субъектов федерации творить беспредел при распределении финансовых ресурсов между муниципальными образованиями сегодня закреплено в бюджетном кодексе, где не указаны никакие объективные параметры, руководствуясь которыми, субъект федерации обязан это делать. Необходимо детально и жестко прописать механизм финансового выравнивания в том самом цивилизованном виде, в котором он существует во всех государствах с местным самоуправлением.

Таков основной круг задач. Сегодня мяч находится в руках президента. Фракция "ЯБЛОКО" вступила в диалог с президентом по этому вопросу, мы открыли прямую линию этого диалога. Я не знаю, что из этого получится, мне кажется, что президент прислушивается к нашим аргументам. Если это так, если нам совместными усилиями удастся на него воздействовать, мы получим хороший результат. Если же возобладают воинствующие дилетанты, которые сегодня, к сожалению, во многом диктуют государственную политику, в ближайшее время местное самоуправление будут ждать тяжелые времена.

Государственная Дума, 19 января 2001 г.

обсудить дискуссию на тематическом форуме

См. также:

"ЯБЛОКО" призывает Владимира Путина не слушать советов "агрессивных дилетантов" и защитить местное самоуправление - пресс-релиз 19 января 2001 г.

Раздел "Самоуправление и федерализм" на сайте "ЯБЛОКА"

Владимир Путин обсудил с депутатами фракции "Яблоко" стратегию экономического развития России. Следующая встреча состоится в начале февраля 2001 года - пресс-релиз 26 декабря 2000 г.

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

info@yabloko.ru