[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис ВИШНЕВСКИЙ
ИНФЛЯЦИОННЫЙ УДАР
нанесли народу правительство и Госдума России
"Новая газета", 24.01.2002

       Подводя в предновогоднем обращении итоги минувшего года, Владимир Путин высказался в том духе, что жить стало лучше (хотя и не уточнил, кому именно).
       Возможно, оптимизм президента связан с тем, что он не платит за квартиру, электричество и газ, не пользуется ни личной автомашиной, ни общественным транспортом, путешествует на служебном спецсамолете или поезде и избавлен от необходимости покупать себе лекарства, книги, газеты, сигареты и спиртное.
       Те же, кто несет бремя указанных расходов регулярно (по самым скромным оценкам, это 99% граждан нашей страны), вряд ли разделят мнение главы государства. Им-то жить стало дороже — и весьма существенно. И станет еще дороже — благодаря правительству, где за экономику и финансы отвечают люди, почему-то считающиеся либералами.
       
       Первыми инфляционный «удар» почувствовали на себе те, кому нужны лекарства: с начала года они подорожали на 20—25%. Почему? Да потому что российское правительство еще летом 2000 года продавило через Думу вторую часть Налогового кодекса, где отменялось ранее действовавшее освобождение от НДС при реализации лекарств и медицинской техники.
       Правда, данное неприятное событие откладывалось до 1 января 2002 года, после чего о проблеме забыли — и вспомнили только минувшей осенью, когда противники повышения цен на лекарства попытались вновь отменить «лекарственный» НДС. Но не тут-то было! Под дирижерскую палочку представителей правительства в дружном порыве сплотились «Единство», СПС, ОВР, «Народный депутат», «Российские регионы» и ЛДПР и не позволили восстановить льготный режим — за его сохранение голосовали лишь депутаты от «ЯБЛОКА», КПРФ и аграрии. В итоге лекарства и медтехника подпали под 10-процентное обложение НДС, и одновременно был отменен перечень особо необходимых лекарств, реализация которых этим налогом не облагалась.
       Надо ли удивляться, что цены тут же подскочили? Вряд ли. Удивляться надо выступлению премьера Михаила Касьянова, который недавно публично негодовал по поводу вздорожания лекарств (!). Может быть, премьер не в курсе, какие законы подчиненное ему правительство проводит через парламент? Не менее удивительна и позиция заместителя министра финансов Сергея Шаталова, который во время думского обсуждения заявлял, что «введение НДС не приведет к увеличению цен на лекарства, поскольку они диктуются рынком». Наконец, забили в набат и депутаты Госдумы, давшие поручение комитету по бюджету и налогам «разобраться» с повышением цен на лекарства. Те самые депутаты, однако, которые только что отменили налоговые льготы. Трудно сказать, чего тут больше — лицемерия или непрофессионализма.
       
       Между прочим, по данным думского комитета по охране здоровья, даже в период действия льготы по освобождению медицинской отрасли от НДС лекарства были доступны только 40% населения России. Кстати, в большинстве стран Европы индустрия производства и реализации лекарств и медтехники или полностью освобождена от НДС, или он не превышает 6%. Так, во Франции соответствующий НДС составляет от 2% до 5,5%, в Испании — 3%, в Голландии и Бельгии — 6%, при том, что НДС на другие товары там доходит до 15—20%. Между тем уровень жизни в этих странах — не чета российскому.
       Вслед за лекарствами подорожали книги — многие на 40—50%, как следует из наблюдений автора, сделанных в ряде книжных магазинов Петербурга и Москвы. И здесь причина очевидна: с 1 января производители и продавцы печатной продукции также стали облагаться НДС по общей ставке в 20%. Да еще вступила в силу очередная глава правительственного Налогового кодекса, согласно которой книжная продукция стала облагаться еще и налогом с продаж. До сих пор в «книжной» отрасли действовала льгота по НДС, которая позволяла издательствам как-то выживать, а покупателю — приобретать книги по разумным ценам. Но правительству это не понравилось, и оно решило пополнить бюджет страны за счет покупателей (на которых, естественно, и будут переложены все расходы). Точно так же, как и с лекарствами, парламентская оппозиция попыталась продлить период освобождения от НДС — и точно так же эта попытка была заблокирована перечисленными выше проправительственными думскими фракциями.
       Подорожали и газеты: для периодических печатных СМИ с 1 января введен 10-процентный НДС, которого раньше не было. Одновременно с этим были отменены ранее действовавшие таможенные льготы на ввозимые издателями и редакциями бумагу, оборудование и материалы, отменено освобождение редакций СМИ, издательств и информационных агентств от налога на прибыль и льготные ставки аренды помещений. Что, по оценкам экспертов, приведет к росту цен на периодические издания на 45—50%, а тиражи газет могут упасть на 35—40%. Или резко сократится число печатных изданий, далеко не все из которых способны выжить в новых условиях.
       
       Те, кого поддерживает власть, конечно, без труда переживут новый налоговый режим, а остальным надо сказать, что называется, отдельное спасибо не только правительству.
       Следующий виток «инфляционной спирали» увеличил цены на бензин, сигареты и спиртные напитки — с 1 января, согласно еще одному решению, проведенному правительством через Думу, на 12% увеличились акцизы. Если кто не знает, то акциз — это налог, непосредственно включаемый в цену товара. Что мы частично уже видим по соответствующим ценникам, а частично увидим в скором времени.
       И наконец, по прошествии двух недель после Нового года грянуло 30-процентное повышение цен на железнодорожные билеты. При этом МПС уже сейчас дает понять, что это повышение не последнее и к лету билеты вполне могут подорожать еще. А почему, собственно, услуги железнодорожников должны перманентно расти в цене? Почему обычный купейный билет, скажем, из Петербурга в Москву должен за полтора последних года подорожать почти в два раза — при том, что инфляция за это время составила примерно 30%?
       
       Как выясняется, действовать подобным образом МПС (как и другим монополистам) разрешило российское правительство — видимо, полагая, что либеральный экономический курс заключается в предоставлении ведомствам, счастливо избавленным от конкуренции, полной свободы рук во вздувании цен. Иначе трудно объяснить, почему декабрьским решением правительства МПС, а также «Газпрому» и РАО «ЕЭС» разрешено повысить тарифы на 35% в течение нынешнего года. И иначе трудно объяснить, почему Министерство по антимонопольной политике (МАП) еще два года назад разрешило МПС… самому устанавливать цены на билеты в купейные вагоны и вагоны «СВ» — под тем предлогом, что они не являются «социально значимыми». Может быть, по мнению антимонопольного ведомства, в начале третьего тысячелетия мы должны ездить на верхних боковых полках плацкартных вагонов, все прочее — роскошь? Указанные плацкартные вагоны вообще могут считаться национальным позором, но дело не только в этом. Автору неизвестна ни одна страна в мире, где монополист получал бы право сам устанавливать тарифы на свои услуги, кроме России эпохи либеральных экономических реформ…
       К сожалению, описанными выше витками «инфляционная спираль» явно не ограничится.
       Для начала впереди — рост тарифов на электроэнергию и газ, и есть все основания полагать, что указанными выше 35% он не ограничится. Ведь любой рост указанных тарифов естественных монополий — лишь стартовое условие для раскручивания инфляции, поскольку от уровня этих тарифов напрямую зависят цены почти на все товары и услуги. В свою очередь, стоит им вырасти — и монополисты начинают жаловаться, что у них выросли затраты, и требуют нового повышения тарифов и так далее.
       В итоге «инфляционная спираль» начинает больше походить на штопор, а экономика напоминать систему с положительной обратной связью, входящую в режим ценового самовозбуждения. При этом правительство, и в том числе указанное выше МАП, что называется, и пальцем не шевелят, чтобы помешать монополистам вздувать тарифы. Напротив, всячески им потворствуют, легко соглашаясь с их требованиями. Но чего ждать в плане ограничения аппетитов РАО «ЕЭС» или «Газпрома» от МАПа, если им руководит Илья Южанов — старый товарищ Алексея Кудрина, Анатолия Чубайса и Алексея Миллера по совместной работе в питерской исполнительной власти? В итоге, например, отпускная цена на электроэнергию, вырабатываемую на АЭС в Сосновом Бору, в четыре раза ниже, чем «электрический» тариф для населения Петербурга. Куда уходит разница — нетрудно догадаться.
       Следующий «приятный сюрприз», который нас ждет, — рост квартплаты. Не стоит обольщаться тем, что правительство якобы отложило планы по немедленному введению 100-процентной оплаты жилищно-коммунальных услуг. Достаточно сравнить получаемые нами квитанции, чтобы убедиться в «ползучем наступлении» тарифов жилищных монополистов. В Петербурге эти тарифы за прошедший год без всякого объявления жилищно-коммунальной реформы выросли на 75% (сужу по собственным квитанциям), в Москве удорожание произошло более чем вдвое. Что касается нынешнего года, то, по признанию вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, сделанному 26 декабря на заседании Совета Федерации, жилкомхоз имеет право еще на 60% поднять свои тарифы.
       
       И еще одно, возможно, предстоящее событие — введение повременной оплаты телефонных разговоров, чего упорно добиваются телефонные компании и покровительствующее им Минсвязи. «Обычные» телефонные тарифы во многих российских регионах с нового года уже возросли процентов на 10—15, и, скорее всего, возрастут еще, поскольку их установление находится полностью в руках правительственных структур. Что касается «повременки», то правительство буквально ложится костьми, чтобы затормозить в Думе принятие закона, запрещающего принудительное введение повременной оплаты и дающего потребителю право выбора между нынешней абонентской системой и «повременкой». Еще в мае прошлого года он был принят в первом чтении, а добраться до второго пока не может. При этом министр связи Леонид Рейман объясняет, что закон неприемлем, поскольку-де «предоставление возможности выбора системы оплаты услуг телефонной связи приведет к снижению доходов операторов связи». Не перепутал ли министр интересы граждан с интересами телефонных компаний?
       Заметим, что если чуть глубже «копнуть» тему цен и тарифов естественных монополий, то выяснятся весьма любопытные вещи. «Объясняя» необходимость роста тарифов монополистов, нам, как правило, говорят, что тарифы занижены, а потому не покрывают расходов, не позволяют развиваться и обновлять устаревшее оборудование. И стоит только поднять тарифы до «экономически обоснованного» (читай: назначенного самим монополистом, исходя из своих потребностей) уровня, как все будет хорошо и просто замечательно…
       Что ж, о том, насколько все будет хорошо, мы можем судить по состоянию наших домов, дворов и подъездов: сколько ни повышай квартплату, чище не становится, и как надо было самому платить за любой ремонт, так надо платить и дальше. Удорожание общественного транспорта или увеличение платы за телефон также ничуть ни приводят к улучшению качества услуг. Так с какой стати мы должны верить монополистам и правительственным чиновникам, лоббирующим их интересы? Не точнее ли будет предположить, как это сделал недавно мой питерский коллега, что тарифы монополистов вообще не имеют ничего общего с экономикой, поскольку являются лишь финансовой составляющей их политического ресурса? С которым у них все в порядке, судя по результатам.
       Ну а тезис о «заниженности» тарифов монополий вообще не выдерживает никакой критики. Во всяком случае, по данным советника президента по экономике Андрея Илларионова, за последние десять лет тарифы естественных монополий росли в 3—4 раза быстрее, чем потребительские цены. При этом РАО «ЕЭС», «Газпром» и МПС, производя как десять лет назад, так и сегодня около 10% всей российской продукции, нынче получают 18% всех российских инвестиций, а десять лет назад получали 8%. Зато получаемая их работниками заработная плата за годы реформ выросла с 3% до 6,5% от всей зарплаты, выплачиваемой в стране. Ажур?
       …Одна из причин, по которой многие готовы простить Владимиру Путину и разгром НТВ, и уничтожение ТВ-6, и советский гимн, и «Курск», и даже войну в Чечне, — проведение либерального экономического курса. Но это не более чем миф, хотя и один из самых устойчивых в отечественном «информационном пространстве».
       Экономический либерализм в его классическом понимании — это низкие налоги, низкая инфляция, низкие государственные расходы и равные и честные правила игры на рынке. Насколько «честны» российские правила игры — нет нужды доказывать. Государственные расходы растут из года в год (одна лишь президентская администрация в этом году стала обходиться вдвое дороже, чем в прошлом). Что касается низких налогов и низкой инфляции — все уже сказано выше. И не надо рассказывать сказки о том, что инфляция в 2002 году составит 12—14%. Впрочем, в правительстве все понимают прекрасно, более того — совершенно намеренно закладывают в бюджет-2002 заниженную инфляцию. Ведь тогда, когда она на самом деле составит 20—25%, будут получены гигантские дополнительные «инфляционные» доходы, которыми правительство сможет отчитаться о своей «блестящей» работе и которые сможет распределить без всякого парламента…
       А потому не стоит умиляться, когда президент, на которого заботливо наведена телекамера, дает очередное поручение повысить зарплату или пенсии и беспокоится о том, чтобы эти прибавки «не съела инфляция».
       Все, что получено, уже давно «съедено», господин президент
       И то, что еще не получено, тоже.

"Новая газета", 24.01.2002

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Автора: Борис Вишневский

"ЯБЛОКО" предлагает альтернативную концепцию реформы ЖКХ - пресс-релиз 24 января 2002 года

Фракция "ЯБЛОКО" заявляет о своих приоритетах в весенней сессии - пресс-релиз 24 января 2002 года

Андрей Илларионов: Повышение тарифов монополий ведет к увеличению нерыночного сектора экономики - Полит.Ру, 23 января 2002 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]