[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Пенсионная реформа: что нас ждет?
Санкт-Петербургский Курьер, 31 января - 7 февраля 2002 года

Три новых пенсионных закона, вступивших в силу с 1 января 2002 года - «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.01 № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.01 № 167-ФЗ и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01 № 173-ФЗ серьезно изменили действующую в России пенсионную систему. При этом разобраться во всех деталях новой системы и вникнуть в непростую механику расчетов непросто даже специалистам – не говоря о самих пенсионерах, которые сегодня почти безуспешно пытаются понять, какую же все-таки пенсию они должны получать…

Конечно, в рамках одной газетной статьи невозможно рассказать обо всех особенностях новой системы, пересказать и разъяснить положения трех законов, занимающих более полусотни страниц убористого текста с таблицами и формулами.  Попытаемся, впрочем, обрисовать хотя бы самое главное – с твердым обещанием продолжить тему, если у читателей появятся вопросы.

Пенсии: типы и виды

Итак, все выплачиваемые в стране пенсии отныне делятся на два типа. Это государственные пенсии - выплачиваемые за счет федерального бюджета, и трудовые пенсии - выплачиваемые за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР),  которые, в свою очередь, формируются из страховых взносов, отчисляемых из фонда оплаты труда пропорционально зарплате работников. 

Государственные пенсии бывают нескольких видов: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Соответственно, они выплачиваются следующим категориям граждан:

·                   пенсия за выслугу лет - федеральным государственным служащим и военнослужащим;

·                   пенсия по старости - гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (в том числе, «чернобыльцам»);

·                   пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

·                   социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам, к которым относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, представители малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие при этом права на трудовую пенсию.

Государственная пенсия для всех перечисленных этих категорий граждан, согласно закону – это форма компенсации им утраченного заработка на госслужбе, или форма компенсации вреда, нанесенного их здоровью во время военной службы, в результате катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца. Что касается нетрудоспособных граждан, то им государственная пенсия выплачивается, чтобы предоставить средства к существованию.

Право на получение трудовой пенсии имеют все, кто застрахован в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Иначе говоря, все, с чьей зарплаты не менее пяти лет отчислялись страховые взносы в ПФР. Это касается большинства нынешних и будущих пенсионеров. Трудовые пенсии, аналогично государственным, также бывают нескольких видов – по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из трех частей. Это – базовая часть, страховая и накопительная. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит только из базовой и страховой частей. Более подробно об этом мы расскажем ниже.

Естественный вопрос – а как быть, если человек имеет право на различные пенсии или различные виды пенсий? Вот что говорит закон: «гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору». При этом добавляется: «если иное не предусмотрено федеральным законом». Что же это «иное»? В отдельных случаях, которые будут указаны ниже, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии).

Государственные пенсии

Начнем с того, кто имеет право на получение двух пенсий одновременно и полностью.

Согласно пункту 3 статьи 3 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», это право предоставляется:

·                   гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы – им могут устанавливаться пенсия по инвалидности #M12293 0 901806803 1265885411 24259 3548157155 282211865 43517709 4 924648190 1273и трудовая пенсия по старости;

·                   участникам Великой Отечественной войны – им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

·                   родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий – им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.  #M12293 4 901806803 1265885411 24262 3868563486 2130624829 282211864 296770259 2323509361 77

·                   вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак – им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

·                   нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения – им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.

Кроме этого, право на получение государственной пенсии за выслугу лет одновременно с частью трудовой пенсии по старости или по инвалидности имеют федеральные государственные служащие. 

Что касается размера государственных пенсий разных видов – закон предусматривает достаточно разветвленную схему, которую никак невозможно полностью воспроизвести в газетной статье. Отметим лишь некоторые моменты.

Пенсия для федеральных государственных служащих, отработавших не менее 15 лет, устанавливается в размере 45% их среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии. За каждый год стажа госслужбы сверх 15 лет к пенсии добавляется по 3% среднемесячного заработка. При этом верхний предел пенсии – 75% от средней зарплаты, полученной на госслужбе.

Для военнослужащих (кроме тех, кто служил по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) размеры пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности определяет отдельный закон – «О пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Что касается «призывников», то для них пенсия по инвалидности в зависимости от причины травмы и группы инвалидности устанавливается в диапазоне от 150% до 300% от размера базовой части трудовой пенсии по старости, который составляет 450 рублей. Иными словами, пенсия составит от 675 до 1350 рублей. Примерно такой же диапазон – для пенсий по случаю потери кормильца для членов семей «призывников», которые выплачиваются на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Для участников войны пенсия по инвалидности составит от 150% до 250% от базовой части трудовой пенсии, иначе говоря – от 675 до 1125 рублей.

Для жертв радиационных и техногенных катастроф пенсия по старости назначается в размере от 200% до 250% базовой части трудовой пенсии, или от 900 до 1125 рублей.

Наконец, социальная пенсия для нетрудоспособных граждан составит от 400 до 450 рублей.

Заметим, что базовая часть трудовой пенсии, как и остальные ее составляющие, теоретически подлежит  индексации с учетом инфляции. Но какой будет эта индексация и насколько она сможет компенсировать рост цен – неизвестно. Далее мы рассмотрим эту проблему более подробно.

И еще: согласно закону, тем, кто имеет право на государственную пенсию, и кому пенсия ранее была назначена по другим основаниям, она  пересчитывается по указанным выше нормам. А если размер ранее назначенной пенсии (для отдельных категорий пенсионеров, получающих в соответствии с законодательством Российской Федерации одновременно две пенсии, - сумма двух пенсий) превышает размер пенсии, полагающийся по закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», то пенсия, назначенная в соответствии с этим законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.

Трудовые пенсии по старости

То, что касается расчета трудовых пенсий – наиболее запутанная и сложная часть новой пенсионной системы. Тем не менее, попробуем в ней разобраться.  

Базовая часть трудовой пенсии по старости, как уже было указано, устанавливается  в сумме 450 рублей в месяц. Правда, есть исключения: для тех, кому не менее 80 лет, а также инвалидам первой группы, базовая пенсия составит 900 рублей. Для тех, на чьем попечении находятся нетрудоспособные члены семьи, базовая пенсия также будет больше: при наличии одного такого члена семьи - 600 рублей в месяц, при наличии двух таких членов семьи - 750 рублей в месяц, при наличии трех и более таких членов семьи - 900 рублей в месяц. Если же нетрудоспособные члены семьи находятся на иждивении тех, кому не менее 80 лет или инвалидов первой группы, их базовая пенсия составит (в зависимости от количества иждивенцев) соответственно 1050, 1200 и 1350 рублей в месяц.

Страховая часть рассчитывается при помощи математической формулы: так называемый «расчетный пенсионный капитал» (сумма уплаченных человеком страховых взносов в ПФР) делится на «период дожития». Пенсионный капитал формируется за счет определенного процента страховых взносов, поступающего в бюджет ПФР. Запомним цифру: всего в ПФР поступает 14% от нашей зарплаты, а далее эти проценты «расщепляются» на «страховую» и «накопительную» составляющие.

Расчетные таблицы составлены в весьма непростом виде. Но, например, для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше на эти цели соответствующим работодателем (организацией, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем) на финансирование страховой части трудовой пенсии отчисляется 14% от зарплаты работника, если она не превышает 100 тысяч рублей в год. При большей зарплате применяется регрессивная шкала.

Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения, зарабатывающих не более 100 тысяч рублей в год, на страховую часть пенсии отчисляется 12% от зарплаты. Остальные 2% зарплаты пойдут на «накопительную» составляющую.

Для мужчин и женщин 1967 года рождения и моложе «страховой» процент в 2002-2006 годах будет плавно уменьшаться с 11% до 8%, и на этом остановится. Соответственно, «накопительный» процент будет расти с 3% до 6%. Но в сумме всегда будет, как уже сказано, 14% от зарплаты.

Что касается «периода дожития», то этим жаргонным выражением (в законе дано более длинное определение) комментаторы новой пенсионной системы называют число месяцев, на протяжении которого должна (в среднем) выплачиваться пенсия после ее назначения.

Сейчас этот «период» установлен в 228 месяцев, или в 19 лет. Иначе говоря – считается, что средний пенсионер должен прожить, получая пенсию, не более, чем  до 79 лет (для мужчин) и 74 лет (для женщин). Если же человек вышел на пенсию позднее пенсионного возраста (напомним, это 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), то «период дожития» соответственно сокращается – но не может составлять менее 168 месяцев (14 лет). При этом сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц. И еще: указанного выше размера в 228 месяцев (19 лет) «период дожития» достигнет лишь к 2013 году. В 2002 году он установлен в 12 лет, затем на протяжении восьми лет он будет ежегодно увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 16 лет, а затем на протяжении еще трех лет будет ежегодно увеличиваться на год.

Заметим, впрочем, что имеет место определенное лукавство. Мужчины в России, как известно, живут меньше, чем женщины. И до среднего возраста в 79 лет, к сожалению, «не дотягивают». Что означает: пенсия для них изначально спланирована меньшей, чем обязана быть – исходя из их реальной средней продолжительности жизни…Ведь при расчете пенсии «период дожития» стоит не в числителе, а в знаменателе…

Ну, а как быть с нынешними пенсионерами, у которых еще нет никакого «расчетного пенсионного капитала», уплаченного ПФР, исходя из приведенных в законе таблиц? Как быть с теми, кто готовится к выходу на пенсию, и уже не успеет своими страховыми взносами обеспечить себе мало-мальски значимый «расчетный капитал»?

Об этом, и о многом другом – во второй, заключительной части статьи.  

Пенсионная реформа: что нас ждет? 

            (Окончание. Начало в номере от 31 января)

В предыдущей статье мы остановились на проблеме определения «страховой» части трудовой пенсии по старости для тех, у кого еще нет так называемого «расчетного пенсионного капитала», применяемого для исчисления пенсии.

Это касается, во-первых, нынешних пенсионеров – которым надо пересчитать трудовую пенсию по новым законам. А, во-вторых, это касается пенсионеров будущих – тех, кто еще только собирается на пенсию через год, или через 5-10 лет или больше.

Конечно, в годы, оставшиеся до назначения пенсии, успеет накопиться какой-то «пенсионный капитал», но очевидно, что его будет недостаточно для получения нормальной пенсии. Между тем, все прежние годы  с зарплаты  этих людей – и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто в будущем станет пенсионером, – уже отчислялись деньги на «пенсионные» цели! Сперва они назывались взносами на государственное социальное страхование, затем – страховыми взносами в ПФР, затем - единым социальным налогом…

Как быть? 

Закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01 № 173-ФЗ дает ответ на этот вопрос. В соответствии с 30-й статьей закона, для всех нынешних пенсионеров и тех, кто работал на 1 января 2002 года, их стаж работы и прежний заработок специальным образом преобразовываются (конвертируются) в расчетный пенсионный капитал. Величина этого расчетного капитала и будет определять страховую часть трудовой пенсии.

Что такое «конвертация»?

Конвертация (преобразование) пенсионных прав каждого из пенсионеров или работающих граждан будет проведена следующим образом.

Сперва, согласно закону, должна быть определена так называемая «расчетная пенсия» РП. Ее величина определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по следующей формуле:

                                        

РП =   СК* (ЗР/ЗП)*СЗП,   где

                            

ЗР - среднемесячный заработок гражданина за 2000-2001 годы,  либо за любые 60 месяцев подряд его прежней трудовой деятельности; 

ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период (соответствующие таблицы можно найти в органах социального обеспечения или отделениях ПФР);

СЗП - среднемесячная заработная плата в стране за третий квартал 2001 года, применяемая для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий и утвержденная правительством РФ (это – уже известная величина, которая составляет 1671 рубль); 

СК - стажевый коэффициент, который составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной выше продолжительности (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), но не более чем на 0,20. Иными словами, СК не может быть больше, чем 0,75. Исключение: для инвалидов третьей группы СК составляет 0,30.

Согласно закону,  величина (ЗР/ЗП), учитывается в размере не свыше 1,2. Иначе говоря, если нынешний или будущий пенсионер получал зарплату больше, чем на 20% превышающую среднюю зарплату по стране – это уже никак не повлияет на размер его пенсии. Тем самым, заметим, сохранено одно из самых одиозных положений прежнего пенсионного закона, фактически уравнивающего многих из тех, кто получал за свой труд существенно разные зарплаты.

Впрочем, для тех, кто проживал или проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, величина (ЗР/ЗП) в разных ситуациях, в зависимости от величины районного коэффициента, может учитываться в размерах от 1,4 до 1,9.

Добавим еще, что величина РП не может быть менее 660 рублей.

Другое положение прежнего пенсионного закона, к сожалению, сохранившееся и в новом законе – использование для расчета пенсий не реальной, а утвержденной  правительством зарплаты СЗП. В чем разница? А в том, что утверждаемая правительством средняя зарплата по стране, как мне неоднократно приходилось писать, в полтора-два раза меньше, чем реальная средняя зарплата, определяемая Госкомстатом. Убедиться в этом нетрудно. Так, в третьем квартале 2001 года реальная средняя зарплата по стране составляла примерно 3300 рублей, а правительство утверждало своим постановлением величину 1671 рубль. А, например, в первом квартале 2001 года Госкомстат давал величину в 2900 рублей, а правительство применяло для пенсионных расчетов совсем другую величину – 1522 рубля. Насколько при этом уменьшались пенсии – каждый может подсчитать сам…

Наконец, нетрудно видеть, что приведенная формула расчета РП полностью скопирована  из «старого» закона «О государственных пенсиях в РФ». Величина СК*(ЗР/ЗП) – это так называемый ИКП, индивидуальный коэффициент пенсионера. А расчетная пенсия РП, как и прежде, вычисляется путем умножения ИКП на среднюю зарплату по стране, утверждаемую правительством. 

Из этого следует вывод: для тех, кто уже вышел на обычную трудовую пенсию, не работал на Севере, и не имеет прав на получение второй пенсии, в результате вступления в силу новых пенсионных законов ничего не изменится. Их пенсия останется прежней. 

Правда, для некоторых категорий нынешних пенсионеров изменение все-таки произойдет. В первую очередь, это касается работающих пенсионеров – прежде они не могли получать пенсию, рассчитанную с применением ИКП, и автоматически увеличивающуюся при росте средней зарплаты по стране. Их пенсия рассчитывалась по другому закону и оказывалась (опустим детали) существенно меньше. Теперь это ограничение снято. Кроме этого, в полном размере будут получать пенсию пенсионеры, проживающие в домах-интернатах.

После того, как определена величина расчетной пенсии, можно вычислить расчетный пенсионный капитал ПК по формуле:

ПК = (РП – БЧ)*Т, где  

БЧ – размер базовой части трудовой пенсии, Т – «период дожития», упомянутый в предыдущей статье автора. 

К этому капиталу, начиная с 1 января 2002 года, для работающих граждан добавляется указанный в законе процент страховых взносов от их зарплаты. Напомним, что для мужчин старше 50 лет и женщин старше 46 это 14%, для более молодых – процент снижается, как это описано в предыдущей статье автора, но зато добавляются страховые взносы, идущие на накопление. 

Наконец, разделив ПК на период дожития «Т», получаем величину СЧ – страховую часть трудовой пенсии.

А что делать при неполном трудовом стаже (менее «базового», составляющего 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин)?  В этом случае ПК умножается на коэффициент – отношение фактического общего трудового стажа к «базовому». Так, для женщин, отработавших на 1 января 2002 года только 10 лет, ПК будет вдвое меньше рассчитанного, исходя из приведенных выше формул.

Впрочем, определения трудового стажа следует коснуться отдельно. 

Как считать трудовой стаж?

Расчет трудового стажа – одна из самых острых проблем пенсионного законодательства. И немудрено – ведь от его величины всегда зависела величина пенсии. Между тем, в старом пенсионном законодательстве существовали так называемые «нестраховые периоды», которые в стаж не включались, поскольку в это время человек не подлежал государственному пенсионному страхованию и за него не отчислялись пенсионные страховые взносы. К ним относились, например, время ухода за маленьким ребенком, время ухода за инвалидом, время ухода за ребенком-инвалидом, время ухода за престарелым, время учебы в вузе или аспирантуре, время пребывания женщины в месте службы мужа-военного.

Ну, а что же – в новом законе? Увы: он немногим лучше старого. А то и хуже.

Согласно 11-й статье закона «О трудовых пенсиях», в стаж, наравне с периодами работы,  включаются:

период прохождения военной службы и службы, к ней приравненной;

период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Что касается периода ухода за ребенком – он теперь засчитывается в стаж, но лишь при уходе одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, и не более трех лет в общей сложности. Но, во-первых, это будет относиться только к тем, кто будет сидеть с ребенком после 1 января 2002 года. А для тех, кто сидел с ребенком в предыдущие годы, они будут вычеркнуты из стажа. Во-вторых, до 1998 года в стаж засчитывалось, в общей сложности, до девяти лет ухода за каждым ребенком до трех лет. 

Если же говорить о периоде учебы в вузе или аспирантуре или времени пребывания в месте военной службы мужа – эти годы в стаж по-прежнему не входят. Кроме этого, не будет учитываться (как это было до 1998 года) в двойном или тройном размере время работы в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Все это можно расценить только негативно. Не должно государство в одностороннем порядке менять правила, по которым живут граждане. Ведь люди, которые вдруг потеряли годы в пенсионном стаже, сейчас в силу возраста, состояния здоровья не могут вновь пойти на работу, чтобы «добрать стаж». А люди, работавшие во время войны или блокады? Ведь они работали отнюдь не по восемь часов в сутки, а в два, а то и в три раза больше. Как же можно исчислять стаж их работы чисто календарно? Увы, все эти вопросы правительство, видимо, сочло несущественными…

Накопил – и машину купил?

Ранее мы уже рассмотрели базовую и страховую части трудовой пенсии по старости. Осталась последняя часть – накопительная. Формально она рассчитывается проще всего: сумма пенсионных накоплений застрахованного лица на день, с которого ему назначена накопительная часть пенсии, делится на «период дожития»:

НЧ = ПН/Т, где

НЧ – накопительная часть пенсии, ПН – сумма пенсионных накоплений, Т – период дожития.

Наконец, полная пенсия будет выглядеть так:

П = БЧ + СЧ + НЧ, где

П – размер трудовой пенсии по старости, БЧ – ее базовая часть, СЧ – страховая часть, НЧ – накопительная часть.

Трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца рассчитываются по похожим формулам, которые не позволяет привести объем данной статьи. Все они указаны в 15-й и 16-й статьях закона «О трудовых пенсиях».

Напомним, что для всех, кто выйдет на пенсию не позднее 2013 года, с зарплаты не производится отчисление страховых взносов на накопление. Эта часть пенсии для них будет нулевой. Что касается остальных – величина накопительной части их пенсии будет зависеть от того, насколько удачно ПФР организует «инвестирование» соответствующих средств. К сожалению, твердых гарантий этого нет – и если выяснится, что «накопительные» деньги вложены не слишком-то эффективно, предъявить претензии будет не к кому.

Правда, в новых пенсионных законах записано, что и базовая, и страховая, и накопительная части трудовой пенсии подлежат индексации с учетом темпов роста инфляции. Если инфляция превысила 6% за квартал – индексация производится раз в три месяца, если инфляция составила менее 6% - раз в полугодие. Но коэффициенты индексации базовой и страховой частей пенсии – в чем и заключается «маленькая хитрость» нового пенсионного законодательства – определяет правительство РФ. При этом закон вовсе не обязывает правительство (что было бы логично) индексировать пенсии в той пропорции, в которой растут цены. И есть большие основания полагать, что правительственная индексация будет здорово отставать от роста инфляции. Что касается индексирования накопительной части пенсии – она будет проводиться ежегодно «с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений». Не  будет доходов – не будет и индексации…

В заключение отметим, что все три новых пенсионных закона написаны просто безобразно – с точки зрения их понимания людьми, не являющимися специалистами пенсионного дела. Да и специалисты, судя по всему, тоже испытывают  трудности с пониманием норм, которые сложно и невнятно трактуют важнейшие для миллионов граждан вопросы. Что же говорить об остальных? Между тем, есть простой принцип: законы должны быть понятны не их авторам, а тем, кого они касаются. Не забыли ли его те, кто готовил пенсионную реформу?

Санкт-Петербургский Курьер, 31 января - 7 февраля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Автора: Борис Вишневский

Раздел "Социальная политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]