[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Мельников
Всем акцизам акциз
"Время МН", 23 мая 2002 года

На этой неделе Госдума рассматривает законопроект "Об изменении акцизной политики". Один из ключевых вопросов — табачный акциз. Цена вопроса велика — 30 млрд рублей возможных бюджетных поступлений.

В настоящее время в России эффективно действует специфическая (в рублях за тысячу штук табачных изделий) ставка акциза. Эта система была введена в действие в 1997 году и, несмотря на протесты некоторых табачных производителей, предсказывавших пять лет назад скорое разорение табачных предприятий, привела к впечатляющему росту табачной промышленности (за период 1998-2001 годов производство увеличилось почти вдвое, доходы государства выросли в 15 раз).

Такой значительный рост был достигнут в том числе и потому, что табачная индустрия получила за эти годы значительные льготы как по региональным, так и по федеральным налогам (например, в 2000-2001 годах компании "Альвис", "Астраханская табачная фабрика", "Балканская звезда", "БАТ Саратовская табачная фабрика", "Бийская табачная фабрика", Канская табачная фабрика", "Лиггет-Дукат", "Нево-табак" получили льготы по НДС по импорту технологического оборудования).

Следует заметить, что за прошедшие годы отрасль стала получать довольно приличные прибыли. Несколько ярких примеров — компания "Philip Morris Ижора" выплатила своим акционерам по итогам 2001 года 50 млн долларов. Компания British American Tobacco, несмотря на значительное перепроизводство табачной продукции в России, по словам директора по корпоративным связям BAT В.Аксенова, "вкладывает прибыль в развитие производства и дистрибуции" и готова потратить на эти цели 25 млн долларов. Компания "Донской табак" находит возможность направить 2,5 млн долларов на покупку производств, не связанных с табачным бизнесом.

Нелишне также отметить, что уровень налогообложения в табачной промышленности России намного ниже, чем в развитых странах мира, а абсолютный уровень цен на сигареты и папиросы вообще запредельно низкий (есть марки сигарет, стоимость пачки которых меньше стоимости проезда на метро). Соответственно сигареты и папиросы, являющиеся социально вредным товаром, легко доступны подросткам. Неудивительно поэтому, что социологические опросы, проведенные как среди подростков, так и среди взрослых, называют одной из основных причин курения то, что "сигареты легко купить". За последнее время количество курящих подростков увеличилось.

Во многих развитых странах мира один из основных инструментов борьбы с курением — рост акциза. Его увеличение предлагается правительством России и даже самими табачными компаниями (как справедливо отмечал представитель British American Tobacco, "...есть один налог, который имеет резервы для роста. Это акциз на табачные изделия. Сейчас в России ставка акциза является одной из самых низких в мире"). Однако величина предлагаемого роста очень небольшая и составляет всего лишь 70%. По данным же нашего исследования, проведенного в Москве, за период 2000-2001 годов и I квартал 2002 года при общем росте потребительских цен на 50% и росте акциза на 60% цены на сигареты и папиросы увеличились всего лишь на 3%. Таким образом, сигареты и папиросы в относительных ценах стоят сегодня в полтора раза меньше того, что они стоили 2 года назад. Повышение акциза в 4 раза приведет к тому, что относительные цены на табачные изделия всего лишь вернутся к уровню 2000 года.

Если табачный акциз будет повышен в 4 раза, доходы государства (составляющие сейчас 9 млрд рублей) увеличатся на 30 млрд рублей. Однако эти деньги еще нужно "уметь взять", поэтому вторым ключевым вопросом является конструкция акциза. Здесь государство подвергается активной атаке со стороны табачных лоббистов. Суть вопроса в том, что некоторые табачные компании, среди которых выделяется British American Tobacco, пытаются навязать России вместо специфической (в рублях за тысячу штук) так называемую комбинированную ставку акциза (в рублях за тысячу штук + процент от отпускной цены). Цель предложений проста — получить дополнительные выгоды за счет государственного бюджета путем уменьшения налога, выплачиваемого со своих марок сигарет.

Следует иметь в виду, что основные объемы продаж этой группы компаний, по нашей оценке, приходятся как раз на те самые упомянутые выше недорогие сигареты, которые обладают высокой степенью доступности прежде всего для подростков. Фактически речь идет о дотациях из государственного бюджета производителям дешевых сигарет для поддержания низких цен на их продукцию.

British American Tobacco ссылается на опыт Европы, где якобы действует комбинированная ставка, но при этом не договаривает "всего лишь" то, что: а) в Европе данная система существенно отличается по конструкции (база для исчисления адвалорного элемента не оптовая, а розничная цена), б) является продуктом исключительно политического компромисса при создании ЕС и эволюционирует в сторону исключительно специфической системы. Следует также иметь в виду, что в США, Канаде и Японии установлены специфические ставки акциза на табачные изделия.

Немаловажно отметить, что в Европе доходы госбюджета в странах, использующих преимущественно специфическую систему акцизного обложения, выше, чем в странах, преимуществом в которых обладает адвалорный элемент. Как справедливо сказано в исследовании Института экономики переходного периода "Совершенствование акцизного налогообложения продукции табачной промышленности" (Москва, 2000), "это отнюдь не совпадение, что доходы правительства, поступающие от продаж сигарет в Дании, Ирландии и Великобритании, значительно... выше, чем во Франции, Испании и Италии, поскольку у последних наблюдаются более высокие объемы продаж дешевых сигарет, адвалорный акцизный налог с которых, естественно, ниже".

Сегодня задача государства заключается в том, чтобы руководствоваться в реформе табачного акциза не лоббистскими письмами отдельных производителей, а строгим расчетом и государственными интересами. Предложение о принятии единой специфической ставки акциза при общем росте акцизного обложения в 4 раза строго просчитано и отвечает государственным интересам.

"Время МН", 23 мая 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Алексей Мельников

«Если помимо лекарств надо поддерживать дешевые сигареты, давайте обсуждать это открыто» Беседовала Светлана ЛОЛАЕВА "Время новостей", 23 мая 2002 года

Алексей Мельников Реформа табачного акциза "Ведомости", 17 мая 2002 года

Мельников Алексей Юрьевич Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Министру финансов Российской Федерации КУДРИНУ А.Л. - ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС 15 апреля 2002

А. Ю. Мельников Мнение депутата: адвалорная система акцизов предпочтительна для производителей дешёвого сегмента "Русский табак", 8 апреля 2002 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]