[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Наталья Савицкая
Дума о школьниках
Новый закон о государтсвенном стандарте стимулирует процессы модернизации - считают наши законодатели
Независимая газета, 20 июня 2002 г.
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект федерального закона "О государственном стандарте общего образования". Не имевшая ранее такого закона образовательная система России испытывает сегодня немалые трудности, особенно после того, как был провозглашен курс на модернизацию. Появившиеся десять лет назад авторские школы и негосударственные учебные заведения стремились наилучшим образом "зарекомендовать" себя, применяя авторские методики и вводя в сетку расписания все новые предметы. Им подражали, естественно, обычные, общеобразовательные школы. Ситуация, когда каждая школа мечтала учить детей по своим, особым, программам, привела сегодня родителей к полной дезориентации: какие знания должны получать их дети бесплатно, а какие - как оплачиваемые дополнительные услуги. Каков норматив?

Законопроект о стандартах рождался в жарких дискуссиях. В основе споров, как отмечает председатель комитета по образованию и науке Александр Шишлов, лежали три несовместимые установки: ведомственная - монополизировать всю работу над проектом, охранительная (озвученная Российской академией образования) - сузить рамки излишней свободы школы и исполнительной власти, либеральная (предложенная "ЯБЛОКОМ") - создать "рамочный стандарт", который бы упорядочил образовательную деятельность школы.

Так или иначе, но законопроект о стандартах зрел долго и был принят в результате плодотворного труда согласительных комиссий. Благодаря новому закону, как надеются его лоббисты, все преобразования пойдут ныне на новом, более качественном уровне. По крайней мере многие яркие нововведения модернизации, включая единый государственный экзамен и подушевое финансирование, тормозились ранее именно из-за отсутствия закона о госстандартах. Возможно, теперь переход на новые финансовые механизмы сможет осуществиться безболезненно, и государство, как надеется Александр Шишлов, сможет "точно узнать, сколько оно платит за каждого ученика".

Впрочем, чтобы школьные нормативы учитывались в федеральном бюджете, законопроекту необходимо пройти второе и третье чтения в Государственной Думе РФ и получить одобрение президента Путина. А уже затем на основании закона будут разработаны сами образовательные стандарты в соответствии с заложенными принципами, утверждены методики расчетов, и, возможно, в федеральном бюджете на 2004 год появится строка… Образование перестанут финансировать по остаточному принципу.

Итак, что прописано в законе уже сегодня? Установлен срок обучения - 11 лет. В своих комментариях к этому пункту Александр Шишлов отметил, что это не означает "невозможности перехода на 12-летнее образование в дальнейшем… просто вопрос этот будет отныне решаться только на законодательном уровне". В законопроекте введено понятие "школьного компонента" (не менее 10%) наряду с "федеральным" (75%) и "региональным" (не менее 10%). Это означает, что школа получит свою долю самостоятельности в составлении учебных планов и появится возможность для вариативности общего образования. Предусмотрен в законопроекте и "профильный компонент", то есть будет разработан стандарт для профильной школы. Здесь, пожалуй, важен еще один момент: стандарт предусмотрен не только для основного общего образования (1-9 классов), но и для среднего (1-11 классов). Определены нормы учебной нагрузки, установлен максимум: при 5-дневной неделе - 10 500 часов, при 6-дневной - 11 500 часов (аудиторных занятий). Отрегулированы правовые отношения при осуществлении контроля за исполнением госстандарта. Например, государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется бесплатно для обучающихся. При неисполнении школой госстандарта ученики и их родители вправе предъявить к учебному заведению свои претензии.

После рассмотрения законопроекта в первом чтении начнется, пожалуй, самый важный этап работы. Ко второму чтению в Думе разработчикам закона необходимо представить полную главу "Содержание стандарта", ту о которую, собственно, и ломаются все копья. Так что во избежание тупиковой ситуации разработчики попытаются максимально уйти от "детальной предметной прописи", потому что иначе каждый член комиссии будет "тянуть одеяло на себя" и объявлять свой предмет самым важным. Личная позиция Александра Шишлова такова: "Выпускник школы должен прежде всего знать свои права, иметь гражданскую позицию, свободно разговаривать на других языках, быть с компьютером на "ты", уметь "добывать" нужную для себя информацию". С позицией Александра Шишлова солидарны многие академики… правда, с небольшим уточнением: все эти навыки и важные знания ребенок приобретает не за счет сокращения часов по математике и русскому языку. Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, комментируя эту ситуацию, замечает: "Математика должна пронизывать все ступени школы на протяжении всех лет обучения ребенка… Кстати, в докладе Национальной комиссии США по образованию вновь подняли вопрос о прорехах в математическом образовании школьников. Математика способствует развитию логики, без которой в современном обществе человеку пришлось бы крайне трудно…"

Независимая газета, 20 июня 2002 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Александр Шишлов

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика