[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Павел Аптекарь, Владимир Шпак
Милость к падшим
Конституционный суд разрешил главам регионов избираться еще два раза
"Время новостей", 10 июля 2002 года

Политическая ситуация изменилась. Спустя два года после административной реформы Кремль прекратил гонения на нынешнюю региональную элиту, фактически разрешив действующим губернаторам и маленьким президентам оставаться на своем посту столько, сколько они захотят. Сначала это решение провели через Государственную думу, а вчера Конституционный суд принял решение, позволяющее действующим губернаторам отсчитывать срок полномочий от октября 1999 года, то есть от того момента, когда в силу вступил закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации".

Конечно, при желании это можно истолковать так, как это сделал в беседе с газетой "Время новостей" депутат Госдумы от фракции "Яблоко" Сергей Митрохин: "Решение, по сути дела, означает, что Кремль расписался в своем бессилии перед давлением региональных лидеров, желающих избираться на второй, и третий, и четвертый сроки". Однако скорее всего ближе к истине высокопоставленный кремлевский чиновник, объяснивший позицию Кремля тем, что у федеральной власти нет "и никогда не было" желания вести с нынешними региональными лидерами "войну на уничтожение". По словам замглавы администрации президента Дмитрия Козака, решение КС ставит точку в спорах о губернаторских сроках.

Если переводить с политического языка на русский, подобные заявления означают следующее. Федеральный центр считает, что задачи, поставленные при начале административной реформы, достигнуты -- региональные элиты отстранены от принятия решений на федеральном уровне и не представляют серьезной политической силы. И нынешнее решение это, так сказать, "милость к падшим".

Действительно, главы регионов в абсолютном большинстве полностью контролируются федеральным центром, и даже их нечастые выступления с критикой, к примеру, правительства являются результатом лоббистской деятельности тех или иных сил в этом самом федеральном центре. Это касается защиты автопрома и авиастроения, идей о регулировании лесного хозяйства и так далее. Роли поменялись. Теперь не профессиональные лоббисты озвучивают губернаторские идеи (как было до 2000 года), а, наоборот, губернаторы говорят вслух то, чего не могут сказать (но хотели бы услышать) близкие к Кремлю политики и бизнесмены.

Однако нынешние обитатели Кремля в особой жалости к падшим ранее замечены не были. Разрешение большинству губернаторам продлить пребывание у власти как минимум до 2008 года (а отдельным, таким, как глава Свердловской области Эдуард Россель, и до 2011-го) обусловлено практической необходимостью. Во-первых, на сегодняшний день у Кремля нет кадрового резерва, способного перехватить власть у уже сложившейся местной элиты. За последние два года там, где центр играл против действующего губернатора, победить ему не удалось практически ни разу. Так случилось в Курске, в Нижнем Новгороде и ряде других регионов. Единственным исключением, пожалуй, стала Ингушетия. Но исключением весьма показательным -- для победы центр сыграл на грани фола. Так что сохранение нынешнего пусть даже и коррумпированного, но вполне лояльного Кремлю губернаторского корпуса безопаснее, чем риск прихода к власти третьей силы из-за ее непредсказуемости.

Вторая, может, и более важная причина "снисходительности" Кремля к губернаторам -- приближение президентских выборов 2004 года. На этих выборах Владимир Путин, по мнению кремлевской администрации, должен победить с результатами никак не худшими, чем в марте 2000-го.

Если бы решение КС было другим, то для очень многих глав регионов срок полномочий истекал бы вскоре после выборов президента. И совершенно не исключено, что, лишившись политических перспектив, некоторые из них рискнули бы поставить на одного из грядущих оппонентов Владимира Путина -- в обмен на отмену решений о сроках губернаторского правления. Но даже если не учитывать этот риск, ситуация предвыборной нестабильности в регионах в такой ответственный для нынешней власти момент все равно весьма опасна. Административный ресурс нынешних губернаторов -- это 5--8% голосов, которые могут оказаться совсем не лишними.

Так что одобренное Кремлем решение КС -- это не просто благородный, но еще и вполне практический поступок. При этом следует учесть, что милость оказана не всем. Согласно решению КС, в тех регионах, где ограничение двумя сроками уже существовало, сохранить его или начинать отсчет с 1999 года региональные законодатели должны решить сами. Так что, к примеру, главе Санкт-Петербурга Владимиру Яковлеву избраться еще раз будет затруднительно. Действующий сегодня в северной столице устав запрещает находиться на губернаторском посту более двух сроков (как раз второй срок заканчивается у Яковлева в 2004 году). Фактически война за кресло губернатора Санкт-Петербурга уже началась. В декабре состоятся выборы в городское законодательное собрание, и от того, получит ли в нем большинство г-н Яковлев или сориентированная на "московских питерских" оппозиция, зависит, сможет нынешний губернатор баллотироваться еще раз или нет.

Если же отбросить наши политические реалии, то решение КС выглядит очень прилично. Как сказал председатель КС Марат Баглай, "закон не имеет обратной силы, поэтому для тех глав регионов, которые работают сейчас, первый срок будет начинаться после октября 1999 года". Фемида слепа, но справедлива.

"Время новостей", 10 июля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]