[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Гук
Реформа не по курсу
"Время МН", 24 июля 2002 года

Фото Алексея СазоноваБез малого 20 налоговых законов было принято Думой за две минувшие сессии. Однако несмотря на постоянное совершенствование законодательства, ситуация с поступлением налогов в бюджет не самая лучшая. Анализирует причины заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы МИХАИЛ ЗАДОРНОВ.

— Михаил Михайлович, одни эксперты объявляют нашу налоговую систему самой либеральной в Европе, другие утверждают, что налоговый пресс душит реальный сектор, загоняя предпринимателей в тень. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

— В конце июня Центр развития опубликовал сравнительный анализ уровня налоговой нагрузки в России, Восточной Европе и в западных странах. Удельный вес налоговых поступлений в России, согласно этим данным, составил 35,3% ВВП. Речь идет о фактических, а не законодательно предписанных поступлениях как в консолидированный бюджет, так и в государственные внебюджетные фонды. Это примерно соответствует показателям Восточной Европы, а также группы западноевропейских стран (Швейцария, Португалия, Испания, Великобритания и ряд других) и превышает уровень налоговых сборов в США, Японии, Австралии и Южной Корее, но примерно на 10% отстает от "десятки" других развитых государств (Норвегия, Франция, Бельгия, Финляндия, Дания или Швеция). Добавлю, что и в России в текущем году правительство ожидает рост налоговых поступлений примерно до 40% ВВП.


— Вы считаете такой уровень приемлемым?

— На мой взгляд, он несколько завышен: можно было бы уменьшить налоговую нагрузку на несколько пунктов ВВП. Речь ведь идет о фактическом сборе налогов, а если брать номинальную налоговую нагрузку, то есть то, что подлежит обязательной уплате, то в России было бы 45% ВВП, и она сразу оказалась бы в "десятке" лидеров упомянутых выше стран.


— На одном из пленарных заседаний вы сделали заявление: Дума принимает массу налоговых законов и поправок в Налоговый кодекс, однако налогооблагаемая база не увеличивается, это значит, что мы делаем что-то не так. В чем главный просчет правительства?

— На чем основывается мой вывод? Если возьмем последние три года, то увидим, что реальный сбор налогов неуклонно увеличивается. В 1999 году уровень поступлений в федеральный бюджет составлял 13% ВВП, в 2000-м — 15,5%, в 2001-м — 17,5% валового внутреннего продукта. Увеличивались и доходы региональных бюджетов. Этот рост происходил, несмотря на значительное сокращение налогового бремени: за счет введения плоской шкалы подоходного налога, сокращения ставки налогов с оборота с 4 до 1%, отмены ряда мелких налогов, введения регрессии по единому социальному налогу (ЕСН). Сегодня мы имеем предварительные данные по первому полугодию 2002 года. Если в январе — июне 2001 года доходы федерального бюджета составляли 17,8% ВВП, то в текущем произошло снижение на 1% ВВП. И хотя экономический рост в этом году несколько замедлился, однако нет и спада, который объяснил бы регресс.


— Но у вас-то наверняка есть на этот счет свое объяснение?

— От общих цифр можно перейти к конкретике. В начале года налоговой службе снизили задание по сборам: в первом полугодии — примерно на 8 млрд рублей. Оно выполнено в основном за счет ЕСН, который "дал" 128% плана. Если его вывести за скобки, то станет видно, что даже скорректированный план был недовыполнен на 36 млрд рублей — цифра весьма существенная. Из 6 минувших месяцев только два оказались результативными, по остальным — недобор. Налицо определенная тенденция. И если таможня сократила поступления в бюджет, то на это имелись объективные причины: снижение экспортной пошлины в первом квартале из-за падения мировых цен на нефть. Налоговая же служба имеет дело со всей экономикой, и нет никаких объективных оснований для провалов.

Назову и еще один тревожный симптом: сложившаяся ситуация в сфере инвестиций, которые наряду с потреблением населения были двигателем экономического роста в 2000 году (18% прироста) и в 2001-м (9%). Все экономические расчеты строились на продолжении тенденции и в текущем году. В частности, закон о налоге на прибыль, резко сокративший ставку налогообложения, принимался для того, чтобы освободившиеся средства пошли на модернизацию производства. Много говорилось и об улучшении инвестиционного климата. Однако за полгода инвестиции в основной капитал выросли менее чем на 2% по сравнению с 6 месяцами прошлого года. А прямые иностранные капиталовложения сократились за тот же период на 10% по сравнению с 2001-м. Получается, что налоговые новации, которые должны были прежде всего расширить базу налогообложения, увеличить инвестиции, стимулируя экономический рост, в этом году привели к стагнации: поступления в федеральный бюджет сократились, инвестиции не растут.


— Так в чем же все-таки дело?

— Мои предварительные выводы таковы: налоговая реформа сбилась с курса. Были и позитивные новации: снижение ставки подоходного налога (при этом рост поступлений продолжается и в этом году — на 0,5% ВВП), введение регрессивной шкалы по ЕСН, отмена налогов с оборота. Но для меня очевидно, что движение забуксовало, поскольку не решены еще две ключевые проблемы. Первая — введение единой пониженной ставки налога на добавленную стоимость. Очевидно, что нужно делать решительный шаг по снижению шкалы НДС, может быть, до 15%, но одновременно нужно отлаживать всю систему взимания этого налога. Не секрет, что сегодня в России процветает бизнес на лжеэкспорте, при котором дельцы получают незаконное возмещение НДС, хотя никакого реального продукта не экспортируют. Задача сложная и комплексная, но ее необходимо решать, причем методами голого администрирования мало чего добьешься.

Второй проблемой остается ЕСН с его чрезмерно высокими ставками, из-за чего зарплаты по-прежнему не выходят из тени. Поэтому если мы хотим легализовать денежные обороты, то наряду с реформой НДС необходимо также резко сократить базовую ставку ЕСН. До каких пределов? Этот шаг связан со шкалой регрессии: если мы существенно снижаем доступ к шкале регрессии, скажем, со 100 000 до 50 000 рублей годового дохода, то базовую ставку можно ограничить 30%, если просто снижать ставку, то допустим уровень 24 — 25%.


— Кому-то и эта ставка покажется завышенной, в то время как другие заговорят о подрыве доходной части бюджета...

— Конечно, нужны точные расчеты. Несмотря на все заявления Пенсионного фонда России (ПФР) о том, что этого делать нельзя ни в коем случае, я обращаю внимание на итоговые данные полугодия. При том, что все налоги в федеральный бюджет собраны на 94%, показатель ЕСН составил 128,8%. То есть очевидно, что ставка изначально была на четверть завышена по сравнению с реальными потребностями, потому, несмотря на все уклонения от уплаты, задания по его сбору все равно перевыполняются. К тому же у ПФР к началу 2002 года образовался резерв в 115 млрд рублей, пополняемый за счет сверхплановых доходов. Так что объективные предпосылки для снижения ставки ЕСН налицо.


— Почему в таком случае эта самоочевидная для профессионалов реформа не проводится?

— Правительство выдвигало такую отговорку: 2003 год будет тяжелым, на него падает пик платежей по внешнему долгу, к тому же еще мы отменяем последний процент налога с оборота, поэтому с ЕСН нужно подождать до лучших времен. Мне кажется, что потеря темпа налоговой реформы чревата гораздо большими неприятностями для бюджета. Кстати, пик задолженности у нас позади, а отмена 1% оборотного налога в значительной мере компенсирована повышением акцизов, введением транспортного налога, увеличением ставок земельного. Убежден, что уже с 2003 года необходимо пойти на более радикальные изменения налоговой системы. Промедление, а также противоречивые шаги, связанные с налогом на прибыль, дезориентировали бизнес, лишили стимула продолжать легализацию оборотов, что и сказалось на итогах выполнения бюджета за первое полугодие.


— Почему, кстати, не сработало снижение налога на прибыль?

— Во-первых, в закон после его принятия дважды вносились серьезные изменения, которые касались принципиальных положений — таких, как переоценка основных фондов, порядок налогообложения негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний. Все бюджетные учреждения с 1 января стали облагаться налогом на прибыль так же, как и коммерческие организации. Дезориентированы целые сферы: при часто меняющихся правилах игры невозможно строить долгосрочные планы. Свои инвестиционные планы "подрезали" нефтяники из-за падения цен на нефть в октябре — феврале. Аппетиты "Газпрома", РАО "ЕЭС" и МПС урезало правительство. И еще надо внимательно исследовать ситуацию, связанную с отменой инвестиционной льготы: большой объем инвестиций делался благодаря именно ей. Поэтому необходимо внимательно оценить нынешние последствия и более решительно довести налоговую реформу до конца, прежде всего по двум налогам — НДС и ЕСН. Крайний срок, по моему мнению, — январь 2004 года.

Думаю, что осенью мы и начнем законодательное оформление этой инициативы по обоим налогам.

"Время МН", 24 июля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Фракция "ЯБЛОКО" предлагает законодательные меры для стимулирования развития малого предпринимательства - пресс-релиз 15 апреля 2002 г. (Пресс-служба)

Что же нас ждет? Приняты изменения в Налоговый Кодекс, Борис Вишневский, "Санкт-Петербургский курьер", 4 июля 2002 года

Дмитрий Докучаев Реформа сбилась с пути Тяжелее всего придется малому бизнесу и большим автомобилям "Московские новости", 10 июля 2002 года

Михаил Задорнов

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]