[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Евгений БУНИМОВИЧ
Меню школьной столовки: подходит конец эпохи сухофруктов!
Как заметили все с удовлетворением, 1 сентября нынче выпало на воскресенье
"Новая газета", 2 сентября 2002 года

Между прочим, это большая редкость. За четверть века моей учительской жизни такое случается всего лишь в четвертый раз. И эта дарованная всем нам - и учителям, и родителям, и даже министрам образования - пауза дала еще одну возможность перед началом нового круга, нового учебного года остановиться, оглянуться, подумать: а зачем, собственно говоря, отправляем мы наших детей в школу, зачем, чему и как мы будем их там учить?

А вот сами воротившиеся после летних вакаций беззаботные наши школяры провели этот халявный выходной перед новым учебным годом отнюдь не в философских размышлениях о смысле образования, а гоняя в футбол, на великах или на роликах, или на чем-то еще более модном и крутом; или тусуясь по бесконечным уличным развлечениям весьма кстати подвернувшегося городского праздника — Дня Москвы; или у себя дома, болтая с друзьями по телефону, уткнувшись в телек, воткнув в уши свою музыку, сражаясь в хитроумные компьютерные игры, подключившись к интернету и тем самым еще раз напомнив нам, взрослым, что нынче, в новом веке и новом тысячелетии, вовсе не только учителя и родители есть источник информации, носитель знаний и пример для подражания.

У нового поколения давно уже есть и другие авторитеты - во всех смыслах этого столь многозначного сегодня в России слова...

* * *
Может, и неплохо, что в этом году столичные новации в области просвещения как-то подчеркнуто лишены пафоса. Вводим третий урок физкультуры, иностранный язык со второго класса, компьютеризируем школы - это нормально.

А едва ли не главная столичная школьная новость вообще относится не к урокам, а к переменам. 740 московских школ ( то бишь практически половина) в этом учебном году переходят на питание ребят по принципу шведского стола, ранее известного столице в основном по многочисленным приемам, презентациям и прочим тусовкам, а также по обслуживанию в турецких отелях. Теперь и ребенок в школьной столовой сможет выбирать - из двух-трех салатов, супов, гарниров. При этом выяснилось, что почти в сотне старых школ, в основном в центре города, буфеты столь тесные, что развернуть там эту модную новацию попросту невозможно. Но и там свои затеи: ребят будут кормить по «самолетному» принципу - набором продуктов, расфасованных в одноразовую упаковку.

Смешно, но именно эта «пищеварительная» новость вселила в меня некоторый осторожный оптимизм. Сколько лет шло унижение собственного достоинства школьников не только на уроках (о чем не раз говорил и писал), но и на переменах - в чудовищных, грязных туалетах, в сиротской школьной столовке, сшибающей наповал своим характерным запахом пищи, которую производит некая «фабрика-кухня». А собственно, чего еще можно ждать от учреждения с таким оруэлловским названием?

Бог мой, неужели исчезнут наконец эти, казалось, неистребимые общепитовские щи защитного цвета, кнели паровые и компот из листьев сухофруктов?

Будем надеяться. Ведь это совсем не мелочь. Ощущение ребенка, что школа - это что-то не просто невкусное, а непотребное, перешибить очень трудно, как, впрочем, и любые «физиологические» ощущения.

И еще – важна сама возможность выбора, появление альтернативы. Хотя бы пока из двух салатов, из трех гарниров. Нашим школярам еще не раз придется выбирать. Пусть учатся...

* * *
Все будет сегодня, как всегда, – и это совсем неплохо: торжественная линейка, барахлящие микрофоны, первоклашки с бабушками, бантами и букетами; учительницы с клумбами в руках, встревоженные родители, выпускники - и те, что постарше, и те, кто только весной получил аттестат и впервые ощущает, как тянет снова в школу, в детство...

В конце мая, на последнем звонке, когда отвязанные, свободные, счастливые мои выпускники играли традиционный прощальный «капустник», пели, разумеется: «Шли мы раз на дело, я и Бунимович – Бунимович в Думу угодил», – я обратил внимание, что все-таки самые естественные, раскованные даже не они, отвязанные мои выпускники, а поздравлявшие их с окончанием школы первоклашки. Столько лет наблюдая это трогательное ритуальное действо, свидетельствую: никогда не видел таких живых, свободных, естественных первоклашек, пусть не все буквы еще произносящих и нескладный стихотворный текст все так же забывающих, но - изумительно легких, не зажатых, а главное - разных, не стриженных под одну гребенку ни в прямом, ни в переносном смысле.

Целое облако маленьких индивидуальностей.

Между прочим, это именно они заставляют нас менять учебные программы, меню в школьной столовой и много чего еще, а вовсе не Министерство образования, как иногда кажется учителям, родителям и публицистам.

Ведь знаете, наверное, почему верблюд не ест и, надеюсь, уже никогда не будет есть вату? Не хочет.

Так что ничего не остается другого, кроме как постепенно, с трудом избавляться от всяческой «ваты» и на уроке, и в школьной столовой...

"Новая газета", 2 сентября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений Бунимович

При реформе образования главное - содержание, а не форма Елена Балаева Радистанция "Маяк", 2 сентября 2002 года

Система образования сегодня и завтра Юлий Семенов Радиостанция "Маяк", 31 августа 2002 года

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]