[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Митрохин
зампред думского комитета по вопросам местного самоуправления
"Нас ждет семь лет хаоса"
Газета.Ру, 5 сентября 2002 года


Так считает член комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления, запред фракции "Яблоко" Сергей Митрохин. По его мнению, старт федеративной реформы может получиться излишне поспешным и непродуманным. А это значит, что его результаты могут оказаться вовсе не такими, как рассчитывает Кремль.

- У нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" будут как положительные последствия, так и отрицательные. Положительные заключаются в том, что все-таки местное самоуправление дойдет до каждого гражданина. Примерно в половине субъектов сегодня самоуправление осуществляется только на районном уровне, даже если на территории района находится крупное поселение. Эта ситуация будет изменена. То есть во всех поселениях свыше тысячи человек будут созданы муниципалитеты, будет реальное самоуправление.

С другой стороны, это будет попытка совершить административную революцию сверху взамен той системы, которая сформировалась к настоящему времени. То есть ликвидировать существующую систему и ввести совершенно новую без учета мнения населения, что противоречит духу и букве нынешнего законодательства. Мне кажется, что более оптимально предложить самому населению выбрать между различными системами организации местного самоуправления. По крайней мере, предусмотреть возможность сохранения выборности глав районных администраций, выборности представителей органов местного самоуправления на районном уровне, там где это есть. И отказываться от этой системы добровольно, а не на основе диктата, который следует из закона.

Непонятно, каким образом будут финансироваться муниципальные округа, какие у них будут доходные источники. Есть идея, которую в частности отстаивал Козак, что они должны устанавливать взносы от муниципалитетов и финансироваться за счет этих взносов. Но это пока очень непонятный и новый институт в налоговом законодательстве, его еще не существует. Я, например, когда заседал на комиссии отстаивал точку зрения, что у муниципальных округов должны быть собственные налоги, но она не была принята. Я предлагал закрепить за муниципальными округами налоги на имущество предприятий. Это было бы логично, поскольку деятельность предприятия касается населения всего округа, а не данного конкретного муниципального образования (люди ведь могут ездить на работу из одного муниципалитета в другой). Таким образом, эта мера позволила бы финансировать те полномочия, которые закрепляются за муниципальными округами. Но пока комиссия придерживается той точки зрения, что нужно вводить взносы - выплаты из нижестоящих муниципальных бюджетов, из так называемых муниципалитетов в муниципальный округ, причем размер выплаты устанавливает сам муниципальный округ для каждого муниципалитета, входящего в его состав. Пока никто точно не знает, как эта схема вписывается в действующее законодательство и может ли это быть вписано в принципе.

Разделение полномочий между муниципалитетами и муниципальными округами - самая проработанная часть законопроекта. Это достаточно рациональное разделение полномочий, при котором муниципалитеты сосредотачиваются на тех вопросах, которые они решают в тех ограниченных территориальных рамках, где они находятся. А округа решают более масштабные вопросы в смысле территории, то есть те вопросы, которые каждый муниципалитет в отдельности не может решить. Например, содержание школ, скорая, неотложная, стационарная поликлиническая помощь муниципальная милиция отданы округам. Муниципалитетам тоже достается довольно много. Из самого существенного - коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, освещение улиц, снабжение топливом, уборка мусора, озеленение, местные дороги и мосты, жилой и нежилой фонд, свои учреждения культуры, дошкольное и внешкольное воспитание.

Однако то, что это уже будет четвертый закон о местном самоуправлении, начиная с перестройки - это, конечно, факт не очень позитивный. В условиях постоянного изменения правил игры очень сложно сформировать сколько-нибудь устойчивые институты. Самое проблемное время начнется именно после принятия этого закона, когда он будет адаптироваться на местах. Это будет время всеобщей неразберихи, всеобщего непонимания, неспособности судов вообще в чем-то разобраться. При этом, конечно, существенно возрастет число исков в суды в связи с нововведениями. Наступит очередной период хаоса и в этом надо отдавать себе отчет. Стабилизация на этой новой основе наступит гораздо позже, чем предусмотрено переходными статьями, а они ограничиваются двумя годами. Стабилизация наступит не менее, чем через шесть-семь лет, то есть после первого цикла существования в новой системе координат.

Что касается новой редакции закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", то там, по-видимому, будет гораздо меньше изменений. Просто появится исчерпывающий перечень полномочий субъектов федерации. Наличие такого перечня вопросов полностью снимает вопрос о каких-либо договорах о разграничении полномочий между центром и регионами. Губернаторам может очень не понравиться прокрустово ложе полномочий, в которое их собираются загнать. Пока у них не были ясно определены эти полномочия, была большая свобода рук, в отличие от ситуации с местным самоуправлением, где полномочия как раз были прописаны. На региональном уровне такого закрепления фактически не было. Поэтому субъект федерации был свободным художником, которые мог заниматься всем, что захочет. Это конечно ситуация с неопределенностью с полномочиями была комфортна для губернаторов, но в целом стабилизации самой власти она вряд ли способствовала. Теперь это изменится.

Пока эти два закона явно не готовы к внесению. Видимо, перед Козаком президентом поставлены жесткие сроки, и он торопит комиссию выходить на окончательный текст. Вот эта спешка играет негативную роль. Потому что невозможно переработать такой массив информации, причем еще информации неясной, неопределенной и расплывчатой, для того чтобы переложить ее на язык закона. Неизбежно закон будет внесен в сыром виде. С ним придется достаточно долго возиться здесь в Думе, а после его принятия придется принимать еще немало поправок. В любом случае, в таких сроках есть свой символизм, и президентская администрация приложит все усилия, чтобы закон был принят в рамках осенней сессии. Администрация тоже работает по своим планам и у нее есть плановые задания, поэтому здесь ценой многих несовершенств закон все-таки будет принят в осеннюю сессию.

Газета.Ру, 5 сентября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

Раздел "Самоуправление и федерализм"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]