[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Александр Милкус
Двенадцатилетки не будет?
"Комсомольская правда", 5 ноября 2002 года

Что сулит школьникам Закон о госстандарте образования, который в ноябре обсудит Госдума

Стандарты есть на размер шоколадок и кривизну бананов, на цвет яблок и химчистку подштанников. Если вещь или услуга не соответствует ГОСТу, можно жаловаться в Общество защиты прав потребителей. А что делать, если школьная учительница так и не смогла втемяшить в башку отпрыска правило буравчика или он упорно пишет "на цыпочках" через "и"? Для школы стандарты вроде бы и предусмотрены, но как их применять? Только в этом году наконец "образовательные" люди договорились выработать для школы простые и понятные правила - Закон "О государственном стандарте общего образования". В ноябре Госдума его будет обсуждать во втором чтении. О том, что изменится с его принятием для мучеников школьной науки и их родителей, мы беседуем с главой думского Комитета по образованию и науке, одним из разработчиков закона, Александром ШИШЛОВЫМ.

Учителям заплатят

- Александр Владимирович, как я понимаю, теперь государство будет уже на уровне федерального закона гарантировать получение моим ребенком конкретного набора знаний, так?

- Так. И при этом - принципиальная вещь! - в законе определено, что этот самый набор ребенок должен получить за 11 лет. Если закон будет принят, дискуссия о двенадцатилетке прекратится. В школах смогут вводить двенадцатилетку только в порядке эксперимента и по согласованию с родителями. Кроме того, будет определен объем знаний, которые должны давать преподаватели по всей стране. Это так называемый федеральный компонент. Он не может занимать меньше 75 процентов учебного времени. Еще 10 процентов времени - за региональными программами (например, история края). И не меньше 10 процентов - школьный компонент, который можно потратить на углубленное преподавание математики, физики или литературы. Еще законом вводится понятие профильного образования в старшей школе. К 10 - 11 классам ребята могут изучать углубленно только те предметы, которые важны для будущей специальности.

- Но если вводится стандарт, как же быть с правом учителя самому выбирать, по каким учебникам читать свой предмет? Возвращаемся к единообразию?

-А я не вижу противоречия. Чего мы хотим от выпускника? Чтобы это был напичканный знаниями винтик государственной машины или грамотный гражданин, который умеет воспринимать новые знания, жить в меняющемся мире? Стандарт - это сумма знаний. В какой форме их преподают - не вопрос нынешнего закона. Суть такова. Есть четкий объем знаний, который государство обязуется предоставить школьнику. Причем гарантия не в том, что мы заставим всех учителей математики в стране, допустим, в один день синхронно учить бином Ньютона. Мы будем честно, по четким нормам оплачивать работу учителя, который эти знания должен дать ребятам. Причем вне зависимости от экономического положения города или села, где школа расположена, как это происходит сейчас.

В суд на учителя?

- Допустим, учитель обязан научить пацана числу "пи", а тот, несчастный, гуманитарий и манипуляции с цифрами ему не по зубам? Будете учителю зарплату снижать?

- Не думайте, что после принятия закона папа двоечника сможет побежать в суд жаловаться на педагогов. Это слишком примитивно. Дело школы - предоставить знания. Кто-то их в состоянии усвоить, а кто-то, увы, нет... Мы не хотим загонять учителя в рамки: этому учи, а этому - нет. В проекте закона даже нет конкретных предметов - алгебры, геометрии, истории Древнего мира. Есть широкие образовательные области - русский язык, обществознание, искусство, математика. Конкретизировать названия предметов и объем часов для их изучения не будем. Пусть где-то это будет называться уроком политологии, а где-то - граждановедения... Какие конкретно правила, теоремы и аксиомы преподавать в школе, должны решать профессионалы - учителя, методисты, ученые, а не политики. Я надеюсь, года через два из учебных программ уйдут лишние, специфические разделы.

- Но все-таки в проекте закона записано: "...родитель вправе предъявить претензии на основании действующего законодательства"...

- Теоретически в суд на школу вы можете подать и сейчас, ссылаясь на Конституцию... А вот практически... Пока мы не можем определить ущерб, который школа нанесла плохим уровнем преподавания.

Шесть дней за партой

- Вы говорите о гарантированной оплате труда учителя... Откуда деньги?

- Школы будут получать деньги на зарплату и текущие расходы, кроме коммунальных услуг из федерального бюджета. Ни глава района, ни мэр или губернатор не смогут эти суммы перевести на другой счет, как сейчас это случается.

- Получается, все предметы, выходящие за рамки стандарта, станут платными?

- Не все. Мы расширяем понятие бесплатного образования. В тот объем времени, который по закону ученик должен будет провести в школе, включены не только аудиторные часы, но и лабораторные, исследовательские работы, спортивные соревнования...

- Из законопроекта непонятно - будет у нас шестидневка или пятидневка...

- А почему вообще могут быть только пятидневка или шестидневка? Почему школа не может вводить гибкий режим: зимой учиться 6 дней, а ближе к лету, когда люди на дачи ездят, - 5?

"Комсомольская правда", 5 ноября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сайт газеты "Комсомольская правда"

Александр Шишлов

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика