[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Иваненко
Закон как профанация реформы
"Московские Новости", 3 декабря 2002 года
На прошлой неделе Дума приняла в первом чтении законопроект о реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Правда, необходимое количество голосов правительственному законопроекту удалось собрать лишь со второй попытки. Фракция "Яблоко" солидарно голосовала "против" оба раза.
Наша позиция состоит в следующем: реформа ЖКХ, безусловно, нужна. Коммунальная сфера находится в ужасающем состоянии. По сути дела, у нас с 30-х годов не модернизировались коммуникации. Однако реформа должна идти на двух ногах. Первая нога - качество услуг, а вторая - их цена. Невозможно обсуждать вопрос о тарифах, не ставя вопрос о том, что за свои деньги люди получают. Мы считаем, что наш избиратель готов платить 100 процентов за жилищно-коммунальные услуги, но при непременном условии, что за эти деньги у него всегда будет горячая вода, что летом его не будут 3 месяца гонять в баню, что в подъезде будет чисто, что сантехник придет по первому вызову...

Но вообще-то вопрос о 100-процентной оплате коммунальных услуг, вокруг которого в обществе так кипят страсти, - далеко не первый и не главный. Если говорить о финансовой составляющей, то задолженность организаций и населения жилищно-коммунальному сектору составляет по стране 100 с лишним миллиардов рублей. При том, что люди сегодня уже платят в среднем 90 процентов от общей стоимости услуг. Только по Москве эта цифра ниже - 47 проц. Доведение всех платежей до 100 процентов будет означать, что ЖКХ получит лишние 15 миллиардов рублей. Они мало чего решают на фоне общей задолженности. Но за эти деньги мы можем получить серьезные политические последствия, не решив к тому же саму проблему.

Кстати, именно столько - 15 млрд. рублей - предусмотрено под закон о ЖКХ в проекте бюджета на 2003 год. Эти деньги по идее как раз предназначены на компенсацию тех средств, которых "недодают" льготники до 100-процентной оплаты. Поэтому и шла такая яростная борьба за закон: он нужен для того, чтобы отрасль получила миллиарды на дотации. Пойдут ли они людям? Сильно сомневаюсь. Дело в том, что ЖКХ - абсолютно монопольный сектор, огромная "черная дыра" экономики. Если здесь ничего не менять в смысле прозрачности затрат, развития конкуренции, то тарифы вы можете устанавливать любые: "черная дыра" их все равно поглотит, включая и эти 15 млрд. Поэтому мы считаем важнейшей проблемой ЖКХ именно демонополизацию, а не тарифы и льготы.

При этом мы вовсе не возражаем против упорядочения льгот. Идея о том, чтобы перейти к адресной помощи нуждающимся, очевидна. Просто мы не видим в законопроекте конкретных механизмов, которые гарантировали бы людям свободное получение компенсаций. Существует норма закона, что из личных доходов семей может изыматься на ЖКХ не более 22 процентов. Но для того, чтобы получить компенсацию, человек должен пройти по таким кругам бюрократического ада, испытать столько унижений, собирая справки, что огромное большинство людей - к тому же пожилых и не очень здоровых - просто этим не занимается.

Ситуацию усугубляет полная правовая неясность относительно статуса собственника жилья. Кто является собственником обычного многоэтажного дома? На этот простой вопрос никто ответить не может. Собственником квартиры является проживающий там гражданин. Собственником дома - жилищное товарищество, которое, как правило, не создано. Собственником земли - муниципальная власть. Собственником коммуникаций - местные водо-, тепло- или энергомонополии. В результате мы имеем дело не с четким правовым субъектом, участвующим в жилищно-коммунальных отношениях, а с системой коллективной безответственности, в которой никто ни за что не отвечает.

На этом правовом фоне писать в законе о жилищно-коммунальной реформе, что если жилец не платит, то он выселяется, - просто нелепость, так как права собственности защищены Конституцией. Автоматически лишать их человека нельзя, только по решению суда. Для этого нужны соответствующие нормы не закона о ЖКХ, а Гражданского и Уголовного кодексов. Но даже если такие нормы появятся, уверен, они все равно не будут выполняться. У нас, как известно, обилие законов, к счастью, искупается тем, что их никто не выполняет. На самом деле необходимо стимулировать повсеместное создание товариществ собственников жилья, которые выступали бы единым заказчиком и, платя деньги за услуги, проверяли бы качество работ и спрашивали за него.

Настоящая жилищно-коммунальная реформа - это прежде всего разумная экономическая политика: привлечение инвестиций, демонополизация, конкуренция, обеспечение прав собственности, система адресной помощи неимущим. Ничего подобного в законопроекте по ЖКХ, за который проголосовало думское большинство, нет. Он вообще на другую тему: о доведении оплаты за коммунальные услуги до ста процентов и снятии льгот с некоторых категорий плательщиков. Поэтому мы оцениваем данный закон как профанацию реформы.

"Московские Новости", 3 декабря 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Иваненко

Реформа ЖКХ в России: старт или фальстарт? Сергей Сенинский Радио "Свобода", 29 ноября 2002 года

Реформа ЖКХ. Дума пошла навстречу правительству Светлана Листопадова Вести.Ru, 29 ноября 2002 года

"Яблоко" жалеет граждан, которым придется пережить реформу ЖКХ Газета.Ру, 27 - 29 ноября 2002 года

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]