[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Александр Шишлов
Рекомендации парламентских слушаний по образовательному стандарту
"Российский общеобразовательный портал", 22 ноября 2002 года

Обсудив в Государственной Думе на парламентских слушаниях 22 октября 2002 года вопрос о содержании стандарта общего образования, участники парламентских слушаний отмечают, что разработка и введение государственного стандарта общего образования является одной из первоочередных задач модернизации российской школы.

Отсутствие в Российской Федерации государственного стандарта общего образования, необходимость которого была заложена в федеральный закон уже 10 лет назад, на практике привело к ряду негативных последствий: произошло резкое увеличение учебной нагрузки, в образовательных учреждениях появились учебные пособия, качество которых более, чем сомнительно, а часто и вообще никем не оценивалось, содержание образования оказалось перегруженным информацией, которая носит второстепенный характер и зачастую не может быть полезной ни для дальнейшего образования, ни для социализации обучающихся. Бюджетное финансирование общего образования сегодня идет стихийно, оно не основывается на нормативах, растет неравномерность фактического финансирования образовательных учреждений в различных субъектах Российской Федерации.

Государственный стандарт общего образования призван обеспечить модернизацию и развитие российской школы на основе обеспечения единства образовательного пространства страны, обновления содержания школьного образования, сохранения лучших традиций отечественной школы, доступности полноценного и качественного образования, преемственности образовательных программ с учетом финансово-экономических, материальных и кадровых возможностей государства и местного самоуправления.

Обновленное содержание образования должно способствовать развитию гражданского общества, созданию демократического правового государства в России. Выпускник школы 21-го века должен осознавать свои гражданские права, быть подготовлен к жизни в условиях глобализации, открытости, развития информационных технологий.

При принятии современного государственного стандарта общего образования необходимо решить, в частности, следующие задачи:

- ясно определить общие основы, ядро содержания школьного образования;

- дать четкие рамочные ориентиры для изменения учебной нагрузки школьников;

- заложить инструментальную основу нормативного бюджетного финансирования российской школы.

Все эти задачи неоднократно формулировались на самом высоком государственном уровне – Президентом, Правительством, Федеральным Собранием, Государственным Советом Российской Федерации. Однако в предложенном к рассмотрению проекте федерального компонента образовательного стандарта, как приходится с сожалением констатировать, они реализованы в явно недостаточной мере.

В июне 2002 года Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении законопроект “О государственном стандарте общего образования”. В соответствии с ним федеральный компонент стандарта общего образования утверждается федеральными органами исполнительной власти, при этом утверждению должно предшествовать общественное обсуждение проекта.

Участники парламентских слушаний отмечают, что в разработанном Временным научным коллективом “Образовательный стандарт” под руководством академиков Российской академии образования Э.Д.Днепрова и В.Д.Шадрикова, проекте федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования сделан большой шаг вперед в развитии содержания общего образования. Впервые разработан проект стандарта, отвечающий требованиям закона “Об образовании”. Сделана попытка решить весьма важные задачи модернизации школьного образования, в том числе:

- обновить и приблизить к современным потребностям общества содержание общего образования;

- усилить личностный смысл и деятельную направленность общего образования, востребованность результатов образования в жизни;

- представить стандарт для старшей школы на базовом и профильном уровнях;

- ввести изучение иностранного языка и информационных технологий с начальной школы;

- усилить блок социальных наук, в частности, ввести изучение основ экономики и права;

- выделить “межпредметный” материал.Но при этом недостаточно продвижение в решении главных задач – построения основы нормативного бюджетного финансирования школы, развития вариативности программ обучения, разгрузки содержания образования, уменьшения перегрузок школьников.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в предложенной редакции представляет по сути сборник учебных программ по отдельным предметам, что является следствием избранного авторами узкого предметно-методического подхода.Это вряд ли соответствует точному понятию государственного образовательного стандарта и может нанести реальный ущерб достигнутой на практике вариативности общего образования.

Проект далеко не в полной мере отвечает на обеспокоенность общества учебными перегрузками школьников и ухудшающимся состоянием их здоровья, не дает понятных для общества формулировок целей общего образования, вызывает опасения утраты общекультурной и фундаментальной направленности образования и снижения его качества. В разработке обсуждаемого проекта по различным причинам не участвовали некоторые ведущие научные учреждения и вузы страны, а на его обсуждение педагогической и родительской общественностью первоначально выделялось недопустимо малое время – в частности, органам управления образованием субъектов Российской Федерации для внесения замечаний и предложений было отведено менее одного месяца.

В проекте широко используется понятие “компетенции”. Следует приветствовать интерес авторов к этому перспективному направлению, однако представляется преждевременным уже сегодня строить на нем стандартизацию содержания образования.

У участников парламентских слушаний особое беспокойство вызывает рассогласованность проекта с материалами, разрабатывающимися в настоящее время в рамках других направлений модернизации образования (профильное обучение, единый государственный экзамен). Примерные учебные планы утвержденной Министерством образования Российской Федерации Концепции профильного обучения расходятся с расчетными “объемными показателями”, включенными в проект стандарта. Работа по созданию разделов “Требования к выпускникам” в проекте стандарта недостаточно согласована с работой по созданию контрольно-измерительных материалов для проводимого эксперимента по единым государственным экзаменам.Участники парламентских слушаний считают, что:

- стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки обучающихся;

- необходимо исключить чрезмерную регламентацию и детализацию содержания в ряде предметов;

- нуждается в пересмотре таблица “Объемных показателей”;

- необходимо привести в соответствие объемные показатели и содержательное наполнение предметных стандартов;

- в стандарт общего образования не может включаться содержание, не имеющее должного научного обоснования и не прошедшего экспериментальную проверку практикой школы;

- в серьезном переосмыслении нуждаются не удовлетворяющие требованиям сегодняшнего дня санитарные нормы и правила, непосредственно связанные со стандартом;

- необходимо расширение вариативности основной и начальной школы.
Участники слушаний полагают, что разрабатываемый проект федерального компонента должен рассматриваться как переходный стандарт, подлежащий экспериментальной доводке и в среднесрочной перспективе подлежащий замене на стандарт нового поколения.

Учитывая высокую общественную значимость разработки стандарта общего образования и его роль в модернизации системы образования, высказанные замечания и предложения, участники парламентских слушаний рекомендуют: 1. Правительству Российской Федерации:

- ускорить работу по расчету нормативов бюджетного финансирования общего образования с учетом материальных условий реализации образовательного стандарта, имея в виду утверждение нормативов финансирования в законе о федеральном бюджете на 2004 год;

- вернуться к вопросу об этапах и сроках разработки и введения стандарта общего образования, предусмотрев выделение достаточного времени на организацию экспертиз, общественного обсуждения и доработку проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

- рассмотреть возможность поэтапного введения стандарта с учетом кадровой, материально-технической и финансовой обеспеченности, с выделением этапа добровольного присоединения школ субъектов Российской Федерации к исполнению стандарта общего образования;

- организовать и провести широкое обсуждение направлений дальнейшего развития содержания общего образования, проекта нового федерального базисного учебного плана, новых технологий обучения.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

- при рассмотрении во втором чтении законопроекта “О государственном стандарте общего образования” внести поправки, направленные на законодательное закрепление роли стандарта общего образования и материальных условий его реализации в расчетах нормативов бюджетного финансирования общего образования, на закрепление правовых гарантий защиты от перегрузок, на обеспечение прав и возможностей граждан для полноценного профильного обучения в старших классах;

- рассмотреть итоговые результаты широкого общественного обсуждения и профессиональной экспертизы проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- в первоочередном порядке рассматривать законопроекты, связанные с развитием и модернизацией системы образования.

3. Министерству образования Российской Федерации:

- осуществить научную и педагогическую экспертизу проекта федерального компонента стандарта с привлечением авторитетных государственных, научных, педагогических и общественных организаций, учителей-практиков;

- организовать доработку проекта федерального компонента стандарта с учетом общественного обсуждения, в частности, парламентских слушаний и данных рекомендаций с тем, чтобы утвердить проект до конца 2002-2003 учебного года, начать экспериментальную апробацию нового стандарта с 2003-2004 учебного года в различных регионах и по результатам эксперимента перейти к обучению школьников по новому стандарту с 2005 года;

- начать в 2003 разработку образовательного стандарта нового поколения, который мог бы быть введен в действие с 2007-2008 учебного года;

- активизировать работу по модернизации профессионального педагогического образования;

- согласовать между собой концептуальные подходы и проекты нормативных документов, определяющих основные направления модернизации общего образования;- разработать и представить на общественное обсуждение планы подготовки учебно-методического, материального и кадрового обеспечения стандарта общего образования.

4. Законодательным и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:

- обеспечить проведение эксперимента по введению стандарта общего образования в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, в том числе на добровольной основе;

- разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты, обеспечивающие гарантии реализации государственного стандарта общего образования.

5. Средствам массовой информации:

- опубликовать документы и материалы настоящих парламентских слушаний;

- систематически освещать этапы разработки и внедрения государственного стандарта общего образования.

"Российский общеобразовательный портал", 22 ноября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Александр Шишлов

Толерантность в школе С участием Александра Шишлова Ксения Ларина"Эхо Москвы", 19 января 2003 года

Александр Шишлов- политик года в области образования - пресс-релиз 13 января 2003 года

Персона года-2002 "Учительская газета", №1 - 2003

Единый госэкзамен — непростая задача для взрослых Яна Амелина ИА "Росбалт", 17 декабря 2003 года

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика