[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Григорий Явлинский
Реформа ЖКХ должна поменять цель и адресата
"Известия", 21 марта 2003 года

Сегодня в Госдуме состоится рассмотрение во втором чтении закона "Об основах федеральной жилищной политики". Поправки, внесенные правительством - косметические и популистские - никак не меняют сути закона: форсированного перехода к 100%-ной оплате коммунальных услуг населением. По результатам голосования в Госдуме фракция "Яблоко" собирается обнародовать информацию о позиции других фракций по этому вопросу и довести ее до каждого избирателя. Месяц назад, выступая в Думе по приглашению фракции "Яблоко", Михаил Касьянов отказался признать свою личную ответственность за развал ЖКХ и бесконечный рост цен на его услуги. Крайними оказались местные власти. На самом деле в основе происходящего лежит политика правительства, которое стремится любой ценой сократить дотации коммуналке. Минфин нажимает на губернаторов, чтобы те в своих регионах подняли оплату за услуги ЖКХ до уровня т.н. федерального стандарта. В противном случае правительство просто урезает региону размер дотаций. Органы местного самоуправления испытывают такое же давление со стороны региональных властей: никто не хочет остаться без финансовой помощи. В результате в большинстве регионов установлена пропорция: 90% платит население и только 10% - бюджет. Поиски "крайнего" происходят на неблагоприятном фоне для нашей экономики. По итогам 2002 года в структуре доходов населения сократилась доля поступлений от предпринимательской деятельности. Растет численность работников госпредприятий при одновременном сокращении занятости в сфере малого и среднего бизнеса. Люди, не выдерживая произвола чиновников, возвращаются на заводы или переходят на госслужбу. Давление государства на частный бизнес составляет почти 70% от ВВП: это не только налоги и сборы, но и различные поборы со стороны российской бюрократии. Административная реформа застопорилась, так и не начавшись. Даже крупный бизнес на встрече с президентом призывает к созданию более благоприятной среды для развития малых и средних предприятий. В США в малом и среднем бизнесе занято 95% экономически активного населения. У нас - обратная картина. Но есть сферы, где отсутствие частного сектора приводит не просто к низкой эффективности, но к нарастающей социальной напряженности. Прежде всего я имею в виду ЖКХ, хотя именно здесь структурные реформы могли бы стать хорошей основой для изменения экономического климата. В отличие от правительства, которое реформирование ЖКХ сводит к фискальным мерам и оплате населением 100%-ной стоимости услуг, мы предлагаем целый комплекс мероприятий, направленных в первую очередь на дебюрократизацию всей системы ЖКХ и создание в ней конкурентной среды. Считаю крайне важным, хотя бы на время проведения реформы ЖКХ, предоставить налоговые освобождения малым предприятиям, обслуживающим жилой фонд и инженерные коммуникации. Это мощный экономический стимул для создания новых рабочих мест, изменения качества жилищно-коммунальных услуг. Но правительство против налогового освобождения - это якобы может негативно отразиться на бюджете. Пустое! Малых предприятий в сфере ЖКХ нет, а значит, нет и налоговых поступлений. Мы предлагаем дать возможность таким предприятиям там появиться. В бюджет поступит дополнительный доход за счет уплаты работниками вновь созданных предприятий подоходного налога. Выгода получается обоюдной. Но правительство уперлось и даже не пытается привести хоть какие-то разумные оправдания своей позиции. Необходимо также стимулировать процесс объединения владельцев квартир в товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и другие формы коллективного домоуправления. Сегодня они охватывают лишь 3% жилого фонда. Если на время существенно снизить стоимость тарифов на жилищно-коммунальные услуги для ТСЖ и ЖСК, то их численность быстро возрастет. Росту препятствует и оплата товариществами НДС, в отличие от других частных потребителей услуг ЖКХ. Товарищества позволят сформировать систему контроля со стороны собственников жилья за качеством предоставляемых услуг. Еще одно наше предложение - создать стимулы для установки приборов учета тепла, горячей и холодной воды. Результатом станет огромная экономия этих ресурсов и как следствие - экономия для всех бюджетов, начиная с семейного. Малые и средние предприятия должны прийти на смену нынешним монополистам, которые сосредоточили в своих руках теплосети и водоканалы. Обслуживание коммуникаций должно осуществляться на конкурсной основе и более эффективным менеджментом. "Яблоко" категорически против планов правительства по приватизации коммунальных сетей: их сразу же скупят нынешние неэффективные коммунальные начальники. Сегодня именно они не заинтересованы в том, чтобы реформа ЖКХ начиналась с наведения порядка в сфере учета услуг. Сегодня формирование стоимости данных услуг происходит по затратному принципу: в нее бесконтрольно закладываются максимально возможные затраты, в том числе и никак не связанные с основным производством. Плановый расчет предоставляется в отдел цен местной администрации и согласовывается при закрытых дверях. Подобным образом происходит согласование тарифов между федеральной и региональными энергетическими комиссиями и РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и т.п. Так стоимость услуг возрастает ежеквартально. Именно эта стоимость, формируемая не рынком, а волей монополиста, составляет пресловутые 100%. От того, что население будет оплачивать их полностью, качество услуг не улучшится, а тарифы не перестанут расти. Такая политика - открытое развращение монополистов. Ко второму чтению законопроекта о реформе ЖКХ "Яблоку" удалось добиться от правительства принятия нескольких принципиальных поправок. На время проведения реформы оплата капитального ремонта не будет входить в стоимость услуг ЖКХ, оплачиваемых населением. Правительство должно разработать систему накопительных счетов, где будут аккумулированы бюджетные средства, выделяемые на проведение капремонта жилого фонда. Оно же взяло на себя обязательства разработать перечень стандарта качества коммунальных услуг и порядок возмещения потребителю стоимости отсутствующих и некачественных услуг. Удалось исключить вопиющую дискриминацию жилищных кооперативов (ТСЖ, ЖСК), имевшую место в первом чтении. Однако все поправки, направленные на реальные (а не фискальные) реформы в ЖКХ, были отклонены. Поэтому фракция проголосует солидарно против этого закона. Тем не менее многие из наших предложений уже работают. Например, в Арзамасе Нижегородской области, где мэром стал член "Яблока" Анатолий Мигунов. Там 67% муниципального жилого фонда обслуживается на конкурсной основе, в том числе частными предприятиями. Половина населения города в состоянии самостоятельно оплачивать их услуги. Остальные получают необходимые субсидии. Ни о каком социальном напряжении нет и речи. Но оно неизбежно возникнет в тех регионах, в которых будет реализован план правительства платить субсидии только десяти процентам граждан. Коммунальная политика в России нуждается в коренном пересмотре. Главным адресатом реформы должен стать потребитель, т.е. гражданин России, а не разношерстный монополист. Основной же ее целью должно стать не повышение тарифов для населения, а качество услуг, поставляемых по доступным и стабильным ценам.


"Известия", 21 марта 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сайт Григория Явлинского

Текст статьи на сайте Григория Явлинского

Снять удавку жилкомхоза "Яблоко" настаивает на реальных реформах Александр Кириллин "Труд", 19 марта 2003 года

Тушите свет! ТВС, 11 марта 2003 года

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]