[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ольга Бычкова
Законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле"
"Эхо Москвы", 9 апреля 2003 года
Ольга Бычкова: 12:11 в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый день. И наш гость сегодня – это зам. пред. комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Задорнов. Добрый день, Михаил Михайлович.

Михаил Задорнов: Добрый день.

Ольга Бычкова: А говорить мы будем о законопроекте о валютном регулировании и валютном контроле. Вчера он рассматривался на парламентских слушаниях в ГД, обсуждался. Уже к концу мая, вполне возможно, будет рассматриваться на пленарном заседании ГД. Законопроект о валютном регулировании – это такая вещь, которая звучит достаточно сложно, но касается, на самом деле, очень многих, правда?

Михаил Задорнов: Совершенно верно.

Ольга Бычкова: Если во второй половине мая, да, как Вы говорите, будет рассматриваться Думой этот законопроект, когда он может быть принят, и как все будет меняться дальше?

Михаил Задорнов: Он может быть принят либо летом, тогда, если успешно пройдет второе чтение, либо ранней осенью, и вступает в силу полностью через 6 месяцев. Т.е. грубо говоря, с начала следующего, 2004 г., будет абсолютно новый валютный режим в нашей стране. Уже сейчас кое-что сделано, вы знаете, что с 15 марта, скажем, по операциям с наличной валютой ситуация изменилась, но это были отдельные шаги. Это полностью новая редакция закона, новый валютный режим, и мы обсуждали вчера, собственно, с экспертами, представителями ЦБ и правительства, какие основные моменты мы должны доработать ко второму чтению закона.

Ольга Бычкова: Какие основные моменты, прежде всего, ожидают, какие основные перемены ожидают нас в связи с вступлением этого закона в силу?

Михаил Задорнов: Я могу сказать то, что ожидает граждан. Эти вопросы не обсуждались, они принимаются всеми, т.е. это наверняка будет. Во-первых, если вы меняете валюту или за рубли покупаете валюту на российском рынке, в обменных пунктах, вам не нужно будет после вступления этого закона в силу показывать паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность. Т.е. вы это можете сделать абсолютно анонимно и указать свое имя только тогда, когда вам нужно, например для декларации, для какого-то другого объяснения…

Ольга Бычкова: Получить справку?

Михаил Задорнов: Получить справку. Т.е. это ваше право.

Ольга Бычкова: Т.е. это было отменено?

Михаил Задорнов: Это будет отменено, поскольку это, во-первых, легко обходится, во-вторых, это само требование идентификации личности, оно при небольших валютных операциях теряет смысл. Тем более мы сохраним второе, что касается людей, те нормы, которые приняты по вывозу наличных денег, по ввозу в страну, т.е. до 3 тыс. свободно, после 3 тыс. до 10 – по специальной таможенной декларации. И мы, кстати говоря, сегодня на Думе должны рассмотреть постановление, которое обяжет правительство в течение года дать нам доклад по движению валюты, через какие границы, какие группы, в общем-то эту валюту вывозят с тем, чтобы можно было потом делать какие-то экономические выводы. Третье, что касается граждан, это то, что они, согласно законопроекту, смогут свободно открывать счета, сообщив, по всей видимости, в налоговую службу или органы валютного контроля о своих доходах, но счет вы можете открыть во всех странах организации экономического сотрудничества и развития, и группы ФАТФ, которая борется с отмыванием денег. Таким образом, практически во всех европейских странах, США, Канаде, наиболее развитых странах, после вступления закона в силу, возможность открыть счет.

Ольга Бычкова: Откроют ли вам там счет, неизвестно, но, по крайней мере, здесь вас за это не накажут.

Михаил Задорнов: Да, вы свое право такое будете получать. Это то, что касается граждан. Для предприятий упрощается порядок операций по всем так называемым текущим операциям, это оказание услуг, стандартные импортные/экспортные операции, договоры, строительство, т.е. все, что называется внешней экономической деятельностью. Ограничения остаются по основным так называемым капитальным операциям, т.е. это инвестирование, это приобретение ценных бумаг, это инвестиции в недвижимость, т.е. то, что связано с движением капитала как в страну, так и из страны. И именно по этим ограничениям и идут основные споры.

Ольга Бычкова: Итак, мы продолжаем наш разговор о законопроекте о валютном регулировании и валютном контроле с Михаилом Задорновым, зам. пред. комитета ГД по бюджету и налогам. Михаил Задорнов только перечислил основные позиции этого законопроекта, основные перемены, которые могут произойти для граждан и для предприятий, для компаний после вступления закона в силу, по крайней мере, в том виде, в котором этот законопроект, как проект, существует на сегодняшний день. Но, тем не менее, дискуссия вокруг некоторых статей этого закона ведется, да? Например, Сергей Глазьев заявил, что КПРФ и АПК в Думе не поддержат этот законопроект, потому что при помощи поправок его улучшить невозможно, считает Глазьев, поэтому все они будут голосовать против. Каковы основные моменты дискуссии с коммунистами и вообще с теми, кто выступает против этого закона?

Михаил Задорнов: На самом деле, против закона, кроме некоторых коммунистов, я не уверен в том, что это будет действительно позиция всех левых в ГД, поскольку иначе они выступали бы против интересов большинства предприятий и, на самом деле, граждан. Так вот, кроме левых, все в принципе за принятие закона, но какие возникают вопросы среди сторонников закона – их, по сути, два. Часть бизнесменов, которые, в основном, представляют крупный бизнес, экспортеров, говорят, что не нужны даже те ограничения по движению капиталов, по инвестициям, которые заложены в проекте закона. А там заложены определенные ограничения с точки зрения распоряжения деньгами, в частности, правительство может в определенный момент ввести что-то типа налога, если вы хотите вывезти капитал быстро, вы должны 20% этой суммы оставить на счете на год, например. Т.е., в принципе, в законе есть меры, которые могут сдержать движение капиталов, спекулятивное, быстрое из страны и в нашу страну. Кто-то предлагает, наоборот, ужесточить эти меры, кто-то предлагает их убрать из закона. Я думаю, что все-таки такая более осторожная позиция, т.е. сохранить определенные ограничения, она все-таки возобладает, поскольку лучше двигаться поэтапно. И второй вопрос, также дискуссионный, в том, имеют ли право не физические лица, а предприятия, свободно открывать счета за границей или все-таки ЦБ в какой-то мере должен регулировать процедуру открытия счетов. Почему так вопрос ставят российские банки, кстати говоря, большинство их, они считают, что если свободно открывать предприятия будут счета за границей, если свободно будут из-за границы брать деньги, поскольку там банки больше, денег у них больше, ставки сейчас низкие в мире, то все выгодные клиенты убегут от них за границу и будут заимствовать деньги там, что гораздо дешевле, чем в нашей банковской системе, и таким образом наша банковская система будет неконкурентоспособна. Это такая вторая позиция, которая уже обсуждается в рамках доработки закона. Вчера мы выработали фактически несколько предложений, несколько вариантов решения того и другого вопроса, и с этой точки зрения слушания прошли достаточно успешно.

Ольга Бычкова: Тут есть еще у меня в материалах прессы, это агентство "РИА-Новости", тоже цитата из Сергея Глазьева, который говорит, что один из недостатков законопроекта в том, что он может дать возможность олигархам вернуть в Россию нелегально вывезенные средства. Так считает Сергей Глазьев. Тут сразу два вопроса возникает – действительно ли возникает такая возможность в случае принятия этого закона и действительно ли это плохо?

Михаил Задорнов: Так вот, первый вопрос – меня сама постановка удивляет. А если вернут в Россию вывезенные средства, так что же в этом плохого? Как раз мне кажется, что мы должны всячески препятствовать тому, чтобы средства вывозились из России. Если они в Россию возвращаются, а они действительно возвращаются, поскольку по итогам прошлого года у нас так называемая цифра оттока капитала, она заметно сократилась, а в первом квартале этого года впервые у нас приток и отток капитала равные, т.е. у нас приходит в страну столько же, сколько вкладывается нашими предприятиями или просто оставляется за границей, т.е. это впервые за все последние 10 лет. Это хорошая тенденция, пускай капитал возвращается в Россию. Другой вопрос, как с точки зрения налогообложения этих денег, но по мне, если ты в любом случае эти деньги привозишь в Россию, ты попадаешь под российское налогообложение. Все доходы будут облагаться налогами в России. Вкладывая, ты, соответственно, платишь налог на землю, налог на имущество и т.д., таким образом сам по себе процесс возврата капитала в Россию, он благотворен. Второй вопрос, собственно валютный режим, так вот, с точки зрения валютного режима, он очень мало влияет на как раз возврат или отток капитала. Он должен гасить спекулятивные, короткие движения, а если тенденция есть возврата капитала, то тот или другой валютный режим, он не в состоянии это дело остановить. Почему сейчас мы видим возврат капиталов в Россию – более выгодно стало вкладывать. Опять-таки на мировых рынках кредитные ставки и ставки процента по размещенным средствам близки к нулю или стали 2-3%, в России бизнес зарабатывает и 15, и 20, а в некоторых отраслях – 100% прибыли на вложенный капитал. Разумеется, деньги пошли в Россию, и мне кажется, мы всячески должны этот процесс наоборот поощрять.

Ольга Бычкова: Но как вообще Вы относитесь к этой проблеме? К тому, что называется амнистией вывезенных капиталов и т.д.? Вот что здесь важнее, с Вашей точки зрения?

Михаил Задорнов: Я не сторонник амнистии капиталов. Объясню, почему. Всегда, мне кажется, что тот, кто соблюдал правила, будет чувствовать себя идиотом в ситуации, когда другому, который их сознательно много лет нарушал, будет это прощено. Тогда зачем, собственно говоря, соблюдать правила игры? И второе, у нас, как правило, такие кампании проходят в авральном режиме, они всегда плохо подготовлены. Еще можно было бы согласиться с этой кампанией, если бы она проводилась один раз, была хорошо подготовлена, действительно однократная. Но мы знаем на примере и более крупных, и политических кампаний, и экономических о том, что, скажем, реструктуризацию налогов, т.е. отсрочку уплаты налогов уже делали четыре раза за последние 10 лет. Амнистию в Чечне сейчас в третий раз собираются готовить. И постоянное применение одного, даже хорошего инструмента, оно само по себе девальвирует саму идею применения такого инструмента.

Ольга Бычкова: К вопросу о налогах, закон о внесении изменений и дополнений в разные части налогового кодекса РФ, передо мной один из Ваших документов, пояснительная записка по поводу проблемы с налогообложением процентных доходов физических лиц по вкладам в банках. Это тоже история, которая может коснуться очень многих людей, которая требует урегулирования.

Михаил Задорнов: Да, она практически в Москве всех касается. Дело в том, что в середине февраля ЦБ в очередной раз снизил так называемую ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой он дает деньги коммерческим банкам. Казалось бы, это людей не затрагивает, но дело в том, что налогообложение по вкладам граждан привязано к этой ставке. Я не буду вдаваться в детали, сегодня если у вас процентный доход по вашему депозиту больше 13,5% в коммерческом банке, все, что превышает этот процент, облагается налогом по ставке 13%. Вещь эта, конечно, справедливо вызывающая возмущение, прежде всего, пенсионеров, поскольку по пенсионным вкладам, особенно если это больше года, и 18% еще сейчас есть, и 18,5% есть, поэтому у них, в общем, потери ежемесячные. Мы внесли законопроект с коллегами Медведевым и Штогриным, который эту практику отменяет, причем отменяет задним числом с 1 января текущего года. И вчера мы получили положительное заключение правительства и ЦБ, мы прежде получили, что, с моей точки зрения, делает стопроцентной уверенность в том, что этот закон будет поддержан ГД. Это будет сделано, я думаю, уже в апреле, крайний срок – в мае. И еще раз я хочу сказать то, что проблема будет решена, начиная со всех взаимоотношений, соответственно, вкладчиков банков, с самими банками, налоговой службой с 1 января текущего года. Это просто мой ответ на многочисленные обращения, которые идут в наш комитет, ко мне, как депутату, по этому вопросу.

Ольга Бычкова: У нас тоже слушатели постоянно задают этот вопрос, потому что они просто даже не понимают, что происходит, но понимают, что что-то с цифрами такое вот.

Михаил Задорнов: Да, снижение процентных ставок фактически означает сейчас дополнительное налогообложение, мы делаем поправку, которая, по сути, эту процедуру налогообложения доходов по большинству вкладов делает невозможной, сохраняя налогообложение только для так называемых депозитных схем, т.е. когда крупные предприятия уходят от уплаты налогов путем выплаты колоссальных депозитов, процентов по депозитам, которые измеряются десятками процентов или даже сотнями процентов.

Ольга Бычкова: Это принцип, которые многие сочтут вполне справедливыми?

Михаил Задорнов: Да.

Ольга Бычкова: Наши слушатели задают вопросы, вот Виктор Васильевич просит все-таки объяснить, чем закончилась эта история с помощниками депутатов и их зарплатой. И Виктор Васильевич спрашивает, из какого бюджета они получают свою зарплату?

Михаил Задорнов: Здесь также проблема была техническая, дело в том, что всю зарплату платит федеральный бюджет, но поскольку депутаты работают в регионах, половина из них, то помощники прикреплены к каждому из российских регионов. Соответственно зарплату им и компенсацию содержания депутатских приемных сначала выплачивают регионы, а затем федеральный бюджет им компенсирует эти деньги. Т.е. сначала платят регионы. И провести эту процедуру сейчас стало достаточно сложно после изменения в бюджетном кодексе. Но компромисс был, была задержка, компромисс был найден между Минфином и субъектами федерации, и федеральным собранием, и я надеюсь, что таких проблем возникать не будет. Кстати говоря, к сожалению, люди не замечают, таких технических проблем очень много возникает, мы просто стараемся оперативно их решать. Здесь просто была задержка с решением на 2 месяца, это вызвало такое негодование коллег.

Ольга Бычкова: А почему такое количество помощников депутатов?

Михаил Задорнов: Помощников депутатов, на самом деле, оплачиваемых, депутат может иметь не более пяти. У большинства коллег – два помощника в ГД и 1-3 помощника в регионе. Остальные помощники, их может быть до 30, они работают на общественных началах. Т.е. они не оплачиваемые.

Ольга Бычкова: 15 000 или сколько их там получилось?

Михаил Задорнов: Нет, никак не 15 000. Если три помощника вы умножите на 450 депутатов, тем более сейчас их не 450, а 442 депутата в Думе, действующих, это у вас получится не более 1 200.

Ольга Бычкова: Спасибо Вам, итак, ГД пытается решить разные проблемы с деньгами, большие и малые. В конце мая, повторю, вновь будет рассматриваться закон о валютном регулировании и валютном контроле на заседании ГД, и в следующем году уже может вступить в действие. Будем надеяться, что статей, которые облегчают и упрощают многие процедуры, там будет больше, чем тех, которые усложняют. Михаил Задорнов, зам. председателя комитета ГД по бюджету и налогам, все это сегодня нам как раз и объяснял. Спасибо Вам.

Михаил Задорнов: Спасибо.
"Эхо Москвы", 9 апреля 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Эхо Москвы"

Михаил Задорнов

Михаил Задорнов: "Для купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке документы не потребуются" Людмила Кузьмич Сайт "Бюро правовой информации", 14 марта 2003 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]