[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
В ассоциации силой не загоняют
URBI.Ru, 25 апреля 2003 года
1. Какие формы местного самоуправления Вы считаете наиболее жизнеспособными в Москве?

Существует множество городских проблем, которые сегодня решаются правительством Москвы очень неэффективно. Это практически все, что непосредственно связано с местом жительства людей: вопросы надлежащего содержания жилого фонда, благоустройства дворов и улиц. Это касается работы коммунальных служб по части технического обслуживания квартир, текущего ремонта, освещения дворов и подъездов, установки антенн и так далее. Есть множество небольших вопросов, которые сложно решать такой далекой от жителей бюрократической структуре, какой сегодня является правительство Москвы. Для того чтобы они решались эффективно, их следует перевести в ведение управ, которые избираются по месту жительства людей.

Для того чтобы такие вопросы решались на основе обратной связи с жителями, необходимо реальное местное самоуправление, хотя, может быть, и не в тех объемах, которые предусмотрены для других регионов России. Существует принцип единства городского хозяйства. Например, бессмысленно отдавать в ведение управ вопросы организации общегородского транспорта или установления тарифов на тепловую энергию: эти вопросы нужно оставить на уровне города. За управами следует закрепить функции, с которыми они могут справиться, не подвергая риску единство городского хозяйства.

Если у нас будет действовать самоуправление, то у жителей появится возможность навести элементарный порядок, благоустроить свой быт силами власти, которая ими же избирается.

2. Какие меры со стороны исполнительной и представительной власти могли бы способствовать становлению местного самоуправления?

Для того чтобы самоуправление было создано, необходимо заложить гарантии в федеральном и московском законодательствах: должны быть прописаны полномочия управ. Московской власти следует перестать бояться местного самоуправления, в нем нет никакой угрозы. Контроль над МСУ можно установить так же, как он существует во многих странах. Мировой опыт свидетельствует о том, что мегаполисы идут по пути децентрализации. В Нью-Йорке, Лондоне и других крупных городах есть районные органы власти, которые осуществляют минимальный набор полномочий и таким образом жителям городов гарантировано право на местное самоуправление.

При подготовке новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", ко второму чтению возникла реальная опасность значительного ограничения полномочий местного самоуправления. От имени видных представителей центристских фракций и Союза правых сил, в числе которых Вячеслав Володин, Любовь Слиска и Павел Крашенинников, в закон предложена поправка, согласно которой предписывается создание единообразных ассоциаций муниципальных образований на уровне субъектов Федерации, а также их объединения на общероссийском уровне. Принцип этот антидемократичен. В демократическом обществе в ассоциации силой не загоняют.

Кроме того, появилась реальная опасность подрыва финансовой базы местного самоуправления. В своем выступлении на парламентских слушаниях по этой теме, посвященном поправкам правительства в Бюджетный и Налоговый кодексы, руководитель Департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров дал понять, что муниципальные бюджеты будут ограблены. Правительство не только не предполагает передачу на муниципальный уровень новых доходных источников, но не скрывает намерения уменьшить налоговую базу местных бюджетов. Так, ликвидируется правило, согласно которому муниципалитеты получали часть поступлений от подоходного налога. Возводится в принцип, что федеральная власть не дает никаких гарантий по расщеплению региональных налогов для обеспечения муниципалитетов. Поскольку других инструментов для обеспечения бюджетного минимума для муниципалитетов нет, создаются реальные предпосылки для финансового удушения местного самоуправления. Таким образом, нынешние действия Минфина прямо противоречат "Программе бюджетного федерализма", в которой предусмотрено формирование прочной доходной базы местных бюджетов. Правительство просто обмануло муниципалитеты и депутатов Госдумы.

Принятие предложений центристов и СПС, а также правительственных поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, значительно ухудшит положение местного самоуправления и полностью разрушит всю конструкцию, выстроенную в новом законе. "Яблоко" намерено организовать активное противодействие этим планам.

URBI.Ru, 25 апреля 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

Стенограмма парламентских слушаний на тему «О проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 3 апреля 2003 г.

Стенограмма парламентских слушаний на тему «О проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 3 апреля 2003 г.

Стенограмма пленарного заседания Госдумы Обсуждение законопроектов по МСУ и голосование в первом чтении, 21 февраля 2003 г.

Раздел "Самоуправление и федерализм"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]