[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Мельников
Как British American Tobacco и партнёры обманывали депутатов
Наступило время акцизной переэкзаменовки
Специально для сайта "Яблока", 1 мая 2003 года

 

На последнем заседании Правительства (24 апреля 2003 года) рассматривался правительственный законопроект о внесении изменений в главу 22 Налогового Кодекса ("Акцизы"). В соответствии с прогнозируемым в 2004 году ростом цен на потребительские товары Правительство предлагает индексировать специфические ставки акцизов на 10% (по сигаретам предлагается более высокая, на 20%, индексация специфической составляющей ставки акцизов). Ожидается, что во второй половине мая Государственная Дума РФ будет рассматривать законопроект в 1-м чтении.

В связи с тем, что Правительство не собирается менять свой подход к акцизному обложению табачной продукции и по-прежнему будет настаивать не на прекрасно зарекомендовавшей себя в России специфической системе, а на т.н. "комбинированной ставке" табачного акциза, дающей табачным компаниям возможность недоплачивать в бюджет значительные суммы налогов, "табачная тема" опять, как и в прошлом году, будет одной из самых острых тем обсуждений на весенней сессии Госдумы.

В этой связи полезно посмотреть, как аргументировали свою позицию сторонники комбинированной системы год назад, непосредственно накануне рассмотрения вопроса на пленарном заседании Госдумы РФ. Это даже необходимо сделать, т.к. и в этом году при обсуждении вопроса Госдума РФ не защищена от передержек и подтасовок, уже использованных в прошлом году заинтересованными компаниями буквально накануне голосования.

Такого рода знание полезно не только депутатам Государственной Думы РФ, в кабинетах которых опять будут водить хороводы производители "дешёвых, но качественных сигарет" с британско-американским привкусом.

Граждане страны должны иметь возможность знать, в каких условиях принимаются государственные решения, какого рода лоббистские приёмы используют заинтересованные компании. Недобросовестный лоббист подобен вампиру - достаточно выставить его под прямой солнечный свет и он задымится. Нечто подобное мы и постараемся сделать ниже. Рассмотрим обозначенную выше тему на примере одного только документа.

28 июня 2002 года Государственная Дума Российской Федерации рассматривала во 2-м чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". В этом законопроекте вводились в действие невиданная в России (и во всём мире) комбинированная ставка акциза на табачные изделия (при которой базой для адвалорной составляющей акциза является оптовая цена). А накануне голосования, 27 июня 2002 года, депутатам Госдумы РФ было роздано письмо, подписанное Членами Совета Директоров Ассоциации "Табакпром" В.И.Галагаевым (ЗАО "Балканская звезда"), А.Г.Капланом (ЗАО "Нево-Табак"), Л.Я.Синельниковым (ОАО "БАТ-Ява"). Оно даёт хорошее представление о том, как "обрабатывались" депутаты Госдумы РФ.

Приём № 1 - прямой обман "Уважаемые депутаты!" - пишут три табачных "генерала" - "от имени всех российских табачных предприятий мы обращаемся к вам с просьбой отклонить поправки, касающиеся акциза на табачные изделия …" И ведь знают В.И.Галагаев, А.Г.Каплан и Л.Я.Синельников, что "все российские табачные предприятия" не давали им права говорить от своего имени - решение о поддержке комбинированной ставки акциза было принято лишь 18 предприятиями, входящими в ассоциацию "Табакпром". Всего же в России зарегистрировано в качестве налогоплательщиков 91 табачное предприятие, из них в 2001 году акцизы платили 86.

Понятно, что далеко не все предприятия отрасли входят в "Табакпром", хотя бы потому, что, как сообщается в "Открытом письме табачных предприятий, не входящих в ассоциацию "Табакпром", по вопросу акцизного обложения табачной продукции" далеко не каждое предприятие может себе позволить заплатить "только вступительный взнос в … полмиллиона долларов США". К тому же, даже в "Табакпроме" комбинированная ставка акциза поддерживается не всеми компаниями и уж точно не поддерживается крупнейшими российскими производителями табачных изделий.

Может быть, указанные 18 табачных продуцентов платят в российский бюджет львиную долю акцизов и, претензии говорить от имени всей табачной промышленности, обоснованны хотя бы в этом отношении? Да нет, по нашим оценкам, основанным на данных МНС, на данную группу предприятий приходится примерно 34% акцизов, поступивших в 2001 году в региональные бюджеты.

Приём № 2 - недоговорки "В настоящее время, - повествуют депутатам Госдумы три российских табачника, - цены на сигареты с фильтром разбросаны от 4 до 40 рублей за пачку. При этом на них установлен одинаковый акциз - 78 коп. за пачку любых сигарет с фильтром - от "Космоса" до "Парламента", что составляет, соответственно, от 20% до 2% розничной цены". Всё это так, но при этом надо было бы ещё добавить, что "Космос", вероятно, делается из менее дорогого сырья, чем "Парламент" и, в силу того, что сырьё импортируется, а таможенная пошлина установлена в адвалорной форме (5%), равно как и начисляемый затем НДС (20%), уровень налогообложения у получаемых продуктов весьма различен. К этому ещё следовало бы добавить, что готовая продукция также облагается НДС (входящий НДС принимается к зачёту) и ещё 5%-ным налогом с продаж. Результат - в абсолютных цифрах налоги, уплачиваемые потребителем "Парламента" примерно в 4 раза больше налогов, уплачиваемых потребителем "Космоса". Вот это - полная картина того, что происходит.

Приём № 3 - передержки - "При принятии правительственного варианта … на пачку сигарет "Космос" розничная цена увеличится на 50 коп. или на 12% … Очевидно, что такое повышение цен не будет критичным ни для одной из групп курильщиков или производителей. Если будет принята специфическая система, которая предлагается в поправке депутата А.Мельникова, цены на сигареты "Космос" возрастут … на 1,20 руб., или на 30%, а на "Парламент" - на те же 1,20 руб., но для этих сигарет такой рост цен составит только 3%".

А о какой "поправке депутата Мельникова" идёт речь? После консультаций с депутатами - членами Комитета по бюджету и налогам, я подавал 5 поправок, предлагая различные варианты индексации специфической ставки, при этом подкомитетом по налоговой политике за основу была принята моя поправка, предусматривающая индексацию акциза на сигареты в 1,9 раза (предложение Правительства - в 1,7 раза). Это авторам письма должно быть прекрасно известно хотя бы из сообщения "Интерфакса" от 22.06.02 - "Подкомитет по налоговому законодательству Госдумы предлагает сохранить в РФ специфическую ставку акциза на табак".

Если уж В.И.Галагаев, А.Г.Каплан и Л.Я.Синельников решили, что я буду выносить какую-то из своих поправок на отдельное голосование, то речь в первую очередь должна была бы идти именно о поправке, одобренной подкомитетом. Это парламентская "азбука" - любой депутат, заинтересованный в принятии своей поправки, будет настаивать на принятии текста, который получил хотя бы минимальную предварительную поддержку. И любой объективный наблюдатель это понимает. Однако тогда темп роста цен на "Космос" составил бы всего 16%, что, вероятно не слишком значительно отличается от "некритических" 12%. Вот и рождается текст с передержкой, в котором из таблицы вырывается одна из моих поправок, на которой я вовсе не настаивал в рамках обсуждения вопроса в Комитете по бюджету и налогам. А всё это нужно только для одного - "пробить" комбинированную ставку акциза, завернув специфическую систему в обёртку 30%-ного роста цен. Хотя вполне понятно, что рост цен определяется в первую очередь не тем, какой акциз применяется (специфический или комбинированный), а предлагаемым темпом индексации.

Ниже дана таблица, в которой приведён расчёт роста цен для каждой моей поправки применительно к сигаретам класса "Космос". Расчёт таков - отпускная цена "Космоса" около 3 руб. 50 коп. (получено обратным счётом исходя из сегодняшней розничной цены). К этой цене прибавляется акциз плюс торговая наценка 25%. На всё это начисляется НДС (20%). В итоге получаются розничные цены "Космоса" при разных вариантах, которые относятся к цене "Космоса" в настоящих условиях.

Ставки, руб. за 1000 шт. (в скобках - уровень индексации, раз)

Отпускная цена одной пачки, руб.

Акциз, руб. на пачку

Розничная цена пачки с акцизом и НДС, руб.

Соотношение цен при разных вариантах, %

 

Действующие условия

39,2 (-)

3,5

0,78

5,14

100

Принятый законопроект

около 60 (в среднем 1,7)

3,5

1,18

5,61

109

Поправки депутата Мельникова

70 (1,8)

3,5

1,40

5,88

114

74 (1,9)

3,5

1,48

5,98

116

78 (2,0)

3,5

1,56

6,07

118

105 (2,7)

3,5

2,10

6,72

131

с 01.01.03 до 01.01.04 - 78,4 (2,0)

3,5

1,57

6,08

118

Приём № 4 запугивание - в случае принятия поправки депутата А.Мельникова, пугают В.И.Галагаев, А.Г.Каплан, Л.Я.Синельников, "вероятно повторение ситуации начала 90-х годов, когда курильщики, возмущённые отсутствием в продаже дешёвых сигарет, устраивали "табачные бунты". Очевидны и другие последствия - рост контрабанды, закрытие фабрик, сокращение доходов бюджета". Это что же, при росте цены с 5.14 до 6.72 произойдут все эти ужасы? Заметим, что, говоря о "табачных бунтах", авторы осторожно оговорились словом "вероятно", что, видимо, означает только то, что они сами твёрдо не уверены в сказанном. Зато контрабанда, закрытие фабрик и сокращение доходов бюджета авторами не подвергается сомнению.

Полагаю, что из-за сигарет, подорожавших на рупь с полтиной, на баррикады народ не пойдёт, ибо цена останется в том же ценовом сегменте, что и раньше. Что же касается контрабанды, то если сопоставить данные ГТК о контрабанде табачной продукции с данными об уровне розничных цен на рынках стран СНГ, то можно сделать заключение о том, что имеющиеся ценовые колебания в 10-20% не приводят к существенной контрабанде сигарет как в Россию, так и из России. Поэтому "запас прочности" для роста акциза есть.

"Закрытие фабрик" если и будет иметь место, то по другим причинам - при объёме рынка в 300 млрд. сигарет, в 2001 году в России произвели 398 млрд. Налицо кризис перепроизводства. На повестке дня сокращение производственных мощностей. Вопрос - за чей счёт? Высокоэффективных или низкоэффективных производств? Здесь акцизная политика государства ни при чём - это черта капиталистического производства, при котором общественная потребность определяется через рынок и каждый производитель действует сообразуясь с рыночными сигналами. В конкуренции побеждает сильнейший.

"Сокращение доходов бюджета" если и произойдёт, то исключительно как следствие принятия комбинированной ставки, при которой занижение оптовой цены станет правилом и, следовательно, адвалорная часть акциза будет браться с заниженной налогооблагаемой базы.

"Искренность - наш характер" - вещает рекламный лозунг под обалдевшим от счастья молодцем в джемпере на плакате производимой ОАО "БАТ-Ява" "Явы золотой". Всё это пустые слова. Истинный характер компании БАТ - British American Tobacco (стоявшей в прошлом году во главе табачных производителей, организовавших "атаку" на государство с целью выбивания акцизного обложения табачной продукции "под себя") как раз и является в записках, подобных разобранной выше.

Поэтому при обсуждении в мае-июне Госдумой РФ вопроса о необходимости замены комбинированной ставки акциза на специфическую следует принимать во внимание обозначенные выше особенности ведения полемики со стороны компаний, заинтересованных в сохранении невыгодной для российского государства комбинированной ставки акциза на табачные изделия.

Алексей Мельников

Депутат Государственной Думы РФ

Комитет по бюджету и налогам

Фракция "ЯБЛОКО"

Специально для сайта "Яблока", 1 мая 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Алексей Мельников

Раздел "Табачные налоги"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]