[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Григорий Явлинский
Реформы, которые коррумпировали Россию
Financial Times, 2 сентября 2003 года

Скандал вокруг нефтяной компании ЮКОС получил широкий международный резонанс. Между тем, казалось бы внезапное столкновение бизнеса и власти на самом деле имеет глубокие корни. Оно - следствие широкого круга проблем, порожденных криминальными особенностями проведения реформ в середине 90-х годов.

В те годы под прикрытием либеральной фразеологии были реализованы два марксистских тезиса: о том, что собственность - всегда кража, и что первоначальное накопление капитала - всегда криминально. Это и стало печальной особенностью российских реформ. В частности, именно на этом основывалась практика залоговых аукционов. Торжествовала убежденность, что не важно кому и как будет роздана собственность, главное - чтобы она попала в частные руки, а дальше "рынок все поправит". Однако необходимые для развития эффективной рыночной экономики институты сами по себе не развиваются.

В России отсутствует независимая судебная система, независимый парламент, нет политически свободных СМИ общенационального масштаба, существенное влияние на ход и результаты выборов оказывают административные усилия, полностью отсутствует гражданский контроль над спецслужбами и правоохранительными органами. Судебная система и коррумпирована олигархами, и - инструмент власти для сведения счетов путем избирательного применения законов. Использование властью правоохранительной системы для решения собственных задач - широко распространенная практика. В парламенте на содержании у власти находится искусственно созданное большинство. Доминирующая партия бюрократов, в традиционном смысле - не политическая, просто исполняет ее политические заказы и указания. Картину довершает отсутствие свободных СМИ, и, прежде всего - национальных телеканалов, поскольку телевидение сегодня определяет общественное мнение.

Криминальный характер реформ середины 90-х предопределил еще одну важную особенность - слияние бизнеса и власти, которое завершилось к началу текущего десятилетия. В результате создана тотальная практика "кормлений", т.е. постоянной и регулярной оплаты корпорациями отправленных ими на работу чиновников. Неприкрытый цинизм, корыстные и грубые ошибки тех, кто осуществлял эти реформы, привели к формированию системы полукриминального олигархического капитализма, которая отравляет существование российской политики и бизнеса и снова и снова воспроизводит коррупцию.

Все эти элементы являются взаимоувязанной корпоративной системой, которая защищает экономические интересы группы лиц, находящейся у власти. Поэтому, как только бизнес старается стать независимым или заявляет свои политические амбиции, власть немедленно применяет к нему послушную ей правоохранительную систему, используя факты криминальной приватизации середины 90-х годов, которая как проклятие висит над всей российской экономикой.

Нынешнее обострение лишь еще раз подчеркивает фундаментальные особенности сложившейся системы и постоянную готовность бизнеса и власти перейти от перемирия к боевым действиям. Настало время найти долгосрочное решение, которое подведет черту под следствиями корыстной и извращенной реформы середины 90-х.

Демонтаж олигархической системы отношений необходим. Но у этого процесса есть несколько очень существенных ограничений.

Во-первых, абсолютно невозможен административный пересмотр итогов приватизации, несмотря на все ее недостатки. В настоящих условиях такое перераспределение заведомо будет полностью лишено каких бы-то ни было критериев. В результате могут быть изменены лишь фамилии собственников, а не система отношений власти и бизнеса. Не секрет, что помимо бизнеса и государства есть и третья стороны. Эту группу интересов представляют те, кто считает себя обделенным в середине 90-х. Эти люди пытаются использовать свое влияние на Президента Путина для того, чтобы административно переделить собственность.

Такой передел приведет к жесточайшему столкновению с нынешними владельцами и надолго подорвет доверие к любым формам владения и праву собственности в России.

Во-вторых, действия по демонтажу этой системы не должны быть репрессивными, не должны подрывать доверия к новым реформам и инвестиционному климату в России.

Для разрешения проблемы я предлагаю принять пакет законов, состоящий из трех основных частей.

Первое. С тем, чтобы исчерпать возможность спекуляций на документах "смутного времени" середины 90-х, необходимо принять законы об амнистии капитала, налоговой амнистии, вплоть до уголовной, исключая убийства и преступление против личности.

Вторая часть пакета относится к урегулированию отношений бизнеса и власти, и самое главное - отделению их друг от друга. Сегодня финансирование политических партий непрозрачно, бизнес прилагает немало усилий для коррумпирования различных решений в парламенте в самых прямых и грубых формах. При этом те общественные сферы, которые не имеют за своей спиной финансовых возможностей для такого лоббирования, оказываются в Думе в очень слабом положении. Следовательно, необходимо принять законы о прозрачности финансирования политических партий и транспарентном лоббировании в парламенте. К этой же части пакета законов, мы относим и те, что создали бы основу публичного независимого общенационального телевидения, которого сегодня в России нет. Это позволило бы освободить СМИ от постоянного неприкрытого и наглого давления со стороны олигархов. Возможно, было бы полезно также законодательно ограничить возможность участия в политике для тех, кто играл активную роль в приватизационных процессах, сроком, например, на 10 лет.

Первое и второе является необходимыми условиями для начала длительной работы по демонополизации советской, а теперь и российской экономики. Необходимо принять антимонопольные законы и применить жесткое антимонопольное регулирование. Естественно, для проведения этих мер потребуется сильное и независимое правительство.

Надо полагать, что реализации всех этих мер, который гарантирует права собственности одной стороны и защитит политическую власть - Думу, правительство, президентские структуры с другой стороны, - от агрессивного давления олигархов, будет противодействовать "третья" сила, о которой мы говорили выше. Однако демонополизация рынков и публичная защита независимости судебной системы позволят постепенно перевести силовую борьбу с использованием полукриминальных методов и правоохранительных органов в рамки естественной экономической конкуренции, столь необходимой для российской экономики.

Принятие такого или подобного пакета законов представляется сегодня единственной альтернативой бесконечному повторению истории с ЮКОСом или даже более серьезным конфликтам и столкновениям, которые периодически будут приводить к серьезной политической и экономической нестабильности в России.

Сохранение системы, в которой отсутствует разделение властей, ограничены гражданские свободы, и не гарантирована собственность, является единственным и очень серьезным препятствием тому, чтобы Россия стать полноправной европейской страной.

Financial Times, 2 сентября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сайт Григория Явлинского

Текст статьи на сайте Григория Явлинского

Григорий Явлинский: “Создать в России настоящую оппозицию сегодня невозможно” "Московский комсомолец" , 2 сентября 2003 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]