[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Александр Шишлов
Школа на обочине
"Версты", 20 сентября 2003 года

Педагогам и ученым опять достаются крохи от бюджетного "пирога", считает председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр ШИШЛОВ.

НЕКОТОРЫЕ аналитики сравнивают образование с медициной. Платное образование, как и частная медицина, больше заботится о качестве своей работы, чем государственные структуры. В районных клиниках на одного врача - 100 больных, в частных же, напротив, на одного больного 10 врачей. Так и в муниципальных средних школах на одного учителя 40 гавриков, а в пансионах на каждого ученика - три педагога... Соответственно разнится качество знаний учащихся.

Другая проблема - педагогические кадры. Учителя всеми правдами и неправдами пытаются устроиться в платные заведения, ибо работать в школе, получая 500 рублей в месяц, невозможно. Поэтому так часто можно встретить продавцов на рынке с дипломами педагога. Вот и держится отечественное образование на энтузиастах пенсионного возраста, верных своему педагогическому долгу.

Сегодня только ленивый не говорит, что надо повышать зарплату учителям. Но насколько реально слова воплощаются в дело?

Анализируя бюджет 2004 года, можно сказать, что, несмотря на некоторые положительные решения (увеличение расходов на выплату стипендий на 43% по сравнению с прошлым годом, предоставление адресной социальной помощи студентам, поддержку материально-технической базы вузов), его нельзя назвать бюджетом развития образования и науки. Дело в том, что определенный рост общих расходов на эту сферу проблемы не решает. Не развиваются, в частности, конкурсные формы финансирования научной деятельности. Правительство предполагает постоянно уменьшать количество организаций, которые занимаются исследованиями и разработками, и закладывает эту концепцию в проект бюджета.

Не радует и то, что общий объем расходов на заработную плату увеличивается примерно на 23% по сравнению с 2003 годом: мы остаемся скептиками, потому что умеем считать деньги и зрим, как говорится, в корень этих радужных, на первый взгляд, цифр. В новом бюджете даже не ставится задача дальнейшего увеличения уровня оплаты труда бюджетников - ни в форме индексации, ни в форме перехода к отраслевым системам оплаты труда. По существу, предусмотренное повышение является лишь частичной компенсацией роста прожиточного минимума, и к концу будущего года зарплата педагогов таким образом в реальном выражении не повысится, а снизится на 20% относительно 2001 года.

В экономической структуре расходов по разделу "Образование" доля расходов на приобретение оборудования уменьшилась с 3,8 до 3,4%, на капитальный ремонт -с 6,3 до 6%, расходы на питание сократились на 3,4%, коммунальные платежи - на 2,9%. Резко уменьшены ассигнования на строительство объектов образования. Вызывает возражение и статья, которая устанавливает порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности. Теперь государственные научные центры этого сделать не смогут, что ограничивает развитие и укрепление их материально-технической базы. Другая статья проекта также огорчает педагогов, так как предусматривает изъятие остатков средств, не использованных образовательными учреждениями в 2003 году. Это противоречит Закону "Об образовании", на основании которого неиспользованные средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем его финансирования на следующий год.

Наш комитет считает недопустимым продолжение такой государственной политики, которая ведет к деградации системы образования и снижению интенсивности научных исследований. Нехватка квалифицированных кадров бумерангом ударит по национальным интересам в будущем, поставит под сомнение реализацию планов удвоения ВВП к 2010 году. Мы считаем, что многие проблемы могут быть решены за счет уменьшения профицита. Более того, следует преобразовать документ из бюджета "хронического недофинансирования образования" в бюджет его развития. Для этого необходимы дополнительные ассигнования на увеличение заработной платы работникам образования и науки в полтора раза с октября 2004 года, а также на приоритетные федеральные целевые программы, среди которых: "Развитие единой образовательной информационной среды", "Жилье для молодых семей учителей" и т.д. Для чего достаточно лишь уменьшить профицит бюджета на 50 млрд рублей с тем, чтобы затем распределить эти средства по разделам бюджета, направленным на финансирование различных нужд образования в размере 25 млрд рублей, и для повышения зарплаты работникам отрасли на региональном уровне - еще 25 млрд рублей.

Я предложил пригласить министра финансов Алексея Кудрина на правительственный час в Госдуму, чтобы непосредственно с ним обговорить наши предложения... Но депутаты, к сожалению, не поддержали эту инициативу.

"Версты", 20 сентября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сайт Алекандра Шишлова

Текст статьи на сайте Александра Шишлова

Раздел "Бюджет-2004"

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика