[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Online-интервью зампреда бюджетного комитета Госдумы Михаила Задорнова
Газета.Ru,   18 ноября 2003 года

Уважаемый Михаил Михайлович! Как известно, Конституционный суд России ещё не высказал своей правовой позиции по вопросу о законности наиболее одиозных сделок приватизации 90-х годов прошлого века. Установленный российским законодательством 10-летний срок исковой давности для обращения в суд о применении последствий недействительности ничтожных сделок также не прошел, так что не исключен вариант осуществления процедуры реституции в государственную собственность незаконно приватизированного имущества. Как Вы полагаете, следует ли в ближайшее время инициировать соответствующие иски - чтобы внести ясность в отношения собственности в России?// Пётр (Подмосковье)

Не думаю, что следует инициировать массовые иски по пересмотру сделок середины 90-х годов. Поступив таким образом, мы на годы парализуем какую-либо экономическую активность в стране. Собственник, не уверенный в будущем своей собственности, не станет вкладывать деньги в предприятия, в оборудование и даже в капитальный ремонт зданий. Массовая инициация ничтожности сделок 90-х годов – это прямой путь к остановке экономического роста.

Какова задолженность государства перед работниками бюджетной сферы?// Антон (Москва)

На сегодняшний день она составляет около 3,5 млрд рублей, и с начала года не увеличилась, а по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 1 млрд рублей. Основной объем задолженности приходится на такие субъекты федерации, как Красноярский край, Ульяновская область, частично Новосибирская область и Кемерово. Доля федерального бюджета практически равна нулю.
В масштабах страны 3,5 млрд - небольшая сумма. Только в Москве, например, из городского бюджета выплачивается порядка 25 млрд рублей заработной платы в год. Но ведь речь идет о благополучии конкретных людей.
Около 30 млрд рублей должны своим работникам частные предприятия. Большая часть этой суммы, к сожалению, приходится на те предприятия, которые находятся либо в процедуре банкротства, либо устойчиво неплатежеспособны. И эта задолженность снижается очень медленно.

Какой смысл консервировать деньги. Я бы предложил истратить дополнительные доходы бюджета на нужды коммунального хозяйства. Это создало бы дополнительные рабочие места, улучшило бы социальный климат в стране, подняло бы деловую активность в стране и уж точно не подняло бы инфляцию. Вы согласны?// Дмитрий Кошкарёв (ИТЭФ, Москва, Россия.)

Не согласен с таким предложением. Поясню, почему. Годовой оборот сферы жилищно-коммунального хозяйства сегодня – более 400 млрд рублей. Без кардинальных изменений любые дополнительные вливания исчезнут здесь, как в черной дыре. Сегодня главная тактика предприятий жилищно-коммунальной сферы – постоянное повышение тарифов. Иначе и быть не может, поскольку большинство из них являются монополиями, что в Москве, что на Камчатке. Дополнительные деньги могут идти только на обновление оборудования котельных, замену труб. Но при условии изменения общего механизма хозяйствования.
В Москве, где за последние два года, если не ошибаюсь, 9 раз повышались, тарифы на воду, тепло, квартплату и т.д., мы платим всего 60% от тех расценок, которые выставляют городу и потребителям Мосгортепло, Мосводоканал и предприятия жилищно-коммунального хозяйства. 40% дотируется из городского бюджета. Несложно представить, каковы же эти тарифы и что будет, если согласиться с правительством, которое считает, что в ближайшее время в России население должно оплачивать все 100% коммунальных услуг.
Путь один: не перекладывать на плечи людей всю тарифную нагрузку, а добиваться заинтересованности организаций жилищно-коммунального хозяйства в сокращении издержек. А для этого необходимы, во-первых, жесткое ограничение роста тарифов и, во-вторых, конкуренция за оказание услуг.

Уважаемый М.М.! Ответьте пожалуйста, не пытались ли вы оценить, какой процент государственного бюджета России разворовывается? Половина? Или больше?// Михаил (Хайфа)

Думаю, гораздо меньше, чем это было пять-шесть лет назад, поскольку сейчас все бюджетные средства проходят через казначейство. Прежде они использовались коммерческими банками. В 90-х годах большинство из них обанкротилось, государственные деньги пропали. Причем, в основном это были деньги местных бюджетов, хотя и федеральный бюджет в этом плане тоже пострадал.
Сейчас, конечно, тоже происходят манипуляции с бюджетными средствами. В основном - в процессе исполнения государственного заказа, когда завышаются цены при поставках товаров для государства, завышаются расходы при ремонте или строительстве объектов, финансируемых из бюджета и т.п. То есть используются более сложные механизмы, и поэтому процент того, что вы называете разворовыванием, в последние годы существенно сократился. Но оценить его я не могу, поскольку привык иметь дело с конкретными данными, цифрами.


Господин Задорнов как Вы ответите на такой вопрос. Вам, как экс-министру финансов, и ныне занимающемуся налогами и сборами в ГД, известно каков налоговый пресс на бизнес был вообще и наверно остается в большей части сегодня. Предприниматели в 90-годы были поставлены в ситуацию, когда приходилось использовать дыры в налоговом законодательстве и т.д. для того ,чтобы не похоронить свой бизнес как таковой и платить рабочим зарплату. От налогов уходили все, кто хоть немножко был вменяемый. Все об этом хорошо знают, и президент тоже. Знали, что налоги в стране грабительские и несбаллансированные. Вопрос в следующем: могут ли все в стране быть преступниками, или все-таки преступна была политика государства в области налогообложения? Каков выход? Всех в тюрьму? Спасибо!// Сергей (Владимирская область)

В 90-е годы налоговое бремя было, действительно, значительно больше, чем сейчас. Но не только предприниматели в той или иной форме уходили от налогов. Не надо забывать, что многие у нас получали да и сейчас получают зарплату в конвертах и в наличной валюте, сдают квартиры и не показывают это как доход, что противоречит налоговому законодательству. Я вообще не считаю, что подоходный налог в 35% большой – любой человек с высокими доходами мог его платить. Сегодня ставка 13%, и уход от налога - безусловное налоговое правонарушение, на мой взгляд.
Как быть с прошлым? Во-первых, есть сроки исковой давности по налоговым правонарушениям. Они установлены в Налоговом кодексе и для граждан и предприятий составляют три года, а по некоторым видам налоговых преступлений – пять лет.
Во-вторых, я не сторонник налоговой амнистии. И всегда был ее противником. Поскольку она делает, извините, идиотами тех, кто платил налоги в 35%. Не понятно, почему человек, который этого не делал, и который в тысячи раз более состоятельный, чем эти люди, должен получить амнистию?
За последние три года Налоговый кодекс кардинально изменен. Номинальное налоговое бремя снизилось почти на треть. Реальные платежи при этом возросли тоже примерно на треть. Налоговая система совершенствуется и, соответственно, чем дальше мы уходим вперед, тем больше, я надеюсь, люди будут вести себя как обязательные налогоплательщики. А снижение налогов позволяет им выходить из тени на свет.

Недавно правительство одобрило концепцию Минэкономразвития по поводу кредитов у МФО. В частности, там речь шла о том, что МФО будут помогать консультациями своих специалистов в распределении годового бюджета РФ. Как вы считаете, насколько такое вмешательство будет уместно, не принесет ли оно вред?// Екатерина Г. (ВШЭ)

У вас, Екатерина, очевидно, неверная информация. Международные финансовые организации не будут и никогда не участвовали в распределении годового бюджета Российской Федерации. При реализации конкретных проектов, которые направлены, скажем, на защиту окружающей среды, аграрную реформу, реформу образования (кстати, сейчас на нее выделены три кредита) привлекаются консультанты. Согласно правилам МФО, например, Мирового банка, объявляется конкурс на оказание тех или иных консультационных услуг. Порой его выигрывают иностранные специалисты. Сейчас позиция парламента такова: мы стремимся свести к минимуму кредиты, предусматривающие оплату услуг консультантов, и заметно увеличиваем долю кредитов, которые идут в виде инвестиций – например, на строительство дорог, реконструкцию МГУ, строительство в Москве автодорожных мостов.

Мих Михыч! Ваша жена довольна вашей зарплатой? Кто больше зарабатывает - министр или депутат? Спасибо!// Влад (МАИ)

Зарплата депутата равна зарплате федерального министра. Де-факто сейчас министр получает в полтора раза больше, в силу того, что действуют особые надбавки, введенные указом президента. В то же время как депутат я, безусловно, зарабатываю больше, чем зарабатывал, когда был министром. У меня просто есть время для того, чтобы заниматься научной деятельностью, консультированием. Научная и педагогическая деятельность разрешена законом и для депутатов, и для министров. Однако времени и степени свободы все-таки больше у депутатов.

Не планируется ли в ближайшие годы существенно увеличить расходы на высшее образование, в частности, на дотации студенческих столовых? А то в моем институте на стипендию можно поесть два раза.// Ариэль (журфак)

Расходы на образование растут. И растут существенно. Несколько международных кредитов, взятых под гарантию госбюджета, используются целевым образом – на финансирование высшего образования. Прежде всего, начался капитальный ремонт зданий ВУЗов и оснащение их новым оборудованием – это то, чего я добивался в последние годы. Отреставрирован фасад главного здания МГУ – на это пошел французский кредит. Другой кредит, 30 миллионов долларов, пошел на закупку нового оборудования, новых научных приборов. Третий – на капитальный ремонт совершенно обветшавших инженерных сооружений и систем МГУ, которые за полвека совершенно сгнили. То же самое происходит и в других ВУЗах. В бюджете на будущий год, впервые за все время, мы внесли эти расходы отдельной строкой.
Что касается стипендии… Конечно, студенческая стипендия, даже после ее недавнего увеличения в два раза, по московским меркам недостаточна для нормальной жизни, и, как правило, большинство студентов ищут дополнительные источники доходов.

Ваша оценка деятельности Фонда будущих поколений в Казахстане, где уже аккумулировано более 2 млрд. долларов?
Не считаете ли вы, что в России СФ приобретёт гротескные формы, на его резервы будут постоянно посягать популисты разных мастей, Правительство будет латать бюджетные дыры и т.д.//

Фонд будущих поколений в Казахстане начал формироваться иначе, чем наш. Сначала его счета были обнаружены за границей. Только после этого население Казахстана узнало, каков их статус. А уж затем существование фонда было оформлено законодательно. Я думаю, это не совсем тот вариант, который нам следовало бы использовать. Мы начинаем создание Фонда будущих поколений именно с законодательства, которое четко регулирует и механизмы его образования, и условия и направления использования денег.

Здравствуйте, Михаил. К Вам вопрос как к специалисту по бюджету и депутату. Постоянно слышишь о борьбе и спорах, с том числе и при формировании бюджета, о том - какие налоги вводятся, изменятся или отменяются и в какие бюджеты они поступают. Может, стоит сэкономить эту массу бесполезно затраченного времени с сразу установить, что ВСЕ взымаемые налоги будут поступать в казначейство, а затем в заранее установленной пропорции (например - 40% в федеральный бюджет и по 30 - в региональный и местный). Какая, повторюсь, экономия времени, и к тому же сразу понятно, что снижение любого налога снижает поступления во ВСЕ бюджеты, и наоборот. На мой взгляд - системное и логичное решение.// Пападич Андрей В. (Надым)

Поверьте, это только кажется, что можно ввести один какой-нибудь налог, например - с оборота, взимать его и этим ограничиться. Все-таки за тысячелетия человечество пришло к определенной общей налоговой системе, и вряд ли от этого опыта стоит отказываться. Кстати, после завершения работы над Налоговым кодексом российская налоговая система будет одной из наиболее простых в мире.
А если по существу, то налоги оказывают стимулирующее или дестимулирующее влияние на поведение и регионов, и предприятий. Например, если регион будет знать, что он, скажем, 30% получает от каких-то налогов, то серьезного стимула увеличивать свою налоговую базу у него не будет. Если же он будет знать, что какой-то налог, например, земельный, на все 100% будет в его распоряжении, он, естественно, начнет стараться увеличивать налоговую базу.

Создается впечатление, что развелось слишком много чиновников и что они заняты, главным образом, поиском работы (в смысле чем бы занять других). Вот только один пример. Участковый врач теперь дополнительно заполняет статталоны на каждого посетителя, считает, сколько ветеранов, сколько больных до 60 лет, сколько после 60, сколько диспансерных больных, сколько привито, сколько не привито. И т.д. и т.п. А сколько врач получает за прием одного больного? 4 рубля. Если Вы не знаете, то проезд в автобусе стоит от 5 рублей (в Новосибирске). Вам не кажется, что за любую информацию надо платить? Тогда чинуши будут сами считать (у них есть компьютеры, а у врачей нет даже телефонов). И вообще, в чем смысл введения страховой медицины? В разведении чиновников? Почему медицинская страховка обезличена? Почему, обратившись впервые за 10 лет к врачу, я должен платить за УЗИ, если все эти годы из моей зарплаты бухгалтерия регулярно отчисляла налоги и платежи? И зачем мне такое государство (такая Дума? такой М.М. Задорнов?)// Игорь (Новосибирск)

Согласен, что в реформировании здравоохранения сделать удалось немного. Но дело не в количестве чиновников – есть вполне развитые и нормальные страны, где чиновников еще больше. Дело в том, что буксует сама по себе административная реформа, не происходит обновления государственного аппарата. Показатель этого – так называемая государственная рента, попросту говоря, взятки, которые составляют у нас 30-36 млрд долларов, треть всех собираемых налогов в стране. И эту треть присваивают себе чиновники госаппарата. Наши предложения по реформировании этой системы пока игнорируются все теми же госчиновниками.

Вопрос от журнала "Деловой Ямал". Стабилизационный фонд или так называемый фонд будущих поколений, по всей видимости, будет формироваться за счёт экпортных доходов нефтегазовой отрасли. Как это отразится на тех регионах России, которые являются центрами газо- и нефтедобычи, и по отношению к которым за последние годы и без того активно применяется "бюджетная обдираловка" со стороны федерального центра? С уважением Алексей Бочаров гл. ред. журнала "Деловой Ямал" alexboc@bk.ru// Алексей Бочаров (г. Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ))

В фонд будущих поколений, или стабилизационный фонд, будут устойчиво поступать не только экспортные пошлины, но и, налог на добычу природных ресурсов, который, как известно, является внутренним налогом, хотя и привязан к экспортной цене нефти. Во-вторых, источником доходов фонда являются бюджетные средства, оставшиеся неиспользованными на конец года. Исключение - отчисления в пенсионный фонд и переходящие остатки средств по некоторым направлениям. То есть, по существу, стабилизационный фонд будет аккумулировать средства от превышения доходов над расходами каждого финансового года. А самый большой первый взнос – те деньги, которые уже накопились за три года удачной конъюнктуры. Так что общие доходы бюджета тоже будут источниками фонда.
Как это отразится на нефтедобывающих регионах? Думаю, что доля Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов в доходах бюджета страны несколько сократится. Но нужно учитывать, что уровень бюджетной обеспеченности ваших территорий и любого среднего российского региона различается не просто в разы, а в 15-20 раз. Согласитесь, одна из задач государства - все-таки некоторым образом выравнивать бюджетную обеспеченность территорий.

Будут-ли в ближайшее десятилетие возвращены народные деньги, вывезенные за рубеж во времена "горячих" девяностых, во времена разграбления того, что сделали все - а досталось опять тем-же. Что будут делать жители страны, оставшиеся без нефти и газа через 40-50 лет - переклепывать паровозы и заготавливать дрова? Пришло время учреждать фонд "Россия после нефти", вот эти деньги туда и внесите - будет на что разрабатывать посленефтяные технологии.// Андрей (Рязань)

Каких-то «силовых» решений этого вопроса, способных реально вернуть эти капиталы в российскую экономику, нет. Есть решения политические и экономические. Кроме того, сегодня проблема не только в том, чтобы вернуть вывезенные за границу деньги, но и в том, чтобы «бегство капитала» из России не возобновилось с новой силой. Создание нормальных экономических условий в стране, реформа судебной системы, реформа системы госаппарата – вот обязательные условия для того, чтобы деньги, оказавшиеся за рубежом, вернулись в Россию.
Что касается фонда «Россия после нефти», то кое-что уже сделано. А именно, по нашей инициативе принят закон о создании государственного стабилизационного фонда РФ, в котором будут аккумулироваться сверхдоходы от продажи нефти и газа. К началу будущего года в этом фонде будет уже собрано 200 млрд рублей. Эти деньги и должны, по нашему мнению, использоваться для создания новых технологий, для финансирования системы образования, для создания нормальных условий для развития российской науки.

Перед дефолтом 98 вы были министром финансов. Если вы не знали о грядущем крахе, то какой же вы министр. Если знали, но молчали (что вероятнее), то что скажете теперь?// С.Городков (Москва)

Реальность угрозы дефолта осознавалась мной еще до ноября 1997 года, когда я был назначен министром финансов. Первый «звонок» прозвучал в октябре 1997 года, когда случился финансовый кризис в Азии, и за короткое время российский фондовый рынок упал более чем на 20%. Только в ноябре было утрачено порядка $4 млрд валютных резервов страны, которые тогда были значительно меньше, чем сейчас. Весь тот период времени – с ноября 1997-го по август 1998 года - не только Минфин, но и правительство, и Центральный банк пытались бороться с наступающим кризисом. После реструктуризации части ГКО во внешний долг и получения поддержки со стороны МВФ летом 1998 года не только я, но и большинство специалистов были уверены, что в какой-то мере острота ситуации снята. В любом случае, я и сейчас могу сказать, что мы свою задачу видели именно в предотвращении кризиса и ни в коей мере не отказывались от борьбы.
Но сыграло свою роль совпадение целого ряда крайне неблагоприятных факторов. Напомню, что в 1998 году и до середины 1999-го средняя цена на экспортную нефть составляла $10 за баррель (сегодня она равняется $26-27). Тогда абсолютно невозможно было предсказать, как будет развиваться ситуация на мировом нефтяном и газовом рынках даже в краткосрочной перспективе. Но главное – политический кризис, который, безусловно, определял развитие событий в стране. Результатом того кризиса было и то, что ЦБ остался без руководства.
Глубина девальвации была слишком большой. Но она же, как это становится ясно теперь, послужила толчком к развитию отечественной промышленности, прежде всего экспортной, импортозамещающей. Последующие события показали, что это во многом обеспечило экономический рост и 2000-го, и 2001-го годов, и даже сейчас еще действует эффект той девальвации. А бюджет 1999 года, был, по существу, впервые выполнен. На фоне кризиса удалось реально сократить расходы и сбалансировать российский бюджет.

Здравствуйте, Михаил Михайлович! Сейчас около 40 млн граждан России поставлены перед проблемой выбора управляющей компании пенсионными накоплениями. Решение им нужно принять в течение 2-х месяцев. Ни одна из 55 управляющих компаний не опубликовала финансовую отчетность за 1-е полугодие 2003 г. Как профессионал в области финансов считаете ли вы возможным сделать осознанный выбор УК не заглядывая в финансовую отчетность компаний. И кто из массы регуляторов и мега-регуляторов за этим должен следить? С уважением, А.Абрамов// Александр Абрамов (экономист, г.Москва)

У меня есть большие сомнения по поводу новой пенсионной накопительной системы вообще – я не уверен, что она эффективна. Фактически та часть денег, которая должна идти сегодняшним пенсионерам, копится для будущих. Но при том порядке их инвестирования, который существует сегодня, нет уверенности, что средства не будут съедены инфляцией. Эта система рождает надежды в принципе, но они вряд ли будут воплощены в реальность. Должен разочаровать многих: выбор компании мало что решает, надо полагаться на собственные заработки, на доходы по вкладам, на те накопления, которые люди могут инвестировать сами. И на детей: самое тяжелое положение у нас в стране – у одиноких пенсионеров, которые находятся за чертой бедности. Работа по пенсионным поправкам ведется в Думе постоянно, но, к сожалению, принципиальных изменений мы добиться не можем: многие поправки блокируются правительством и администрацией президента.

Миша, как ты относишься в к блефу по названием "500 дней" сегодня, спустя много лет после его написания? Спасибо. vpantuhov@inbox.ru// В. Пантюхов (Москва)

Я и сегодня не отношусь к этой программе как к блефу. Уверен, что в случае ее реализации ситуация в стране была бы качественно иной. Программа имела комплексный характер. Она же включала и разделы по конкретным направлениям - аграрной реформе, социальной политике, приватизации. Им соответствовали специально разработанные законопроекты.
Приведу лишь один пример. Тогда уже было ясно, что неизбежна высокая инфляция. Учитывая эти прогнозы, программа «500 дней» предполагала, что сбережения граждан в Сберегательном банке будут после приватизации компенсироваться частью собственности. Фактически предполагалось, что акционирование госпредприятий и наделение вкладчиков Сбербанка акциями будет зависеть от суммы вклада. Вне сомнений, если бы широкие слои населения получили часть собственности в обмен на обесценивавшиеся вклады, ситуация на фондовом рынке сложилась бы совершенно иначе. Была бы реализована иная модель приватизации, которая не предусматривала бы возможностей для сколачивания огромных состояний и не проходила бы бесконтрольно. В результате мы сейчас не говорили бы о 13-кратном разрыве между самыми бедными и богатыми россиянами.
Программа не вписалась в конкретную политическую ситуацию того периода, потому что в ней предполагалось сохранение Советского Союза, по крайней мере – экономического единства страны. Б. Ельцин не был настроен на ее реализацию, поскольку уже тогда связывал свое будущее только с Россией. А М.Горбачев проявил определенные колебания в выборе решения и был уже не в состоянии полностью использовать те рычаги, которые требовались для выполнения этой программы. В той ситуации нужна была политическая структура, которая могла бы ее реализовать. Этой структуры не было.


Уважаемый, Михаил! Где-то задело, что вы с Камчатки, где я провел свое детство с 80-го по 89-й годы своей жизни, где меня научили "стоять" на горных лыжах, я имею в ввиду "школу" Голамиевых, 7-й км, СРВ (как у нас называли, а не то, что Вы подумали, надеюсь Вы помните - судо-ремонтные верфи), Паратунка и Долина. Потом я жил в Москве (благодаря отцу, мама умерла на Камчатке, когда мне было 9 лет). Окончил школу, поступил в медицинский, работал не помня себя в 1-м меде на ул. Доватора ( ГКБ#61). Потом "связался" c плохими ребятами из Франции (доктора, а не то, что Вы опять подумали), потом учеба во Франции. Работа в России по специальности (не долго, ну не мог брать от родственников), потом пытался связать бизнес с тем, что я приближенно люблю делать. Можете себе представить. В итоге я , русский, православный, уехал в США не имея ни родственников, мало знакомых - начал все с нуля, это было 4 года назад. Сейчас обустроен, кровью получил все лицензии (Вы, естественно, понимаете как это все дается - язык, ориентация, учебники, американская бюрократия, loan, mortgage, interest, его величество Bills,когда кровь из носа их нужно платить, а на счету 0, а до следующего pay-check 5-6 дней). В общем, нахлебался в свое время. За долгие 2-3 года становления в Америке, где, как оказалось, нас никто не ждал, мы становимся обычными, нормальными гражданами этой страны, при всем том, что говорим как можем в нашем возрасте (дети после 10 уже американцы, к сожалению). Мой вопрос как от дилетанта от политики, но не от земной жизни. Как так получается, что "мы" (я имею в ввиду русских, не важно кого) приживаемся и адаптируемся в другой стране, а не в России, где мы выросли, учились, работали, пытались делать что-то свое, нам "ломали носы", мы опять пытались.... Но ведь кому-то доломали и многим. Сейчас мы Бога молим в Русских Церквах за родственников и будем праздновать День Благодарения, я уверен, что Вы знаете. Мы будем благодарить. Землю, Законы и главное Соблюдение Этих Законов, какие бы они ни были. К сожалению, я это о США, а не о России. Хотя очень хочу, чтобы так было в России. А Вы как думаете? Не надеюсь на Ваш ответ, понимаю вашу занятость. Just in case my e-mail is igorpolianski@yahoo.com or what's more fascinating and unpredictable from your side send me paper massege. Be sure, I'm not screwing you up with famous artist. I like and value your position in policy. // Игорь (Лос-Анжелес)

Почти все, кто бывал на Камчатке хотя бы несколько дней, навсегда запоминают это место. Так что «камчатцы» образуют такое неформальное братство. Я там прожил в детстве более 10 лет. И так или иначе, но все последующее время связан с Камчаткой.
В последние 15 лет от одного до полутора миллионов наиболее активных и рисковых во всех смыслах людей покинули пределы России. Конечно, это огромная потеря для страны. К сожалению, этот поток не остановлен. Я часто бываю в МГУ и знаю, что до 40% выпускников некоторых факультетов и сегодня уезжают по приглашениям американских, азиатских, австралийских лабораторий и университетов. В то же время в некоторых сферах, не только в нефтегазовой, но, скажем, в програмировании, в консалтинге, банковской сфере мы наблюдаем возвращение людей, учившихся и работавших в Штатах и Европе. Правда, этот довольно тонкий ручеек во многом зависит от политической ситуации в стране. Не все связано только с уровнем доходов. На самом деле, использование человеческого капитала, в том числе - тех, кто в 80-90-ые годы покинул Россию, это очень мощный индикатор изменений в стране.


Уважаемый М.М.! Как по-вашему, во сколько раз официально объявляемый и заложенный в бюджет процент инфляции превышает реальный (для справки: цены на хлеб с начала года уже выросли примерно на 50%, на недвижимость -тоже).// Galina (Moscow)

Вы правы относительно повышения цен на недвижимость и не очень точны по цене на хлеб. Статистика не лжет. Но когда говорят об инфляции, надо представлять и учитывать, как рассчитывается официальный индекс инфляции.
Фактически можно говорить о трех инфляциях. Первая – это та, которая заложена в бюджет. Она, как правило, всегда ниже данных Госкомстата на 2-5%. Вторая – в ощущениях людей, которые считают, что стоимость их потребительской корзины значительно выросла. Возможно, это и так, если говорить о потребительском минимуме какого-либо конкретного человека, Но надо учитывать, как считается официальный статистический минимум, официальная потребительская корзина. Берется действительно очень узкий набор из 19 товаров - самые необходимые вещи, купленные в самых дешевых магазинах, не более того. И именно из такого расклада рассчитывается потребительский уровень и уровень инфляции.

В Вашем округе выдвинулись еще несколько демократов. Вы не пытались с ними договориться? Т.к. если в бюллетене на первом месте останется представитель ДПР Богданова Ирина, победы Вам не видать.Она откусит у Вас 3-5%,Что достаточно много в борьбе с Герасимовом от ЕР.// Андрей (Москва Солнцево)

Я ни с кем не пытался договариваться. Я не впервые участвую в избирательной кампании в одномандатном округе. И каждый раз придерживаюсь одной тактики: пытаюсь довести свою позицию до избирателей, максимально ее раскрываю. Считаю, что люди, в конечном счете, сами во всем разберутся.

В России отсутствую российские компьютеры и магнитофоны, чайники и отвертки. Когда говорят об инвестициях, то говорят об инвестициях в сырьевую базу. Соответственно промышленность, связанная с этими областями, является самой развитой и привлекательной (с точки зрения инвестиций) как в России, так и за рубежом. На лицо симптомы “Голландской болезни”. Вопрос: Как Россия, во-первых, стратегически и, во-вторых, тактически планирует бороться с данной болезнью? Спасибо!// Артур (Москва)

Действительно, сырьевая ориентация экономики усиливается. Нефтяная и газовая промышленность вместе с энергетикой дают 20% ВВП. И в то же время в эти сферы направляется 70% инвестиций. При этом наша экономика остается крайне монополизированной. Бороться с этим можно, только проводя серьезные структурные реформы – естественных монополий, финансового сектора, фондового рынка, антимонопольной политики государства. Но это пока противоречит политике правительства и президента, которых мы все эти годы пытаемся убедить в необходимости таких реформ.

Ваше мнение о деле с Ходорковским.// Д. Рошаль ( Австралия)

Если говорить коротко, то, на мой взгляд, в основании всего происходящего лежит одно противоречие, которое, очевидно, олицетворяют и М. Ходорковский, и В. Путин.
Владелец блокирующего пакета «Сибнефти» и контрольного пакета ЮКОСа, который стоил до последнего падения более $35 млрд, Ходорковский считает, что владельцы увеличили капитализацию кампании, оптимизировали ее, и вправе развивать ее так, как хотят, а при необходимости - продать 40% кампании какому-либо крупному зарубежному инвестору и вправе свободно распоряжаться этими деньгами, положить их, например, на счета в какой-нибудь офшорной зоне. Поскольку кампания развивается достаточно динамично, то ее владельцы могут распространить этот динамизм и на изменение ситуации в стране, на проведение реформ в каких-то сферах. Это – одна точка зрения.
Вторая точка зрения, которая является точкой зрения В.Путина и тех кругов, которые стоят за ним: Ходорковский получил компанию ЮКОС на залоговом аукционе за менее чем полмиллиарда долларов. При этом специалистам известно, что в самом банке МЕНАТЕП в то время находилось не меньшее количество государственных денег. То есть компания эта была получена фактически даром. А значит, Ходорковский и другие акционеры ЮКОСа как минимум должны консультироваться по всем принципиальным решениям, не продавать крупные пакеты иностранцам, деньги не вывозить из страны и т.д. – длинный список вопросов. Власть считает, что она представляет интересы большинства населения. Правда, не всегда так бывает.
Это противоречие проявляется не только на этом властном уровне. Дело Ходорковского является отражением общей неопределенности ситуации в стране. Опыт показывает, что в России при столкновении бизнеса и государства всегда будет победителем государство.
Чрезмерность некоторых действий правоохранительных органов достаточно очевидна. По нашему процессуальному законодательству человека не нужно держать в тюрьме, если он не совершал убийства или каких-то преступлений, основанных на насилии. С другой стороны, думаю, что в действиях ЮКОСа, наверняка достаточно нарушений закона экономического характера.
Совершенно очевидна необходимость решения, которое исключило бы возвращение к подобным ситуациям. Решение в форме договоренности между крупным бизнесом и институтами власти, приемлемое для общества в целом – своего рода общественный договор, оформленный на законодательном уровне. Иначе, если власть станет давить на крупный бизнес, он будет вытеснен из страны. Если же, в свою очередь, бизнес подчинит себе власть, то нынешний 13-кратный разрыв между бедными и богатыми будет только увеличиваться.
Во всяком случае, это – очень тревожный сигнал, свидетельствующий о конфликте, который тормозит экономическое развитие.

Какие ваши прогнозы по поводу объемов оттока капитала из страны ввиду последних событий? Как это может повлиять на дальнейший экнономический рост? Спасибо.// Сергей (Москва)

Отток капитала в третьем квартале составил $7,7 млрд. Анализ показывает, что только частично это связано с событиями вокруг Ходорковского. Дело в том, что в первом полугодии в Россию пришло около $5 млрд спекулятивного западного капитала, который учитывая укрепление рубля, вошел для скупки рублевых государственных облигаций, акций и т.д. Думаю, что можно говорить о части западного капитала, которая из России переместилась на более доходные рынки. Кроме того, третий квартал всегда сопряжен с оттоком средств из страны. Это сезонный отток. Решающим будет четвертый квартал. Если отток составит не более чем $4,5 – 5 млрд, это окажется в пределах динамики последних лет. Более серьезный отток капитала, безусловно, будет связан с критическими событиями дела Ходорковского.

Добрый день, Михаил Михайлович! Вы как человек, поработавший и в правительстве РФ и во фракции "Яблоко", скажите - считаете ли Вы возможным объединение в ближайшее время всех демократических сил страны и на какой основе?// Suvoroff (Saratov)

Я считаю, что объединение всех демократических сил страны абсолютно необходимо. Иначе трудно рассчитывать на серьезное политическое влияние не только в парламенте, но и на правительство, и на президента. В политике всегда считаются с силой. Но такое реальное объединение должно иметь совершенно четкие целевые установки. А это, как всегда в политике, не такое простое дело. Безусловно, мы должны извлекать опыт из ошибок 80-х – 90-х годов. Но основа для объединения – будущее.

Почему ГТК РФ вводит правила отказа в праве таможенного оформления грузов для юридических лиц на границе (автомобильные пункты пропуска, приказ № 828 от 01.08.03) и навязывает услугу доставки под контролем для очистки грузов во внутренних таможнях под видом оптимизации и ускорения работы органов ГТК на границе? Это очень неудобно для мелких фирм.// Дмитрий (Выборг)

Безусловно, новые правила, которые вводит ГТК, создают неудобства. Но нельзя не учитывать и то, что объемы серого импорта для многих категорий товаров колоссальные. Поэтому в любом случае придется делать выбор между ужесточением администрирования, неудобствами и интересами страны. К сожалению, либеральный подход, которым очень широко у нас руководствовались в 90-е годы в таможенной сфере, не оправдал себя на деле.

К нынешнему мэру Лужкову у меня накопилось много вопросов. Собираетесь ли Вы поддержать его на выборах, и какое у Вас к нему отношение?// Николаев Андрей (Москва)

Полагаю, что Юрий Михайлович – сегодня, по сути, безальтернативная кандидатура. Конечно, каждый из нас может предъявить мэру список своих критических замечаний. Но достаточно вспомнить, какое хозяйство он получил, впервые заняв пост мэра. Наш город стал куда более благоустроенным и удобным. Появились транспортные развязки, третье кольцо – стоит представить, что творилось бы без них в Москве сегодня. Конечно же, Лужков – очень сильный хозяйственник, который видит и сегодняшний день, и перспективы города. Вполне очевидно и то, что он – патриот своего города.

Недавно пришлось собирать документы на получение льгот. Чтобы получить одну справку, просидел в одной очереди, потом в другой и так каждый день. До чиновников не достучаться, все время нас куда-то отсылают в прямом и переносном смысле. Сейчас ни государство, ни чиновники ни за что не отвечают, власти много, а спросить не с кого.// Алексей

Да, на сегодняшний день невозможно найти ответственных за решение тех или иных задач. Например, есть закон о ветеранах, в котором оговорены их права и льготы. Но нигде не сказано, откуда должна обеспечиваться компенсация. Единственный выход из создавшейся ситуации – четкое закрепление государственных обязанностей и полномочий за конкретными уровнями власти. В нынешнем году уже приняты два закона – о региональных органах власти и о местном самоуправлении, в которых четко определены сферы ответственности, все полномочия распределены между уровнями власти. Теперь наша задача - "разделить" налоги между уровнями бюджетов. В Москве же начала работать система так называемых единых рассчетных центров, где сосредоточена вся информация о пособиях и льготах, положенных конкретному человеку.

Постоянно по ТВ нам рассказывают, что зарплата бюджетникам и пенсии повышаются и будут повышаться. Спрашивается, зачем это делать, какой смысл в этих повышениях, если постоянно растут цены - на продукты, на коммунальные услуги, на все. Во всяком случае, мое материальное положение от этого не улучшилось.// Лидия Ивановна (г. Москва)

Согласен с Вами, индексация пенсий и заработных плат почти полностью «съедается» инфляцией, получается гонка без результата. Но в последние годы все-таки уже появляется механизм ограничения роста цен. Я был активным сторонником того, чтобы в бюджете каждый год были ясно обозначены параметры инфляции, и мы этого добились. Теперь, уже опираясь на закон, легче контролировать инфляцию и соответствующие действия правительства.
Кроме того, еще два года назад мы с моим коллегой депутатом В.Зубовым предложили обязать правительство обозначать в проекте бюджета пределы повышения тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожный транспорт - этих самых главных в экономике регуляторов цен. Поначалу и центристы, и «Единство» были категорически против нашего предложения. Но со временем они вынуждены были его поддержать. Теперь действует специальный закон о государственном регулировании тарифов. Например, на следующий год нельзя повысить цены на электроэнергию более чем на 12%, на газ – более чем на 20%.

Где-то читал ваше замечание Центробанку, а что по-вашему надо изменить, и как это скажется на нас, простых смертных?// Сергей (Москва)

Опыт работы в Государственной думе и министерстве финансов убеждает меня в том, что Центральный банк может и должен работать на устойчивость нашей национальной валюты, может и должен бороться с инфляцией. Кроме того, его деятельность должна быть более прозрачной для общественности. Именно на этих поправках в закон о ЦБ я настаивал. Закон с этими поправками действует с июля 2002 года. В результате стали гораздо более ясны все расходы Банка, прежде всего его собственные административные затраты. В этом году впервые рубль начал укрепляться по отношению к доллару, и это положительно сказывается на ценах. Таково прямое следствие действия закона о Центральном банке РФ.

Что Вы думаете по поводу бесконечной стройки в нашем округе? Теперь у нас вместо парков будут дома и гаражи?// Наталья И. (ЮЗАО)

Согласен с Вами, это серьезная проблема, которая постоянно усугубляется. С одной стороны, город благоустраивается, появилась возможность улучшить свои жилищные условия, строятся современные, более удобные дома. С другой стороны, сегодняшняя инфраструктура нашего округа (поликлиники, больницы, школы, детские сады и т.д.) не рассчитана на такое количество жителей, в связи с ростом населения обострилась проблема общественного транспорта. Могу сказать, что неоднократно обращался к московским властям о необходимости корректировки строительных программ. У меня в округе за четыре года набралось около 70 конфликтных точек. Буду настаивать на жестком контроле за строительством в Москве.

Живу в Ново-Переделкино, работаю в центре, до работы добираюсь на общественном транспорте 1,5 часа. Эта ситуация как-то изменится, или лучше поискать другую работу?// Мария (Москва)

Да, ситуация с городским транспортом в районах Ново-Переделкино и Солнцево стоит очень остро. Запланировано строительство легкого метро, которое должно соединить эти участки со станцией метро «Юго-Западная». Мы с московскими депутатами активно поддерживаем эту программу и добились увеличения ее финансирования метро в Москве на 2 млрд рублей.

Мой сын через полтора года оканчивает обычную школу. В советское время высшее образование было бесплатным. Будущее сына под большим вопросом, денег особо нет. Почему государство не думает, разве это проблема только родителей?// Читатель Газеты.Ru

Конечно, нет, проблема образования напрямую касается будущего нашей страны, поэтому государство должно быть заинтересовано в повышении уровня школьного и вузовского образования. Одним из направлений моей работы была помощь вузам и школам округа. В частности, были поставлены 100 рабочих компьютерных мест, обновлены кабинеты, оборудование, а также реализуются программы по обучению учителей и учеников навыкам профессионального владения компьютером. Также работаю над строительством шести межшкольных стадионов. Были выделены деньги из федерального бюджета на капремонт, замену оборудования в вузах, обновление их учебных баз.

Как Вы относитесь к пенсионной реформе? На что могут рассчитывать те, кто уже пенсионер или скоро им станет?// Мария (Москва)

Откровенно признаюсь, что у меня большие сомнения в эффективности так называемой накопительной пенсионной системы. Ее создание ведется фактически за счет неполного индексирования трудовых пенсий, т.е. часть тех денег, которые должны идти сегодняшним пенсионерам, накапливается для более молодых людей. Но при существующем порядке инвестирования, в условиях нашего экономического положения, у меня нет уверенности, что эти накопления реально будут прирастать и что они не будут «съедены» инфляцией. Эта система порождает надежды, которым вряд ли суждено сбыться.
Тем, кому за 50, не стоит связывать с реформой даже таких надежд. Лучше полагаться прежде всего на собственные заработки и те накопления, которые люди в состоянии сделать сами.

Кварплата и цены на коммунальные услуги растут. Это и есть реформа ЖКХ?// Дмитрий (Москва)

В вашем вопросе затронуты две серьезные проблемы: сложившаяся система ЖКХ и ее реформа. Начнем с системы. По решению федерального правительства, население должно оплачивать 90% квартплаты и услуг ЖКХ. Так и происходит в большинстве регионов России. В Москве мы платим 60%, остальные - из московского бюджета. Но за последние два-три года почти в три раза увеличились наши реальные выплаты по коммунальным услугам. В чем тут проблема? Никто из нас не знает, каковы же на самом деле затраты Мосводоканала, Мосгортепла, Мослифта, служб, которые занимаются вывозом мусора? Я самостоятельно сделал замеры по ряду районов, проанализировал данные по целому ряду российских муниципалитетов. Выясняется, что порой на треть можно сократить реальные затраты организаций ЖКХ. Они – монополисты, и за счет повышения тарифов, то есть за наш счет, могут себе позволить неэффективно работать.
Думаю, до тех пор, пока не будет конкуренции на этом рынке, мы так и будем сталкиваться с завышенными и постоянно растущими тарифами. Кроме того, расчет тарифов должен быть доступен общественному контролю. Мы очень часто или не знаем собственных прав или ими не пользуемся. По закону о жилищной политике, например, мы имеем право не оплачивать тепло в тот месяц, когда отключают горячую воду.
Сейчас в Госстрое готовится жилищный кодекс. Убежден, что в нем должны быть максимально четко закреплены права каждого конкретного человека в его взаимоотношениях с ДЭЗами, с жилищными службами и т.п. Люди должны понять свои права, объединиться и добиваться, в рамках закона, улучшения условий.
Второе – собственно реформа ЖКХ. Я считаю, что у нас ее вообще нет. Что это за реформа, если отсутствует хотя бы в общих чертах представление, к чему придем в результате реформы. Это все равно, что начинать капитальный ремонт квартиры, не задумываясь даже, какой ты хочешь видеть квартиру после ремонта. На сегодняшний момент результаты "реформы ЖКХ" - только повышение оплаты населением коммунальных услуг.

Уважаемый Михаил Михайлович!
Почему такое пренебрежительное отношение к пенсионерам, которые своим реальным трудом создавали богатство России (в том числе и в составе СССР)?
Почему виртуальный труд в настоящее время дает больше благ "работникам", которых раньше называли спекулянтами?// Осипов (Омск)

Начнем с того, что разделение на труд производительный, читай - промышленность и сельское хозяйство, и спекулянтов, т.е. торговлю, банки, страхование, сферу услуг, которое было характерно для советского времени, экономически вещь абсолютно неверная. Работает ли человек в сфере услуг или в промышленности, - с точки зрения продукта, который он дает стране, одинаково. И, кстати, сейчас в так называемой производственной сфере создается не более 40% ВВП. Услуги дают больше. К сожалению, невозможно объяснить пенсионеру, работнику в прошлом оборонного предприятия, что то, что было им созадно, например, 10 тыс. единиц военной техники - гниет в Анголе, Мозамбике и еще целом ряде государств. И это, к сожалению, не тот продукт, который можно реализовать и выплачивать ему сегодня пенсиями. С этим трудно смириться, но это чистая правда. И третье - по сути вопроса вы абсолютно правы. Мы обязаны как государство, как общество обеспечить пенсионерам достойный уровень доходов, даже если это потребует принципиального изменения всей финансовой политики. Именно поэтому в Госдуме сейчас дискутируются законы, поднимающие реальную пенсию до уровня реального прожиточного минимума пенсионеров.

Каким будет курс доллара к рублю на ближайшие полгода?// Андрей (Новосибирск)

Ответственные экономисты таких прогнозов не делают. Однако, исходя из того, что я уверен, что динамика цен на энергоресурсы в ближайшие полгода останется такой же, какой была в 2003 году, думаю, что в эти полгода рубль будет колебаться между 29 и 30 рублями за доллар.

Михаил Михайлович, вы много говорите об образовании, реформе образования. Мне не совсем понятно, что под этим подразумевается (у нас и так не самое плохое образование дается) и как это предлагается сделать? Интересно было бы узнать, что вы сами для этого сделали?// Екатерина (Москва)

Мой изибрательный округ, так случилось, называется Университетский. В нем расположен не только МГУ, но еще 15 ключевых вузов - педагогический, тонкой химии и химической технологии, МГИМО, Университет дружбы народов. То, что я стараюсь делать для вузов - это одна конкретная программа - переоснащение новым оборудованием и капитальный ремонт зданий, поскольку 10 лет в обновление материальной базы вузов деньги не инвестировались. И с 2001 года запущена программа переоснащения вузов - это и бюджетные деньги, и займы, которые привлекаются за рубежом для переоснащения, например, в МГУ закупки научных приборов. И в этом я вижу свой вклад в, может быть, не форму, а модернизацию образования. Модернизация - для меня это обеспечение сопоставимого с международным уровнем образования, и второе - доступность этого образования - с тем, чтобы парень, девушка из семьи со средними доходами имели возможнсоть получить доступное образование в московском вузе.

Михаил Михайлович, что вы сделали полезного в своем избирательном округе за эти 4 года? Каковы реальные результаты вашей депутатской деятельности?// Иван Захаров (Москва, избирательный округ депутата Задорнова)

Я уже начал отвечать на этот вопрос, говоря об образовании. Для округа моя работа сводилась к двум направлениям - это переоснащение вузов, о чем я раньше уже говорил, и помощь школам.
В двух вещах - поставки компьютрной техники и доступ в инетрнет для школ, а также проект, который мы сейчас запускаем. Это ремонт спортивных залов, закупка нового спортинвентаря, строительство межшкольных стадоинов для школ. Причем делается это не только для того, чтобы ребята могли заниматься в учебное время, но и чтобы у них была возможность и после занятий пойти поиграть на спортивной площадке. Это касается и молодежи микрорайонов. Эти две задачи - вузы и школы - основные мои усилия в округе. И, естественно, как депутат от Университетского округа я лоббирую те поправки в бюджет, которые касаются вузов, веду прием населения, и за 4 года принял 3,5 тыс. людей лично - во время депутатского приема, и в последние дни этот поток напоминает волну, которая захлествывает меня и моих помощников. Но тем не менее, мы стараемся с каждым разобратсья и оказать помощь.

Вопрос насчет налогов на доходы граждан. Будут ли подниматься налоги на доходы граждан? Оправдана ли указанная ставка налога? В приницпе 13% пока по силами. Мне, при зарплате в 12 000 рублей, отдать 1400 рублей государству не жалко. Но если бы эта сумма была, например 3000-4000 рублей, я бы посчтиал это слишком высоким налогом.
И еще вопрос о регулировании цен на бензин внутри России.
Как Вы считаете, почему они находятся на данном уровне (совсем не низком) и почему растут?// Васильев Роман

Если сказать честно, я не голосовал за 13-процентную ставку, я был автором другой поправки, которая составляла прогрессивную шкалу налогообложения -13% и 20%. И внутренне я остаюсь сторонником прогрессивной шкалы налогообложения. Но поскольку решение было принято, надо с такой ставкой поработать еще ряд лет, чтобы была стабильность в налогвоой системе. Следующий наш шаг в налоговой системе - снизить ставку так называемого социального налога начислений на заработную плату - с сегодняшних 35,6% до примерно 22-23% в среднем. Мы считаем, что за счет этого будут легализованы доходы граждан.

Учитываются ли в бюджете страны расходы на аппарат, президента, депутатов? И сколько в процентном отношении они составляют? Можно ли сравнить, сколько идет на здравохранение и сколько - на парк автомибилей депутатов и их помощников?// Lem (Москва)

Безусловно, в бюджете страны выделены расходы на президента, его аппарат, Госдуму, Совет федерации и правительство. Причем, расчитано все до канцелярской скрепки. Расходы на госуправление в целом - а это миллион человек в нашей стране составляют порядка 2% расходной части бюжета. Это достаточно много, примерно столько, сколько расходуется на науку, но меньше, чем на здравоохранение. Именно поэтому задача реформирования госаппарата, проще говоря, задача обеспечить, чтобы он работал в интересах людей, нормально работал - это одна из принципиальных задач следующего политического цикла.

Будете ли вы, лично вы голосовать за отмену "поправки ЮКОСа"? Успеет ли Дума ее отменить до нового года?// Виталий (Москва)

Я не совсем понял, что вы имеете в виду под поправкой ЮКОСа. Если речь идет об ограничении ставки экспортной пошлины на нефтепродукты 90-процентными экспорными пошлинами на нефть, то я голосовал против этого решения, когда оно принималось, и буду голосовать за отмену этого барьера, поскольку считаю, что правительство должно иметь свободу маневра в установлении таможенных пошлин.

Уважаемый Михаил Михайлович, три вопроса к Вам:
1. Прежде всего, интересна ваша точка зрения о введении спецсчетов по НДС. Насколько необходимой (оправданной) считаете вы эту меру; позволит ли она решить проблему лжеэкспорта; соизмеримы ли потенциальные дивиденды государства с неизбежными дополнительными издержками налогоплательщиков?
2. В рамках последовательного реформирования налоговой системы не следует ли убрать налог на рекламу - единственный из налогов, базой для которого служат расходы плательщика?
3. Поддерживаете ли вы восстановление инвестиционной льготы по налогу на прибыль?
4. (отвлечённый) А поддерживаете ли отношения с вашим полным тёзкой?
Спасибо.// Яков (Москва)

Я буду поддерживать введение спецсчетов по НДС, хотя понимаю, что это достаточно сложный механизм, и вводя спецсчета необходимо упростить систему возмещения НДС при экспортировании, капитальном строительстве и еще целом ряде операций. Одновременно надо отменить аванс - взятие НДС с авансовых расчетов. И, конечно, мы будем очень тщательно прорабатывать саму систему введения спецсчетов - здесь еще много неясных важных деталей.
Второй вопрос. Да, я сторонник того, чтобы убрать налог на рекламу, даже вносил соответствущий законопроект в Госдуму - правда, мы не дошли до голосования, поскольку вы правы, налогвоой базы для него служат не доходы, а расходы плательщика. Поправки в налоговый кодекс, принятые Госдумой сегодня и определяющие всю конструкцию налогов с 2005 года не предусматривают сохранение налога на рекламу, т.е. он отомрет в конце следующего года.
3. Я не поддерживаю восстановления инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Рост инвестиций в этом году показал, что эта льгота не являлась чем-то принципиально необходимым для инвесторов.
4. Наши отношения с почти полной тезкой - он Михаил Николаевич, - эпизодические встерчи на разных мероприятиях. Но отношения хорошие.

Вопрос с союзным государством в последнее время вроде как временно заглох. Но если все изменится, то каково лично ваше мнение об интеграции экономик. Ведь видно даже слепому, что разница между белорусской и российской просто громаднейшая. Не получится ли так, что вроде союз государств, а экономические политики различные? И тогда как это стыкуется с введением единой валюты?// Евгений (Минск)

Коротко на этот вопрос не ответишь. Тем не менее, - в принципе я сторонник экономической интеграции России и Белоруссии. Потому что любая интеграция экономик - это дополнительынй импульс для их развития. У нас достаточно активная торговля и производственная кооперация с Белоруссией. Это наш третий-четвертый по объемам экономический партнер. И разница в экономиках, в механизмах экономических не столь принципиальна - реформу белорусской экономики при желании можно провести за непродолжительный период времени. Проблема на политическом уровне. Я не уверен в искренности Лукашенко с точки зрения объединения наших экономик и государств. Единая валюта для меня - критерий. Мы переходим от разговоров об экономическом и политическом союзе к реальным действиям, или не переходим. То, что согласованные сроки введения единой валюты затягиваются белорусской стороной для меня еще один из сигналов нежелания Минска объединяться.

Михаил Михайлович, какую политику собирается проводить "Яблоко" в вопросе экономики малых городов? Не секрет, что многие такие города возникали или функционировали вокруг градообразующих предприятий. Многие из этих предприятий находятся в тяжелейшем положении: проходят процедуру банкротства и им остался один шаг до закрытия (а некоторые уже закрыты). Что же остаётся делать таким городам и их жителям? В этой связи второй вопрос: не кажется ли вам система муниципальных образований и, следовательно, муниципальных бюджетов в нынешней административной и бюджетной структуре неоправданной, неподкреплённой финансово, роскошью? Ведь многие муниципальные образования не могут заработать денег даже на самое необходимое. Спасибо.// Андрей (Тульская область)

"Яблоко" традиционно поддерживает муниципальные образования при принятии налоговых законов, собственно, законодательство, регулирующее жизнь муниципалитетов. Но "Яблоко" не поддержало последний закон о местном самоуправлении - по одной простой причине - мы не увидим пока достаточного объема налогов, закрепленных за местным самоуправлением, которые бы позволили малым городам финансировать те сферы, которые им спущены законодательством. Вопрос о закреплении доходов за федерациями, регионами и муниципалитетами будет голосовать весной при рассмотрении поправок в бюджет и налоговый кодекс - тогда будет острая борьба, и это весеннее голосование во многом определит судьбу так называемой муниципальной реформы, или реформы Козака. Пока я даже не берусь предсказывать, в каком виде пройдут эти поправки. Сегодня же за исключением, может быть, некоторых территорий, муниципалитеты финансово несостоятельны, и всерьез говорить об их экономических возможностях не приходится.

Михаил Михайлович, хотелось бы узнать вашу точку зрения. Уверены ли вы, что фонд для будущих поколений не станет очередным предлогом для финансовых махинаций федеральных чиновников? Наверное, чтобы народ в это поверил, нужно объяснить ему проще и доступнее. // Аня (Махачкала)

Кстати, два часа назад Госдума проголосовала о стабилизационном фонде во втором чтении, и через неделю мы примем его в третьем. Он вступит в силу с 1 января будущего года. Будем стараться объяснять проще и доступнее. Самое простое объяснение - мы, конечно, можем потраттить сейчас все деньги, полученные от хорошей конъюнктуры на нефть и газ, на повышение зарплат и пенсий. Потратить сегодня, увеличив зарплаты в полтора раза. Однако цены на нефть упадут, и мы будем вновь задерживать выплаты заработной платы из бюджета, как это было в 90-е годы.
Уверен, что лучше гарантированный уровень выплат, безусловно, с индексацией, но с некоторым резервом, который государство имеет на черный день, чем потратить все сегодня. Угроза для злоупотребления чиновников, безусловно, есть, она всегда сохраняется. Что мы попытались сделать в этом законе. Во-первых, правительство будет обязано ежеквартально отчитываться об использовании, о доходах стабилизационного фонда перед парламентом - это будет публичная информация. Второе - чтобы израсходовать даже рубль из этого фонда потребуется принятие специального закона. Это не пройдет без внимания всей страны. Третье - фондом будет управлять Минфин, а не частная структура. Обещаю вам следить за тем, как будут расходоваться средства фонда.

В свете частых заявлений о государстве, как собственнике недр:
1. Не считаете ли вы, что государство должно полностью взять на себя обязанности и затраты по разведке новых месторождений углеводородного сырья и впоследствии заявлять свои права на природную ренту или иную форму вознаграждения при разработке этих месторождений?
2. Если бюджет так зависим от поступлений от нефтегазовой отрасли, считаете ли вы, что государство способно проводить более эффективный контороль за восстановлением материально-сырьевой базы в данной отрасли при существующей системе?// Алексей (Москва)

Вы знаете, государство не в состоянии полностью взять на себя геологоразведку новых месторождений. Дело в том, что зачастую разведка идет уже на участках, прилегающих к тем, лицензии на которые имеют частные компании. Частные компании в своих бюджетах, естественно, имеют средства на геологоразведку, хотя не столь большие, как нам бы хотелось. Поэтому более рационально совмещение геологоразведки за счет бюджета и за счет средств самих компаний. Другое дело, что с отменой так называемой платы за воспроизводство минеральных ресурсов объем финансирования геологоразведки резко снизился и это тревожная тенденция. Надо коррективровать ситуацию как за счет бюджета, так и за счет экономического давления на частыне компании.
2. Конечно, контроль за восстановлением запасов со стороны государства необходим, и зедсь вы абсолютно правы.

Кому в этом году будут повышать зарплату?// Евгения (Москвы)

В этом году запралата повышена с октября бюджетаникам - врачам, учителям, научным работникам. Музейным работникам - на 33%, судьям и прокурорам - на 40%, денежное довольствие военнослужащим и зарплата чиновникам - на 11%. К сожалению, в Госдуме при обсуждении бюджета нам не удалось провести поправку об индексации зарплат и детских пособий в 2004 г., но думаю, что если цены на нефть и газ будут такие же как в этом году, в середине 2004 года к вопросу об индексации заработной платы мы вернемся.

Какой ваш прогноз относительно динамики курса рубля? В какой валюте лучше делать сбережения?// Юлия Смирнова (Москва)

Опыт последних двух лет показывает, что рублевые сбережения намного выгоднее, чем валюлтыне вклады. Если говорить именно о банковских вкладах. Я думаю, что в 2004 году эта тенденция сохранится. Дальнейшее определит экономическая политика государства и ситуация на мировых рынках сырья.

Как, на Ваш взгляд, наиболее выгодно вложить $10-20 тыс.?// Владимир (Москва)

Вы знаете, это вопрос абсолютно личный, и кжадый инвестор должен решать это сам. Банальный совет не рисковать, разбить вложения на две части, и проинвестировать в разные виды активов. Могу лишь повториться, что рублевые активы сегодня выгоднее валютных.

Уважаемый г-н Задорнов! Наша фирма - одна из многочисленных фирм, которая "попала" в период кризиса 98 года с "Инкомбанком". Не кажется ли вам, что государство, которое в определенной мере является виновником произошедшего кризиса, должно поучаствовать в процессе возврата клиентам обанкротившихся банков "зависших" средств. Если бы мы получили денежки назад, то с удовольствие заллатили бы налоги, а это я думаю миллионны долларов в бюджет.// Александр (Москва)

Начнем с того, что частные вкладчики "Инкомбанка" получили практически полностью свои вклады - по курсу, правда, конца ноября 98 года, где-то по 24 рубля за доллар. Предприятия, как вы понимаете, в ходе процедуры банкротства могут рассчитывать на оставшуюся конкурсную массу. Должно ли государство участвовать, как я понимаю, деньгами пополнить эту конкурсную массу. С моей точки зрения - навряд ли. Поскольку тогда встает вопрос о расходах бюджета во всех подобных случаях.

Уважаемый Михаил Михайлович не кажется ли вам, что сегодняшняя ситуация очень и очень напоминает 98 год? Каково ваше мнение по этому поводу, особенно в преддверии выборов?// Алексей (В.Новгород)

Проводятся параллели с сегодяншней экономической ситуацией, ситуацией не 98 года, а с осени 97, когда российский фондовый и валютный рынки, который рос достаточно активно, испытал первый удар азиатского кризиса. И с этого момента началось падение фондовых индексов. Сравнение 1997 года с осенью 2003 года последнее время очень популярно не только среди экономистов, но и в таких авторитетных изданиях, как "Экономист", Financial Times, Wall Street Journal. Есть одно принципиальное отличие - 97 год - бюжет дефицитный, экспорт лишь немногим превышает импорт, колоссальный размер госдолга. Сегодня - бюджет устойчиво имеет профицит, экспортируем мы почти в два раза больше, чем импортируем. Госдолг к концу года будет неболее трети ВВП. Вот эта разница фундаментальных макроэкономических параметров позволяет говорить о принципиальном отличии ситуаций осени 1997 и осени 2003 года.

Когда вы ясно расскажите об "исчезновении" миллиардов долларов в преддефолтовое время? Мне кажется, что ваша причастность к этому сильно портит имидж "Яблока". // Павел Ф. (Хабаровск)

О якобы исчезновении миллиардов долларов - то ли в преддефолтовое время, то ли во время кризиса 1998 года рассказала крупнейшая аудиторская компания "ПрайсУотерхаусКуперс", которая по требованию российского правительства и международного валютного фонда в апреле-июне 1999 года провела детальный аудит движения капитала из России, в 1998 году и так называемого июльского транша МВФ. Эта информация конца июня 1999 более года висела на сайте МВФ и на сайте российского правительства - она абсолютно доступна. И все вопросы о якобы исчезновении денег объясняются только нежеланием людей узнать реальное положение дел. Информация абсолютно доступна.

Скажите как "яблочник" - если "Яблоко" возглавит правительство, сможет ли ваша партия обеспечить стране экономический рывок?// Илья (Москва)

С моей точки зрения, да. Во-первых потому, что в "Яблоке" целый ряд сильных экономистов. Во-вторых, "Яблоко" свободно от обязательств, которые обычно сдерживают принятие серьезных экономических решений. В-третьих, партия имеет достаточно проработанные программы по разным направлениям - от антимонопольной политики до социальной сферы, а это то, что сегодня необходимо.

Уважаемый Михаил, скажите, пожалуйста, почему Россия,так наплевательски относится к своим соотечественникам за рубежом? Буквально в каждом выступлении официальных лиц говорится о катастрофической нехватке людей, умеющих работать. А ведь столько желающих здесь на Западе приехать назад поработать! Дети конечно не поймут, но я лично с удовольствием. Помните из картины "Пётр Первый", как он посылал учиться в Голандию? Ещё вопрос: как вы относитесь к мормонам? Stan mslava@hotmail.com// Stan (Reston, VA)

Я уже чуть раньше отвечал на подобный вопрос. Безусловно, мы потеряли за 90-е годы еще около миллиона-полутора наших граждан, которые выехали работать, учиться, делать карьеру за границу. Причем, эти люди по определению наиболее активные, если решились на такой непростой поступок. Вижу, что сейчас начинается возвращение - по крайней мере, в нескольких сферах деятельности, и для меня это один из критериев успеха или неудач экономической и социальной политики. Если люди возвращаются, значит, ситуация двигается в правильном направлении, усиливается эмиграция - значит, мы идем не туда. Но мы безусловно должны использовать опыт и знания наших соотечественников за рубежом.
По поводу мормонов ничего сказать не могу.

Уважаемый Михаил Михайлович, согласны ли вы, что после истории с ЮКОСом наступает золотой век "второй приватизации" - наши бизнесмены испугаются, продадут иностранным компаниям все, что они когда-то купили задешево, и убегут за рубеж.// Леонид Сергеев (Швейцария)

Также уже отвечал на подобный вопрос. Коротко говоря, пока, я думаю, бизнес напрягся и ждет. Еще один подобный прецедент и деньги, безусловно, побегут за границу. Пока же позиция - не только, кстати, олигархов, но и средних предпринимателей, и даже мелких - она выжидательная. Они ждут, какая же политика будет у правительства и президента в ближайшее время и после выборов.
Кстати, октябрьские данные об оттоке капитала позволяют говорить,что он не столь объемен, как был в июле-сентябре. Отток капиталов в октябре в 6 раз меньше, чем в сентябре этого года, и в два раза меньше, чем в октябре 2002 года. Это еще одно подтверждение выжидательной позиции бизнеса.

Уважаемый Михаил, как вы лично относитесь к Михаилу Ходорковскому?// Евгений (Московская область,Красногорск)

Лично к Михаилу Ходорковскому отношусь с уважением - как к человеку, который, безусловно, самореализовался, и в последние годы, безусловно, сделал компанию более открытой и современной, на что указывает один объективный критерий - ее капитализация.

Михаил Михайлович, я хочу задать вам вопрос как "яблочнику". Почему ваша политика и агитационная программа ориентирована только на Москву, в России что нет больше других регионов? И другой вопрос, фракция "Яблоко" уже 10 лет в Думе, члены партии стоят во главе некоторых регионов, а где результат?// максим (Москва)

Если вы имеете ввиду количество билбордов "Яблока" в Москве, то я рад, что их достаточно много, но агитационная программа Москвой не исчерпывается. Агитация "Яблока" на всех территориях сейчас проходит - от Калининграда до Камчатки, и она достаточно активна. Она сориентирована на людей, живущих в этих регионах. Если же гвоорить о том, где стоят члены партии у власти - во главе некоторых регионов их нет - к сожалению, думаю, это вопрос будущего. А вот ряд муниципалитетов - в Краснодарском крае, Поволжье, других регионах - они управляются яблочниками, и довольно большая доля представителей "Яблока" в различных законодательных собраниях различных областей и краев.

Современные высокотехнологичные отрасли имеют большую капиталоемкость, вследствие чего по причине нехватки ресурсов малый бизнес становится неконкурентоспособным. Не приведет ли это с развитием рыночной экономики в России к концентрации промышленности, а затем и всей власти в руках нескольких монополистов? Если да, то чем такая рыночная экономика лучше социалистической?// Мухаметшин Марат (г. Тюмень)

Последние данные показывают, что импорт в Россию растет. 40% импорта - это новое оборудование. Как для крупного, так и для малого бизнеса. Очень позитивная тенденция. Есть впечатление, что происходит переоснащение и обновление технологий нашего бизнеса. Монополии - это другая проблема, я о ней говорил чуть раньше - на мой взгляд, это одна из ключевых проблем, мешающая развитию экономики. Монополия у нас не только в энергетике и газовой промышленности, но даже в самых современных секторах экономики. Если хотим двигаться вперед быстрее, необходима внятная антимонопольная политика - проще говоря, ограничение доли монополий на конкретных рынках.

Задам не совсем приятный вопрос. Если пройтись по улицам Москвы и Питера, то увидишь кучу дорогих, новых иномарок, причем некоторые модели стоимостью от 50 тыс. у.е и выше. Очень часто на лобовом стекле машин прикреплено что они принадлежат Госдуме, правительству, администрации президента и т.д. Какая жизненная необходимость, какие высокие идеи государства заставляют покупать такие машины, когда: 1. есть автолоббисткий закон, протолкнутый самим же депутатами о поддержке отечественного производителя, 2. зарплаты учителям и медикам - смешно называть цифры (слава богу я не бюджетник!) ну и т.д., вы меня понимаете, надеюсь! Ну а после всего устраиваются какие то идиотские дебаты по телевидению между партиями, о которых 4 года не слышно не видно было. Я б понял если б теже депутаты брали иномарки среднего класса, не дешевле 15-20 тыс., но там же авто-парад из Франкфурта! Так что сам вопрос, а почему нет никакого контроля за всем этим? Как это стыкуется с бюджетом, там что особая статья есть, автомашины для слуг народа?? или как?// Вадим (Спб)

Ответ на не совсем приятный вопрос. Большинство иномарок, которые вы видите на улицах - с указателями на лобовом стекле - чаще всего, это личные автомашины или автомашины тех компаний, где служат "депутат или член Совета федерации". Я думаю, что для вас не секрет, что значительная часть депутатского корпуса, и особенно Совета федерации представляют собой просто люди бизнеса. Если говорить о собственно парке государственных автомашин, то 300 разгонных машин, которые имеют и Дума и Совет федерации - это [[Волги]], госмашины председателей комитетов и руководителей Госдумы - сначала были KIA, а теперь - BMW Калининградской сборки - это 20-30 машин. Вот это - госавтопарк парламента.

Когда в России будут достойные зарплаты не только у "предпринимателей" и их обслуживающего персонала?// григорий (люберцы)

Если удастся сохранить темпы экономического роста хотя бы на уровне прошлого и этого годов, я думаю, что в течение трех лет можно будет удвоить заработную плату в стране в долларовом эквиваленте.

Нужно ли России все время оглядываться на "запад", когда Россия не только не зависит от "запада", а "запад" зависит от России (хотя бы по нефти и от одной мысли, хотя и гипотетической, "куда могут полететь ракеты?").
Короче - нефть народу, армии - новейшую технику, а воров, которых прозвали олигархами, или в тюрьму или в Америку - пускай там воруют.// German Jan (Deutschland
)

Мне кажется, Россия все чаще оглядывается не только на Запад, - на запад она смотрит гораздо реже сегодня, чем еще 5-6 лет назад, когда она зависела от западных кредитов, и гораздо больше и чаще смотрит на восток - в сторону Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. И мне кажетя, что это правильно, это более сбалансированный взгляд на реальную ситуацию в мире. И, принимая решение по поводу экспорта той же самой нефти, мы должны, мне кажется, работать и по вхождению на американский рынок, и по поставкам в Юго-Восточную Азию.

Уважаемый Михаил! Хотелось бы узнать, каким печатным СМИ вы доверяете больше всего? Работая в ИД "Коммерсантъ", я считаю нашу газету наиболее объективной и качественной, а вы?// Евгений (Красногорск)

Я ежедневно читаю "Ведомости" и "Коммерсантъ" - две газеты. Хотя, как вы сами понимаете, полностью доверять печатынм СМИ, впрчоем, как и телевизионным не могу, поскольку достаточно хорошо себе представляю механизмы, которые скрыты от взгляда читателя и телезрителя.

Уважаемый Михаил Задорнов, как вы считаете, что произойдет быстрее - удвоится ВВП России или количество крупных бизнесменов сидящих в тюрьме?// Пастор Аншлаг (Сыктывкар)

Начнем с того, что при той экономической политике, которую проводит правительство сегодня нам ВВП удастя удвоить не раньше, чем к 2013 г, и мы тогда будем сравнивать ВВП России с 1913 годом, с котоырм было принято сравнивать экономические показатели в советское время. Насчет количества крупных бизнесменов, сидящих в тюрьме, надеюсь, что целью властей это не является, поскольку такая политика была бы саморазрушительной.

Я считаю, что для того, чтобы государство имело право называться демократическим, прежде всего необходимы две вещи - действительно независимая судебная система и действительно свободные СМИ. Согласны ли Вы с этим и как, по-вашему, обстоят дела с этим в России?// Егор Ершов (Москва)

Полностью согласен с вами. К сожалению, последние два-три года мы наблюдаем существенное снижение свободы СМИ, а судебная реформа - это одно из моих разочарований последнего времени. Дело в том, что Дума приняла новое законодательство процессуальное, и законодательство о судебной системе полтора-два года назад, подкрепила эти реформы финансово - финансирование судов растет на треть ежегодно, начиная с 2002 года, но качественного изменения судебной системы пока мы не видим - может быть, для этого требуется время, но пока таких изменений не произошло. Причем, здесь речь идет не только о конкретно взятом Басманном суде, а о других муниципальынх судах, с которыми я как депутат сталкиваюсь в своей работе. Пока обычному человеку очень сложно отстоять свои инетерсы в суде, и большинство людей просто не хочет связываться с судебной системой, не рассчитывая на честное решение свсвоего вопроса. Увы, но пока это так.

За время губернаторства г.Толоконского в отношении администрации Новосибирской области не исполнено ни одно судебное решение. Администрацией не уплачено ни одной копейки ни по одному исполнительному листу. Областная прокуратура не видит в действиях губернатора состава преступления, хотя в УК есть 315 статья как раз для этого случая. Уверен, что Новосибирская область - не исключение. Вопрос: зачем налогоплательщикам содержать прокуроров, министерство юстиции? Зачем нужны депутаты, если реальная власть просто не замечает законов?// окольский александр (новосибирск)

Не могу комментирвоать ситуацию в Новосибирской области, поскольку недостаточно хорошо ее знаю. Но, конечно, задача власти не только устанавливать законы, но и наблюдать за их выполнением - собственноо говоря, в этом и основная задача прокуратуры, согласно конституции - наблюдать за исполнением законов.

Константин из Красногорска. Будет ли принят закон о страховании банковских вкладов до конца работы этой Думы, что этот закон принесет населению? Не приведет ли система госгарантий к снижению конкурентной борьбы в сфере банковских услуг?// Газета.Ru

Да, есть шанс, что мы примем этот закон на следующей неделе. Что он даст простому человеку - во-первых, один ваш вклад в размере до ста тысяч рублей в одном банке будет выплачен вам за счет государственного агентства по страхованию вкладов в течение 17 дней, не дожидаясь всей процедуры банкротства банка, т.е. если вы имете пять вкладов в пяти разных банках по сто тысяч рубелй, вы все эти 500 тыс. рублей получите за эти 17 дней. Во-вторых, продолжается дискуссия депутатов и правительства по поводу сроков отказа от 100% гарантии государства по вкладам в Сбербанке. Правительство предлагает сохранить гарантию государства по вкладам в Сбербанке - по старым вкладам до 2007 года, а по новым отказатсья от нее уже с начала следующего года. Моя поправка вместе с рядом коллег - продлить стопроцентную гарантию государства в этом банке до 2009 года, когда так или иначе доля Сбербанка будет меньше половины на рынке частных вкладов. Для людей, я думаю, это два основных вопроса. Пожалуй, еще одну вещь надо отметить - согласно этому закону, ЦБ будет иметь право перед вступлением в систему гарантирования проверить каждый из банков, работающих с населением и можно понять, что не все существующие банки получат пропуск в систему гарантирования. Таким образом, будет проведена селекция существующих сегодня банков.
На второй вопрос. Этого не произойдет хотя бы потому, что деньги в систему страхования будет вносить не государство, а сами банки, за счет ежеквартальных отчислений от своих доходов. Государство дает лишь первый взнос, 3 млрд рублей, а затем система финансируется за счет самих банков.Кроме того, сумма даже в сто тысяч рублей, скажем, для Москвы, для районов Крайнего Севера - это не бог весть что, это существенно ниже, чем нынешний средний размер вклада.

Когда Внешэкономбанк получит лицензию на банковскую деятельность? Почему управляющие компании не могут быть аффилиированы с банками?// Газета.Ru

Думаю, не скоро, поскольку Внешэкономбанк сегодняшнее положение вполне устраивает. Не имея банковской лицензии, он все операции проводит, а 10% в фонд обязательных резервов от своих пассивов отчислять не должен.
По второму вопросу. Логика такого решения следующая - если управляющая компания напрямую аффилиирована с коммерческим банком, естетсвенно, она будет стемиться разместить средства накопительных пенсионных счетов либо на депозитах в этом банке, либо в ценных бумагах этого банка, либо в других активов, так или иначе связанных с этим банком, что увеличивает риски для инвесторов в случае краха или затруднении в работе этого конкретного банка.
Вообще, принцип управления инвестиционными рисками - это разделение тех, кто принимает решение об инвестировании средств и тех компаний, которые, собственно занимаются тем или иным бизнесом. Во многих странах такое разделение четко закреплено законом.

Василий из Костромы Как депутат, как вы относитесь к творящемуся на улицах Москвы милицейскому беспределу - по Тверской улице невозможно пройти из конца в конец, чтобы у тебя три раза не проверили прописку и не отняли по сто рублей.// Газета.Ru

Да, это одна из проблем московской жизни. Естественно, наскоком ее не решить, но в других странах находили решения, даже для служб типа ГАИ. К чему сводились эти решения - достаточно банальным вещам - повышение зарплаты милиции, полиции до уровня, когда человек держится за это место, введение собственных служб безопасности, которые под видом обычных граждан курсировали по городу, - или на машинах, или пешком, в роли таких "провокаторов", предлагая мзду работникам правоохранительных органов. Если последние клевали на эту приманку, их безжалостно увольняли с волчьим билетом. И третье - законодательство менялось так, чтобы у полиции, милиции не было легального повода брать деньги за ту или иную "услугу" - ясно, что только такой комплексный подход может изменить ситуацию. Важный шаг в этом направлении сделала Дума, приняв два новых закона - о положении иносторанных граждан на территории РФ и о гражданстве с последними поправками, которые облегчили получение гражданства для 6-7 категорий людей. При внедрении этих законов постепенно выбивается основа для поборов. Отмечу, кстати, что и по новому процессуальному законодательству милиционер не имеет права задержать вас на трое суток для так называемого выяснения личности - таким образом законодательные подвижки есть, но пока я не вижу особого желания милицейского руководства систематически бороться с коррупцией в своих рядах.

Газета.Ru, 18 ноября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

Раздел "Выборы"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]