[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Антон Николаев
Вопрос о земле и ответ президента
Полит.Ру, 17 ноября 2003 года

На прошедшем в пятницу съезде РСПП, к которому в свете последних событий вокруг ЮКОСа уже приклеилось название «съезда побежденных», Владимир Путин сделал заявление о переносе сроков выкупа земли под приватизированными участками на два года. Более того, президент озвучил мысль о несправедливости подобного выкупа. Все это дало повод государственному телевидению заявить, что «власть и бизнес нашли новый язык»: мол, диалог бизнеса и власти эффективно начался и будет продолжаться дальше. Так легкая рука президента внесла в предвыборную повестку дня тему продажи земли.

Как будет обсуждаться эта проблема – остается под вопросом. Возможно, в духе других не менее важных и злободневных предвыборных тем вроде «продажи Родины» или «во всем виноват Чубайс». Региональные власти, которым предложения, озвученные Путиным, не выгодны, заинтересованы в раскачивании ситуации. При этом у них в руках есть серьезные козыри: победа партии власти на выборах во многом зависит от лояльности губернаторов. Но если отвлечься от текущей политики, сюжет с продажей земли имеет вполне ясные и понятные очертания.

О продаже земли под приватизированными предприятиями говорится уже год, хотя и вдалеке от внимания широкой публики.

Действующий Земельный кодекс предписывает приватизированным предприятиям до 1 января 2004 года выкупить в собственность или взять в аренду находящиеся под ними земельные участки. Сроки, понятное дело, поджимают, суммы получаются фантастическими, и это серьезно беспокоит бизнес. В руках у регионального начальства появился рычаг, с помощью которого оно может на своей территории пересмотреть итоги приватизации. Дырки в действующем земельном и налоговом законодательстве позволяют субъектам увеличивать цены на эти участки до неподъемного для бизнеса уровня, что даст им возможность обанкротить предприятие, а затем прибрать его к рукам.

Очевидно, что реприватизация руками местных властей – не в интересах федерального центра. О том, что правительство отложит крайний срок переоформления права собственности на землю приватизированными предприятиями до 1 января 2006 года, министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил еще в июле. К осени МЭРТом были подготовлены поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые отодвигали сроки переоформления собственности на два года и позволяли выплачивать эту сумму в рассрочку в течение пяти лет. То есть право бессрочного пользования землей пролонгируется до 1 января 2007 года. Согласно предложенному Институтом экономики города коэффициенту, на который должна умножаться ставка земельного налога, он стал зависеть не только от численности населения муниципалитета, где находится предприятие, но и от географического положения и налогового потенциала региона. В среднем по стране цена выкупа земельного участка снизилась на порядок. Любопытная деталь – в законопроектах, подготовленных МЭРТ, есть норма, согласно которой новая ставка выкупа не может быть выше действующей – это означает, что в любом случае хуже не будет.

Регионалы по этому поводу никакой радости не испытывают. У московских властей законопроект МЭРТ вызвала почти истерическую реакцию. В четверг в Государственной Думе на заседании комитета по строительству обсуждался альтернативный правительственному законопроект Мосгордумы, предлагающий продажу участков под приватизированными предприятиями по рыночным ценам. Дискуссия была весьма эмоциональной.

Приватизация земли для московских властей значит куда больше, чем потерю рычага влияния на бизнес. Главная опасность – это возможная либерализация строительного рынка, сегодня практически полностью контролируемого мэрией. А это может реально сбить существующие в столице цены на недвижимость.

Огромные площади в центре Москвы занимают предприятия. Если у них появится возможность приватизировать землю по льготной цене, никто не помешает потом продать ее по рыночной. Образовавшейся разницы окажется вполне достаточно для того, чтобы вывести производство за город и инвестировать в него дополнительные средства. При этом опустевшие площади скорее всего будут заняты под строительство жилья, а это сейчас в Москве – самый выгодный бизнес. К тому же не факт, что предприятиям-собственникам земли будет выгодно продавать ее именно аффилированным с мэрией строительным фирмам.

Очевидная польза от происходящего – из города будут выведены промышленные предприятия. Однако этот аргумент московское чиновничество пытается обратить в свою пользу. По словам председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике Ирины Рукиной, рыночная цена выкупа нужна именно для того, «чтобы получить средства для выведения предприятий из центра». Мэрия, как обычно, пытается своими руками сделать то, что за нее может и должен сделать рынок.

Иная позиция у правительства: на прошлой неделе замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов на организованной РСПП конференции рассказал о ближайших планах в области приватизации земли, которая должна увеличить капитализацию российской экономики. По его словам, сейчас в госсобственности находятся более 92% земель. Нередко за счет этого они не могут эффективно использоваться. Отсюда задача – выведение части земли из госсобственности.

Другая задача – приведение в нормальное состояние институтов, обеспечивающих защиту прав собственников и эффективный оборот земли: систем регистрации прав на недвижимое имущество и правового зонирования. Теперешнее их состояние Шаронов определил как неудовлетворительное.

Согласно аналитическому докладу Института экономики города, развитие системы регистрации прав на недвижимость и учета недвижимости отстает от потребностей рынка достаточно существенно. Проблема в том, что развивались они бессистемно, и это привело к размежеванию подсистем кадастрового и технического учета. В докладе приводится пример: чтобы зарегистрировать объект недвижимости, профессиональный риэлтор тратит от 5,5 до 13 месяцев. При этом он должен пройти через четыре инстанции.

Для того, чтобы оздоровить ситуацию, МЭРТ предлагает разделить учет и регистрацию. При том, что обязательная регистрация остается за Федерацией, учет, который проводится по заявительному принципу, может быть отдан муниципалитетам или даже рынку.

Тонкое место земельной реформы состоит в том, что правительство явно ставит перед собой фискальные цели – собрать деньги в бюджет. А это, как и заметил Путин, выглядит в отношении земли под приватизированными предприятиями не очень честным – по сути владельцам придется еще раз платить деньги за то, за что они уже заплатили при приватизации. Несмотря на снижение ставок, платить придется немало. Так, стоимость выкупа земли под объектами РАО «ЕЭС» составит до пятой части стоимости активов компании. Материальная заинтересованность казны ставит федеральный центр на одну доску с региональными рвачами типа московского правительства. С учетом этого мнение РСПП, что землю нужно отдавать предприятиям бесплатно, выглядит вполне логичным и справедливым.

В таком случае бизнес, напротив, будет не заинтересован в том, чтобы откладывать оформление прав собственности на землю, поскольку при нерешенном вопросе о земле вопрос о собственности на предприятия тоже остается подвисшим. И любое новое решение властей может привести к почти легальной национализации активов, поскольку земля под любым предприятием сейчас – почти то же самое, что и недра под ЮКОСом. И если бы Путин не сказал, что государство примет выгодное бизнесу решение, вне зависимости от деклараций, это значило бы что, «возврат прошлому» все-таки будет – причем самым системным и техничным способом.

Полит.Ру, 17 ноября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Раздел "Градостроительство и землепользование"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]