[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Елена Короп
Михаил ЗАДОРНОВ: Правительство не сможет тратить средства стабфонда без разрешения парламента
"Финансовые Известия",   1 декабря 2003 года
В пятницу депутаты приняли в четвертом чтении проект бюджета- 2004. Его особенность - стабилизационный фонд, в котором будут накапливаться сверхдоходы казны от нефтяного экспорта, с тем чтобы при плохой внешнеэкономической конъюнктуре у правительства хватило денег на выполнение обязательств перед населением. Зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Михаил ЗАДОРНОВ рассказал корреспонденту "Финансовых Известий" Елене КОРОП, что одобренная концепция стабилизационного фонда не имеет ничего общего с существующим финансовым резервом и будет ограничивать всех желающих тратить деньги немедленно.

- Критики принятой модели стабфонда утверждают, что он мало отличается от финрезерва и правительство сможет бесконтрольно распоряжаться его средствами.

- В первоначальном варианте законопроекта было именно так. Предусматривалось, что правительство зачисляет средства в фонд в том объеме, в котором считает нужным, расходует их когда и на что считает нужным. Согласно принятому законопроекту, правительство не может тратить средства фонда без решения парламента.

Финрезерв - это свободные остатки на счетах бюджета, и правительство может распоряжаться ими как ему вздумается, не отчитываясь перед парламентом. У стабфонда есть закрепленные источники финансирования. Его счета отделены от счетов бюджета, и средства фонда запрещается тратить на текущие расходы. Разрешается, если цена нефти опускается ниже $20 за баррель, но и то после того как будет накоплено не менее 500 млрд. руб. Если в течение квартала цена на нефть держится на уровне ниже $20 за баррель, правительство вносит в Думу законопроект об использовании средств стабфонда.

- Помимо затыкания дыр в бюджете фонд должен использоваться для решения стратегических задач. Ранее говорилось о снижении налогов, досрочном погашении долга, здоровье нации. В законе об этом ничего не сказано.

- Речь идет о стратегических задачах и о проектах, которые призваны сократить расходы государства в будущем. Строительство жилья для пенсионеров, выезжающих из районов Крайнего Севера, - из числа тех задач, решение которых экономит расходы государства на долгие годы вперед. Другие возможные направления - ипотека, реформа образования. У нас еще есть время, чтобы дискутировать на эту тему.

- Сколько времени потребуется, чтобы накопить 500 млрд. руб.?

- Года два при условии, что внешнеэкономическая конъюнктура будет такой же удачной, как сейчас.

- Что делать, если, до того как в фонде появится 500 млрд. руб. или возрастут цены на нефть, случится катаклизм, который потребует срочных расходов? Ведь из фонда деньги брать нельзя.

- Можно откорректировать бюджет, реализовать часть госзапасов или провести внешние или внутренние заимствования.

- Но займы обойдутся дороже, чем использование своих денег.

- На то это и чрезвычайная ситуация, чтобы можно было использовать внешние заимствования. Но, на мой взгляд, нет такого катаклизма, который нельзя закрыть в ходе исполнения бюджета.

- Когда будут определены направления инвестирования стабилизационных денег?

- Мы предлагали закрепить в законе разрешенные для инвестирования бумаги - долговые обязательства иностранных государств с высшим кредитным рейтингом. Но эта поправка не была поддержана. Перечень бумаг утверждает правительство. Первые средства на счета фонда поступят в феврале. Соответственно не позднее марта правительство примет решение об их инвестировании. Минфин явно будет проводить консервативную политику, предпочитая сохранность доходности вложений.

- Почему не удалось создать стабилизационный фонд в 2001 году, когда об этом впервые заявил президент?

- Этому сопротивлялся Минфин, который считал, что механизм свободных остатков более удобен, так как дает широкую возможность для финансового маневра. К сожалению, два года благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры было потеряно.

- Может, лучше не копить "лишние деньги" бюджета, а использовать их для удвоения ВВП и поддержки перерабатывающей промышленности?

- Правительство пытается выбрать приоритеты промышленной политики, но не слишком продвинулось на этом направлении. Решения, которые принимаются, связаны с консервированием экспортных пошлин или введением квот на импорт, например, мяса или других продовольственных товаров. Сейчас правильнее говорить о стимулировании всего промышленного экспорта. С моей точки зрения, у государства достаточно средств для того, чтобы решать такие задачи и создавать стабилизационный фонд.

Основа стабильности

В одобренном депутатами законопроекте стабилизационный фонд определяется как "часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой". За базовую принимается цена на нефть марки "Urals" в $20 за баррель.

В стабфонд будут направляться дополнительные доходы бюджета от экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты, а также налог на добычу полезных ископаемых, которые образуются при ценах на нефть свыше $20 за баррель. Минфин ожидает, что в 2004 году в стабфонд будет перечислено 83.4 млрд. руб. допдоходов вдобавок к 173 млрд. руб., которые перейдут туда из существующего финансового резерва.

Кроме того, в фонд планируется зачислять остатки на счетах федерального бюджета, обращающиеся на конец финансового года. Правительство давно пытается дисциплинировать бюджетные организации и научить их планировать расходы. В прошлом году премьер Михаил Касьянов перевел все неизрасходованные бюджетополучателями средства в финрезерв.

Средства стабилизационного фонда будут использоваться для финансирования дефицита бюджета при снижении цены на нефть ниже базового уровня и для решения долгосрочных задач экономического и социального развития. Что это за задачи, правительство еще не определило.

Но на финансирование бюджетного дефицита и прочие цели стабилизационные деньги разрешается тратить только после того, как в фонде накопится не менее 500 млрд. руб. По расчетам Минфина, такая "финансовая подушка" позволит даже при цене нефти в $15 за баррель в течение двух лет выполнять обязательства бюджета, не прибегая к дополнительным заимствованиям.

Надо отметить, что правительство добивалось для себя права использовать средства фонда в случае снижения цены на нефть ниже $20 за баррель, не дожидаясь, пока в нем накопится какая-то базовая сумма, и не спрашивая резрешения депутатов. Теперь стабилизационные деньги будут неприкосновенными минимум до конца 2005 года. По расчетам Минфина, в конце 2004 года максимальный размер фонда составит 264.3 млрд. руб. В 2005 году может быть накоплено 426.8 млрд., а в 2006 году - 668.1 млрд.

Кроме того, расходование средств стабфонда всякий раз придется проводить через Думу и вносить изменения в закон о бюджете.

Управление средствами стабфонда осуществляет Минфин, отдельные полномочия могут быть предоставлены Центробанку. Размещаться средства фонда будут в долговых обязательствах иностранных государств. Перечень разрешенных для инвестирования бумаг утвердит правительство отдельным постановлением. Это будут высоконадежные и соответственно малодоходные бумаги стран с высшими кредитными рейтингами.

По Standart & Poors, самый высокий инвестиционный рейтинг ААА имеют США, Канада, Австрия, Финляндия и ряд других европейских государств. Доходность по таким бумагам колеблется в диапазоне от 3 до 5%. Доходы от инвестирования средств фонда будут учитываться в федеральном бюджете.

Это не стабилизация, а способ менять закон о бюджете

Генеральный директор Экономической экспертной группы Максим Куликов, участвовавший в разработке законопроекта о стабфонде, разочарован тем, что получилось на выходе из Госдумы:

"Непонятно, как и на какие цели будут использоваться деньги фонда. В законопроекте говорится, что правительство вносит предложения в Думу, а депутаты их утверждают, внося изменения в закон о бюджете. Но по логике средства стабфонда должны расходоваться на жестко закрепленные в законе цели. По сути у нас появился не инструмент стабилизации, а возможность менять закон о бюджете.

Главная цель стабилизационного фонда - закрывать дефицит бюджета, в случае если не хватает денег на выполнение текущих обязательств. Средства в таком случае должны использоваться правительством автоматически, как это было предусмотрено в подготовленном Минфином законопроекте.

На подготовку предложений для Думы правительству потребуется время, потом депутаты могут долго их рассматривать или вообще с ними не согласятся. Это означает, что правительство не сможет оперативно управлять этими средствами, в случае если потребуются непредвиденные расходы. Получается дурацкая ситуация - в бюджете дыра, деньги, чтобы ее закрыть есть, а потратить их нельзя. Придется проводить секвестр или брать взаймы. В таком виде закон о стабилизационном фонде теряет здравый смысл".

Вызывают вопросы и источники формирования стабилизационного фонда. Законом определены источники, непосредственно зависящие от изменения цен на нефть. Но рост нефтяных цен влияет на всю экономику страны и приводит к росту всех налоговых поступлений в бюджет. Что будет происходить с прочими дополнительными доходами и кто будет ими распоряжаться, непонятно.
"Финансовые Известия", 1 декабря 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

Раздел "Бюджет-2004"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]