[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №8]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”
На какие преступления распространяется амнистия?
21 мая Госдума приняла в первом чтении постановление об амнистии в Чечне.
Фракция «ЯБЛОКО» это постановление не поддержала.
 Москва, Эпицентр, 2003 год
По мнению зам. председателя РДП «ЯБЛОКО», зам. председателя думского Комитета по обороне Алексей Арбатова, которое он высказал корреспонденту Полит. Ру, эта амнистия не имеет никакого юридического смысла. Дело в том, что, согласно президентскому проекту, амнистии не подлежат лица, причастные к террористической деятельности, покушениям на представителей власти, незаконному приобретению оружия, причастных к преступным формированиям, убийствам, похищениям людей и т.п. При таком подходе совершенно непонятно: кого же тогда вообще предлагается амнистировать?

Предлагаем вниманию читателей бюллетеня фрагмент из выступления Алексея Арбатова по законопроекту об амнистии на пленарном заседании Госдумы 21 мая 2003 года.

- Фракция «ЯБЛОКО» не поддержит постановление об амнистии.

Инициатива Президента, безусловно, правильная, но исполнение этой инициативы совершенно неадекватное. Это исполнение может дискредитировать и сам институт амнистий, и Государственную Думу. Некоторые думают, пускай эта амнистия коснется очень маленького круга лиц, вреда не будет. На самом деле, может быть вред и, прежде всего, потому, что ни к партии мира, ни к партии войны данный документ не имеет никакого отношения...

Почему, в принципе, правильная инициатива Президента? Потому что амнистия - это опробованный эффективный элемент любого мирного урегулирования такого рода конфликта. На референдуме народ Чечни высказался за мир в составе Российской Федерации и это главный позитивный итог этого года - это база, на которой может строиться мирное урегулирование. Но других составляющих мирного урегулирования нет. И данный проект постановления может не улучшить, а только ухудшить ситуацию...

Боевики не готовы сложить оружие и признать законную власть. Идет интенсификация боевых действий, террористических актов все более и более крупных масштабов в Чечне...

Нарастает и элемент внутричеченских конфликтов. Не секрет, что далеко не все (даже среди лояльной федеральной власти кругов в Чечне) поддерживают Кадырова и готовящиеся выборы, которые имеют явно предсказуемый результат...

Административные границы в Чечне остаются открытыми. Боевики свободно переходят через них. Продолжается административная чересполосица и чехарда в управлении внутри Чечни. Нет единого военного и гражданского руководства, которое могло бы объединить в одних руках все операции и военного характера, и восстановления, и финансовой помощи по компенсации тем, кто в Чечне пострадал от боевых действий.

Остается неудовлетворительным и ничуть не улучшается положение федеральных войск...

Продолжаются зачистки. В условиях открытых границ зачистки в 99% случаев обрушиваются на мирное население. Все террористические акты и провокации боевиков на это и рассчитаны. Они совершают свои акции, уходят в горы или через открытые границы в сопредельные районы, а федеральные войска обрушивают удары с воздуха, артиллерии, а также операции по зачисткам на гражданское население. После чего определенная часть населения уходит к боевикам. И так - без конца...

То же самое относится к блокпостам. Они никакой роли не играют для того, чтобы воспрепятствовать передвижению по Чечне вооруженных групп. Но они являются, с одной стороны, объектом постоянных конфликтов с мирным населением, а с другой стороны, готовыми и удобными целями для ударов боевиков и провокаций против федеральных войск. И так - по замкнутому кругу...

Обратимся к документу, который представлен на рассмотрение. В нем содержится, прежде всего, весьма сомнительная формулировка: предполагается применение амнистии в отношении указанных лиц, при условии, если они откажутся от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдадут оружие и военную технику. Значит, можно отказаться, но не сдать оружие, и вы подлежите амнистии. А можно не сдать оружие, но отказаться от участия... То есть, вернее, можно сдать оружие и не отказаться от участия, и вы тоже подпадаете под амнистию. Эта формулировка, с юридической точки зрения, на мой взгляд, нонсенс. Потому что мало-мальской гарантией неучастия является сдача оружия и последующий контроль над тем, чтобы это оружие снова не попало в руки соответствующих лиц.

Те, кто дал себе труд посмотреть и проверить все статьи Уголовного кодекса, перечисленные в данном постановлении, могут обнаружить интересную его особенность... Это постановление не распространяется на целый ряд преступлений по соответствующим статьям. Если мы эти статьи изымем, то что остается? На что, на какие преступления распространяется амнистия? Это преступления против собственности, кражи, мошенничество, растраты, грабежи, контрабанда, незаконное предпринимательство и так далее... То есть преступления, которые к конфликту непосредственно в Чечне не имеют никакого отношения. И люди, которые будут отпущены по этим статьям - это не те, кто в вооруженных формированиях сражается против федеральной власти. Это люди, которые, в основном, на войне старались делать прибыль и извлекать какую-то для себя пользу. И их возвращение из мест заключения или предварительного следствия ни к чему, кроме повышения определенной криминогенной ситуации в Чечне, не приведет.

Что касается тех, на кого не распространяется амнистия, то это как раз все, кто участвует в бандформированиях, потому что статья «бандитизм» не подлежит амнистии, «терроризм» - не подлежит, «организация вооруженного мятежа» - не подлежит, «хищение оружия» - не подлежит... Кстати, как сдать оружие, если вы его не похитили? Значит, самим фактом сдачи оружия вы попадаете под статью «о хищении оружия» и на вас не распространяется амнистия.

Вывод. Для того, чтобы амнистия стала действенным инструментом мирного урегулирования должны быть, во-первых, созданы политические, экономические и военные предпосылки для мирного урегулирования. Надо закрыть административные границы в Чечне. Нужно ввести правовой регламент ситуации в Чечне. Который год идет фактическая война и проводится антитеррористическая операция, но нет никакой правовой базы ни для жизни местного населения, ни для действий федеральных войск. После проведения референдума было бы целесообразно введение чрезвычайного положения в соответствии с законом на определенный период, чтобы прекратились такие диверсии, которые недавно в Чечне произошли.

Необходима централизация гражданского и военного управления в Чечне. Необходимо прекращение зачисток, кроме исключительных случаев, и резкое сокращение количества блокпостов. Об этом говорил Президент. Но на практике этого не делается. Необходимо резкое улучшение обеспечения федеральных войск, которые находятся в Чечне. В частности, необходимо принять подготовленный нами закон «О статусе участников боевых действий», который наконец-то положил бы конец беспределу в отношении тех людей, которые выполняют там свой долг, не совершают никаких преступлений, и которым государство не желает отдать свой долг.

Необходим конкретный план со стороны Президента и условия мирного урегулирования - для того, чтобы можно было обратиться с этим планом к полевым командирам, не запятнавшим себя непосредственно акциями терроризма, зверства, участникам незаконных вооруженных формирований и привлечь их к мирному процессу... За то, что боевики сложат оружие, за то, что прекратятся террористические акты, можно было бы амнистировать всех боевиков, кроме тех, кто лично виновен в совершении терактов и особенно зверских преступлений. То есть по статьям «бандитизм», «организация вооруженного мятежа», «хищение оружия», «посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей», «посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов», «диверсия» и пр.

Такая амнистия, безусловно, откроет путь к мирному урегулированию этого трагического конфликта...

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №8]

info@yabloko.ru