[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №8]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”
Литовская истерика оказалась бессмысленной
Россия и Евросоюз договорились
о порядке калининградского
транзита на российских условиях
 Москва, Эпицентр, 2003 год
Переговоры между Россией, Литвой и Евросоюзом о правилах "калининградского транзита" через территорию Литвы успешно завершились. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Разов. По его словам, правительство Литвы утвердило новый порядок транзита на 2003-2006 гг.

Согласно данному постановлению, российские граждане, совершающие поездки в Калининград и обратно через литовскую территорию, с 1 июля должны будут иметь на руках так называемые упрощенные транзитные документы (УТД) стоимость которых составит около 5 евро, а срок действия 3 года. Для тех, кто решит передвигаться поездом предназначен второй тип документов - упрощенный проездной документ на железнодорожном транспорте (УПД-ЖД), который будет бесплатно выдаваться и заполняться прямо в поезде. Правда, россиянам придется заполнять еще специальную анкету.

- Все граждане, купившие билет и севшие в поезд, гарантированно получат право на транзит, - заявил Сергей Разов.

По его словам, суверенным правом Литвы остается возможность отказать отдельным гражданам России в получении такого документа, однако это будут "единичные случаи".

Такой исход переговоров в целом практически полностью соответствует пожеланиям российской стороны. Требования же литовцев так и остались не более чем громкими заявлениями.

Вообще в Литве на протяжении всего переговорного процесса страсти кипели не шуточные. В местной прессе была развязана настоящая антироссийская истерия. Представители литовского правительства выдвигали самые невероятные требования. Так, по словам вице-спикера Государственной Думы, зам. председетеля РДП "ЯБЛОКО" Владимира Лукина, который руководит парламентской комиссией по Калининграду, нам угрожали введением шенгенских виз, затем "литовская сторона выдвинула совершенно не приемлемые требования о том, чтобы мы испрашивали у них разрешение и объясняли, почему наши люди едут в Калининград". Выдвигалось требование о предварительной проверке граждан, которые будут следовать транзитом через Литву.

- В этом случае человеку пришлось бы два раза ходить на вокзал. Первый раз, чтобы заполнить все необходимые документы. Второй раз, чтобы получить билеты, если литовская сторона его захочет пропустить, - говорит Владимир Лукин. - Это было категорически для нас не приемлемо - человек должен брать билет и спокойно ехать.

Последним бастионом стали анкеты.

- Был спор о том, какие данные нужны в анкете. Литовцы первоначально просили, чтобы там были сведения о бабушках, дедушках и т.д. Сейчас все это резко сократили. В согласованном варианте анкеты осталось всего 14 вопросов, - рассказал Владимир Лукин.

Российские дипломаты потратили немало сил на то, чтобы убедить своих европейских коллег (основные переговоры шли именно с ЕС, поскольку Литва была сначала кандидатом, а с 16 апреля стала членом Евросоюза), в неприемлемости подобных претензий. Во многом положительную роль сыграла жесткая позиция нашей стороны и готовность к адекватным мерам в случае обострения отношений. В целом российская делегация хорошо отработала на этих сложнейших переговорах. Владимир Лукин, в частности, считает, что "любые переговоры проходят трудно, но мне нравится как работает замминистра Сергей Разов - он переговорщик высокого класса".

С решением проблем транзита российско-литовские проблемы не заканчиваются. Так, согласно принятым на себя обязательствам, наша страна должна подписать с Литвой договор о реадмиссии. Это когда человек - не гражданин России - приезжает в Россию, а затем переезжает в Литву или куда-то еще в Евросоюз, то его должны отправить обратно в Россию. Договор этот очень сложный для нас, поскольку иностранные граждане часто используют Россию как перевалочный пункт на пути в Европу, но мы готовы к его подписанию - он уже прошел экспертную стадию и отправлен в ведомства на согласование. Кроме того, есть еще договор о границе с Литвой, который находится на ратификации в Госдуме.

По словам Лукина, Дума, конечно, ратифицирует данный договор, но "только если литовская сторона перестанет создавать истерическую атмосферу, потому что в истерической атмосфере на ратификацию договор, конечно, поставят, но наши депутаты его не ратифицируют и он будет отложен на многие годы".

И в конце еще немного о транзите. Все расходы по реализации новых правил возьмет на себя Евросоюз. По словам Сергея Разова, ЕС уже выделил для этого литовской стороне около 12 млн евро, а до конца 2006 года Литва получит еще 30 млн. Сергей Разов сообщил, что для российской стороны затраты в данном аспекте будут "минимальны". Замминистра отметил, что остается еще согласовать некоторые детали, однако это в основном технические вопросы, которые будут решены на уровне экспертов. Как все окажется на самом деле можно будет увидеть уже через пару месяцев.

Петр Орехин

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №8]

info@yabloko.ru