[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №10]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”

Москва
Эпиц
ентр
2003 год

№10(46)
июль

Тот, кто держит в руках рубильник,
может диктовать свои условия

Российское правительство утвердило предельные ставки повышения тарифов естественных монополий на 2004 год. Тарифы на газ возрастут на 20%, на грузовые перевозки - на 12%, на электроэнергию - на 16%. При том, что "Газпром" требовал роста тарифов на 40, МПС - на 25,5, а РАО "ЕЭС" - на 51,5%, результат выглядит вполне компромиссным. И все же радоваться рано. Ведь практически одновременно совет директоров РАО "ЕЭС" одобрил стратегию развития энергохолдинга до 2008 года. Так называемая программа "5+5" включает в себя пять лет подготовки реформы энергетики и пять лет реструктуризации компании. Вместе с одобренной правительством 22 мая "Энергетической стратегией России до 2020 года" это обещает серьезные - с точки зрения потребителя электроэнергии - последствия...

Перевод на русский

Заявленная цель обеих энергетических "стратегий", неразрывно связанных между собой, выглядит привлекательно: двукратное снижение энергоемкости производства, создание конкурентного рынка электроэнергии при сохранении доступных населению цен, привлечение в энергетику десятков миллиардов долларов инвестиций... Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что на самом деле при этом достигаются совсем иные цели. Какие?

Начнем с самого понятного для граждан - проблемы тарифов. Как уже сказано, РАО "ЕЭС" требовало от правительства разрешить увеличение в 2004 году тарифов на электроэнергию на 51,5%. Кроме этого, энергетики требовали увеличить тарифы Федеральной сетевой компании (ФСК) на 125, а тарифы системного оператора - на 900%. Напомним, что ФСК - структура, управляющая всеми электрическими сетями в стране, а системный оператор - структура, выдающая в этих сетях обязательные для исполнения диспетчерские команды. Иначе говоря, "всероссийский рубильник".

С учетом того, что прогнозируемая инфляция на 2003 год - 12%, получилась удачная иллюстрация к недавним заявлениям Владимира Путина о том, что тарифы монополий растут несоизмеримо быстрее инфляции. Но что же требует такого стремительного роста? Оказывается, деньги нужны на строительство электростанций и модернизацию сетевого хозяйства. Заметим: осенью, когда обсуждался "энергетический пакет", представители РАО "ЕЭС" говорили о том, что его принятие позволит привлечь колоссальные инвестиции. Теперь выясняется, что никаких инвестиций нет, а необходимые средства предполагается взыскать с потребителей электроэнергии.

Да, правительство "урезало" тарифные аппетиты энергетиков, но они не унывают. Ведь в планах РАО "ЕЭС", которые одобрило то же самое правительство, говорится и о других источниках финансирования. Таких, как плата за системную надежность и плата за мощность электростанций. По сути, вводятся "энергетические налоги", которыми обложат потребителей. А собранные средства будут направляться в инвестиционные фонды, подконтрольные РАО "ЕЭС", и уже из этих фондов будут финансироваться внутренние инвестиции. После чего благополучно "обновленные" за счет населения объекты электроэнергетики можно будет не менее благополучно приватизировать.

Наконец, в планах энергетиков - добиться разрешения, чтобы в тарифы, по которым мы будем платить, включались расходы РАО "ЕЭС" на то, чтобы брать займы. А также на то, чтобы эти займы обслуживать (платить по ним проценты). Более того, эти займы будут взяты под государственные гарантии и со специальной государственной страховкой...

Все под контролем?

Если перевести сказанное с энергетического на русский - получится, что в качестве инвесторов РАО "ЕЭС" выступят не мифические иностранные или отечественные компании (которые, как нам рассказывали прошлой осенью, чуть ли не в очередь стояли со своими деньгами, дабы скорее "вложиться" в энергетическую отрасль), а российские налогоплательщики. Вот только инвестиции являются делом добровольным, а у налогоплательщиков никто их согласия не спрашивал. Платить будут в "добровольно-принудительном" порядке.

Между прочим, если за развитие РАО "ЕЭС", как выясняется, надо платить из бюджета - зачем вообще было превращать ее в частную компанию? "Но ведь РАО "ЕЭС" находится под контролем государства!" - могут возразить автору. А вот в этом есть сомнения.

Во-первых, потому, что РАО, 52% акций которого принадлежит государству, не является государственной компанией. Это - коммерческая организация, цель которой - не обеспечение потребителей электроэнергией, а извлечение прибыли. Что касается государства, то его владение контрольным пакетом никак не отражается на действиях РАО, где всем руководит правление.

А во-вторых, в подавляющем большинстве дочерних компаний РАО - в частности, в региональных АО-энерго (которые затем предполагается приватизировать) - контрольного пакета государства давно уже нет. В них, как правило, есть 49-процентный пакет акций, принадлежащий РАО "ЕЭС".

Что же касается доли, которую в АО-энерго имеют регионы, - она может быть и нулевой. Как это имеет место, скажем, в Петербурге, где город не владеет ни одной акцией ОАО "Ленэнерго": последние 17% акций были проданы еще в 1998 году. Между прочим, вице-губернатором по имущественным вопросам, организовывавшим эту сделку, был Андрей Лихачев. Вскоре он занял пост генерального директора "Ленэнерго", где остается до сих пор. Насколько случайно это совпадение, можно только догадываться...

Игра в "монополию"

В свете сказанного понятно, почему советник Президента России по экономике Андрей Илларионов полагает, что предложенная РАО схема выкупа генерирующих активов приведет к дальнейшей монополизации электроэнергетики. Эта схема предполагает снижение государственной доли в генерирующем секторе, а затем - приватизацию системного оператора и межрегиональных сетевых компаний. "Если она будет принята, еще большая часть национальных финансовых ресурсов будет перераспределяться из немонопольного сектора или свободного сектора экономики в монопольный. Причем в карман вполне конкретной монополии и конкретного менеджера, являющегося руководителем этой компании", - считает Илларионов...

И еще одно, весьма существенное обстоятельство. Приняв "энергетический пакет", от какого-либо регулирования данной сферы полностью устранился парламент - все полномочия отданы правительству, что открывает дорогу почти безграничному произволу монополистов. Но еще хуже положение региональных властей, которые в описанной выше схеме - с включением всех (в том числе - распределительных) сетей в структуру ФСК и с упразднением региональных энергетических комиссий - смогут лишь беспомощно наблюдать за ростом тарифов.

Зато энергетики при этом получают возможность "брать за горло" большинство регионов, получая не только экономическую, но и политическую власть. Надо ли доказывать: тот, кто держит в руках рубильник, может очень во многом диктовать свои условия?

Борис ВИШНЕВСКИЙ,
член Бюро ФС РДП "ЯБЛОКО"
"Московские новости", 18.06.2003

Фото Ольги ШВЕЙЦЕР

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №10]

info@yabloko.ru