[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №12]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”

Москва
Эпиц
ентр
2003 год

№12(48)
сентябрь

Игорь Артемьев:
«Университеты должны
оставаться храмами науки»

Игорь АртемьевВ последнее время в России проявилась тенденция переименования заштатных институтов в университеты. В регионах все больше высших учебных заведений, которые именуются университетами лишь по вывеске, но, по сути, таковыми не являются. Университеты всегда были не просто местом обучения студентов, но и центрами научной мысли, буквально - храмами науки и прогресса. Сегодня же, в результате бездумного переименования институтов в университеты, происходит очевидное обесценивание самого понятия "университетское образование". Необходимо поставить законодательные барьеры для сохранения подлинных университетов в качестве российских научных и педагогических центров обучения студентов. Подобный закон об университетах в настоящее время разрабатывается в парламентской фракции "ЯБЛОКО", и, скорее всего, основные положения данного закона будут внесены для широкого обсуждения этой осенью. Мы попросили прокомментировать основные положения закона об университетах одного из его разработчиков, депутата ГД, зам. руководителя фракции "ЯБЛОКО" Игоря АРТЕМЬЕВА.

Закон об университетах уже подготовлен и внесен в конце июля в Госдуму. Подготавливала этот закон рабочая группа фракции "ЯБЛОКА", а также рабочая группа Петербургского Университета под руководством ректора Университета Людмилы Вербицкой. Разработка закона шла в течение двух лет. И теперь мы можем представить его на обсуждение. Хотелось бы сказать о важнейших положениях этого закона.

Очевидно, что необходима реформа высшего образования в России. Для этого нам необходимо выделить в ней ключевое звено. В стране появилось огромное количество слабых вузов. Но для реформирования высшего образования нужны своего рода "локомотивы" - центры образования и научной мысли - Университеты в подлинном смысле этого слова. В России, видимо, пришла пора вспомнить об идеях Ломоносова, накрепко соединившего образование в университете с воспитанием передовых научных кадров и созданием в нем настоящего передового российского научного центра.

В чем принцип работы такого высшего учебного заведения? В том, что каждый преподаватель университета занимается современной наукой, а ученый, работающий в его стенах, обязательно преподает. В современных российских вузах эта система давно утеряна. Образование и обучение студентов обюрократились. Преподаватели зачастую являются наемными служащими. Многие из них вообще не занимаются никакими научными разработками, и, тем более, - большой наукой.

Сегодня в России необходимо вновь объединить образование и науку, и определить университеты в качестве авангарда развития страны. Между прочим, законы об университетах, принятые в 30-50-х годах прошлого века в США и странах Западной Европы, определили технологический прорыв этих стран в 60-70-х годах. Выпускники передовых западных университетов внесли огромный вклад в развитие не только своих стран, но и всей западной цивилизации. Именно они стали авангардом технической революции ХХ века.

Однако невозможно обеспечить подлинно университетское образование и научное развитие без весьма существенного расширения университетской автономии и самоуправления! Например, университеты должны иметь право на собственный бюджет и возможность распоряжаться своим имуществом. К тому же университеты должны иметь право на подлинное самоуправление. Что есть - "подлинное самоуправление"? Это: избираемость всех университетских органов, получение университетами прав на утверждение кандидатских и докторских степеней, а также должностей доцентов и профессоров. Во всем мире университеты имеют подобные права. К тому же университетские дипломы не должны быть дипломами единого государственного образца. Иначе диплом университета превращается в профанацию. Нельзя сравнивать университетский диплом города Далекого и диплом МГУ. Это - дипломы совершенно разного уровня.

Возвращаясь к проблемам студенческого самоуправления, приведу пример из практики западных университетов: там студенческое самоуправление имеет весьма обширные права. Причем, это происходит при гарантии открытости всех административных университетских органов. Там, скажем, распоряжение ректора не вступает в силу до его обнародования. Или ученый совет университета может выразить недоверие ректору, а ректор, в свою очередь, может наложить вето на решение ученого совета и т. д. Все основные вопросы жизни западных университетов решаются на открытых конференциях. Деканы там избираются, а не назначаются, как у нас. И именно поэтому в западных университетах просто невозможно то, что недавно случилось в Москве в МГЛУ (бывшем Институте иностранных языков), когда ректор своим личным решением пыталась было ввести плату за обучение второму иностранномуязыку.

Поэтому нашим университетам необходимы подлинная демократия самоуправления и избрание всех своих административных органов без начальственных команд и навязывания кандидатур "сверху". Им нужны гарантированные свободы имущественных и финансовых отношений и т.д. Помимо этого, университетам совершенно необходима свобода в выборе научных программ и программ обучения студентов. Сегодня же подобные программы приходится годами согласовывать в Москве с бюрократами и чиновниками "от образования".

Я хочу подчеркнуть, что эти положения, заложенные в разработанный "ЯБЛОКОМ" проект закона, уже сегодня вполне реально осуществить на практике во многих "продвинутых" российских университетах. Но мы ни в коем случае не посягаем при этом на права других многочисленных вузов России. Эти высшие учебные заведения должны именоваться не университетами, а институтами и заниматься обучением студентов, а не сменой вывесок на фасаде.

Университетом - в подлинном смысле этого слова - должно быть гражданское (ни в коем случае не военное) высшее учебное заведение, которое сможет взять на себя тяжкий груз ответственности, связанный с демократией, с современными научными программами, с самоуправлением, с соединением науки и образования и т.д.

Наш проект закона об университетах, возможно, вызовет сопротивление и неприятие его научной и образовательной бюрократией. Мы это прекрасно понимаем. Однако реформирование высшего образования является одним из важнейших приоритетов для будущего России. И без широкого обсуждения этой проблемы, без открытия общественной дискуссии никакая реформа высшего образования в стране в принципе невозможна. Проект закона об университетах, представленный "ЯБЛОКОМ", открывает обсуждение этих проблем. Я убежден, что если не через три года, так через пять лет российские университеты будут жить и работать по тому закону, который мы сегодня представляем на суд общественности и законодателей.

Материал подготовил Борис ФЕДОРОВ
3.09.2003

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №12]

info@yabloko.ru