[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
"Что мое, то мое..."
"Московские новости",   6 февраля 2004 года
Для нужд театра Александра Розенбаума два с половиной года назад у питерской Капеллы имени Глинки отобрали здание. В итоге - ни театра, ни Капеллы

Осенью 2001 года едва ли не все питерские газеты писали, как 13 сентября на сцену концертного зала "Октябрьский", где торжественно отмечался 50-летний юбилей народного артиста России Александра Розенбаума, вышел тогдашний губернатор Владимир Яковлев. И сообщил, что дарит знаменитому барду, затянутому по случаю торжества в парадный полковничий мундир, здание для его театра-студии. После чего вручил только что подписанное распоряжение (где, впрочем, было написано, что все-таки не дарит, а передает в аренду на 49 лет).
Удивленный и растроганный артист заключил губернатора в объятия, а публика долго аплодировала примеру столь похвального внимания властей к проблемам культуры.

Последующие события,однако, несколько смазали эту радужную картину.

ЧТО ЗА ДОМ?

Здание, переданное Александру Яковлевичу, хорошо известно в Петербурге. Так называемый особняк Боссе, памятник архитектуры федерального значения, построенный на 4-й линии Васильевского острова знаменитым зодчим Гаральдом Боссе в 1849 году. После кончины архитектора зданием владели князья Голицыны, в нем жили потомки декабристов князья Волконские. После революции здесь находились библиотека, театр, учебный комбинат. А в 1990 году, завершив дорогостоящий ремонт, здание передали Государственной академической капелле имени М. И. Глинки, и в нем разместился Камерный зал Капеллы.

За одиннадцать лет здесь прошло около полутора тысяч концертов (более 900 - для детей), которые посетили около 300 тысяч зрителей. Для детей и подростков здесь проводились абонементные концерты, в гостиных особняка устраивались выставки:

13 сентября 1996 года очередной арендный договор закрепил право Капеллы пользоваться зданием на 10 лет - до 2006 года. Но минула половина этого срока - и начались неприятности.

БОЛЬШАЯ РАБОТА

Александр Розенбаум давно мечтал о своем театре и присматривал для него подходящее помещение. Особняк Боссе подходил по всем статьям. К тому же он расположен буквально в двух шагах от дома, где живет артист.

В августе 2001 года Розенбаум обратился к генеральному директору Капеллы Виталию Лаврову с просьбой осмотреть помещения особняка, сказав, что здесь будет его театр, поскольку губернатор Владимир Яковлев соответствующее разрешение уже дал. Удивленный Лавров написал губернатору, правда ли это? Ему сообщили, что "вопрос рассматривается". Понимая, что это значит на бюрократическом языке, Лавров обратился к вице-губернатору по имущественным вопросам Валерию Назарову (ныне начальнику Главного контрольного управления Президента РФ), категорически возражая против передачи особняка.

Возражал Лавров не только потому, что на Васильевском острове "малая Капелла" была единственным филармоническим залом. Дело в том, что в "большой Капелле", расположенной на Мойке вблизи Дворцовой площади, в преддверии 300-летия Петербурга должен был начаться длительный капитальный ремонт: реализовывался амбициозный и дорогостоящий проект "Дворы Капеллы". На это время планировалось перенести деятельность хора и симфонического оркестра из Большого зала Капеллы на Мойке в особняк Боссе. И передача здания знаменитому барду совсем не стыковалась с этими планами. Проще говоря, по мнению Виталия Лаврова, она ставила под угрозу само существование Капеллы.

"Несомненно, А. Розенбаум - известный музыкант, общественный деятель, яркая творческая личность, - писал Лавров Назарову. -- Но равноценно ли творчество А. Розенбаума тому вкладу в мировую музыкальную культуру, который на протяжении пяти веков оказывает Капелла?" Пять веков, заметим, вовсе не преувеличение. 12 августа 1479 года, при Иване III, был основан хор государевых певчих дьяков. В 1703 году Петр I привез хор на берега Невы, в будущую столицу, чтобы он спел здравицу в честь ее основания:

Это письмо было написано 4 сентября. Но уже 6 сентября Лавров отправляет Назарову совсем иное послание, с официальным отказом Капеллы "в добровольном порядке" от аренды особняка Боссе. Заметим, без такого письма выселить Капеллу из здания было юридически невозможно. Ведь арендный договор можно расторгнуть в одностороннем порядке только по суду и только в случае отказа арендатора от внесения платы или порчи им арендуемого имущества.

Что заставило директора изменить точку зрения, как раз понятно. Виталий Лавров - чиновник, назначаемый питерской администрацией. Говорят, что большую работу с ним провели его начальники - вице-губернатор Владимир Шитарев и председатель Комитета по культуре Евгений Колчин.

Очень похожая история годом раньше случилась с Дворцом бракосочетания на Петровской набережной, который облюбовал для себя полпред президента Виктор Черкесов: после аналогичной "большой работы" городское управление ЗАГС также "добровольно" отказалось от права на аренду дворца, которое действовало до 2003 года. При этом губернатор Яковлев вслух возмущался происходящим и заявлял, что бессилен противостоять экспансии алчных "федералов". Но приказать ЗАГСу оформить отказ могла только городская администрация. И если бы Яковлев действительно был против - не видать бы полпредству дворца.

В ЗНАК ПРИЗНАНИЯ

Ситуация с особняком Боссе получила широкую огласку. На "щедрого" губернатора обрушились газеты и телеканалы: что это еще за подарки с барского плеча? Почему создавать условия для работы одному артисту надо, выселяя других артистов? Зачем было устраивать фарс на сцене БКЗ "Октябрьский", когда Розенбаум делал вид, что решение о передаче здания, о котором он давно знал, для него является полной неожиданностью? Почему, наконец, такая избирательность в наделении дарами? Ведь при всем уважении к Александру Яковлевичу, безусловно, заслужившему право иметь собственный театр, ничуть не менее талантливые люди и целые творческие коллективы годами не могут получить не то что отдельное здание - небольшое помещение для работы:

Губернатор до ответа на критику не снизошел. Что касается артиста, то он заметил, что считает губернаторский подарок знаком признания своих заслуг и таланта. Что именно это здание он, Розенбаум, не просил, но отказываться от него, конечно же, не собирается. Прямо как в одной из песен барда: "Что мое, то мое: Я чужого никогда не попрошу".

Между тем в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Розенбаум получил в аренду особняк Боссе для "использования под творческие цели". При этом неукоснительным условием аренды было его обязательство выполнить в здании капремонт и реставрационные работы. Из здания быстренько вывезли практически все имущество. На том пока все и закончилось.

"ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ? НЕ ПРОБЛЕМА"

Получив в аренду здание, Александр Розенбаум обещал, что особняк будет полностью отреставрирован для концертно-выставочной деятельности на его личные средства. Певец подчеркивал: "Я свою жизнь посвящу тому, чтобы создать здесь творческую студию". Но минуло два с половиной года - и почти никаких следов "большой работы" в особняке Боссе не наблюдается.

"Начаты некоторые ремонтные работы", -- осторожно заявляет в декабре 2003 года в одной из городских газет заместитель председателя питерского Комитета по госконтролю и охране памятников Ольга Таратынова, говоря об особняке Боссе. И добавляет: "С Александром Яковлевичем заключен договор, где поэтапно расписан восстановительный процесс. Пока оговоренные обязательства певец соблюдает". А если что - "спросим по всей строгости...".

Народному артисту можно посочувствовать: говорят, он уже не раз жаловался на нехватку денег для "восстановительного процесса". Но на что он рассчитывал, настаивая на аренде особняка Боссе?

Осенью 2001 года ему сказали, что ремонт потребует как минимум 1,5 миллиона долларов. "Пустяк, - успокаивал Розенбаум. - Надо будет - достану и четыре, и пять миллионов:" Выходит, не достал? Что касается личных средств, то обратимся к открытым сведениям, поданным артистом как кандидатом в депутаты Госдумы. За 2002 год Розенбаум официально заработал чуть более 500 тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, сколько лет ему понадобится, чтобы за свои кровные восстановить особняк Боссе:

ЦЕНА ЩЕДРОСТИ

Короче говоря, со скорейшим обустройством собственного театра у народного артиста пока не выходит. Что, конечно, плохо. Но еще хуже, что никакого нового помещения для концертов Капелла так и не получила.

Сразу после того как было выпущено распоряжение о передаче здания, Евгений Колчин обратился к Валерию Назарову с просьбой о выделении Капелле равноценных помещений взамен потерянных. Никаких помещений, несмотря на многочисленные обещания, никто не выделил.

В ноябре 2001 года Колчин сменил работу: по иронии судьбы он стал гендиректором Капеллы. И уже в этой должности продолжал безуспешно взывать к руководству. Между тем проект "Дворы Капеллы" затянулся: теперь окончание ремонта Большого зала планируется лишь в декабре-2004:

Какое-то время в особняке Боссе еще звучала музыка. В ответ на обращение руководства Капеллы Александр Розенбаум разрешил проведение репетиций и концертов до мая 2002 года, о чем с гордостью говорил журналистам: "Я не выгнал Капеллу, наоборот, позволил им завершить сезон и еще 4 месяца платил за здание, не пользуясь им". Ну а затем и по сей день, почти два года, Капелла существует и без концертных помещений, и без репетиционных площадок. Поэтому она вынуждена арендовать помещения на стороне.

Заметим: за особняк Боссе площадью 1700 квадратных метров, согласно договору аренды, Розенбаум платит около тысячи долларов в месяц (с учетом льгот, положенных при использовании здания под творческие цели). Поскольку здание является федеральной собственностью, деньги идут в федеральный, а не в городской бюджет. В свою очередь, за аренду концертных площадок для Капеллы в 2003 году питерский бюджет заплатил 2,5 миллиона рублей. Такова уже оказалась цена губернаторского "подарка" народному артисту.

Когда-то бард был горячим сторонником Анатолия Собчака и упрекал его подчиненных в недостаточной поддержке мэра в трудные минуты.

Собчака сменил его злейший враг Яковлев. Но и с губернатором, как свидетельствует история вокруг особняка Боссе, Александр Яковлевич наладил прекрасные отношения.

Яковлева сменила присланная из Москвы для борьбы с ним Валентина Матвиенко. И тут все сложилось замечательно: Розенбаум даже снимался в одном из ее предвыборных клипов.

Хочется верить, что все это чистая случайность, и любовь властей к барду - ныне депутату фракции "Единая Россия" - вызвана исключительно тонким художественным вкусом одних и уникальным талантом другого.

"Московские новости", 6 февраля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]