[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Вдогонку за Европой
"Новая газета - Санкт-Петербург",   12 - 15 февраля 2004 года
24 февраля городское правительство будет рассматривать 15-летнюю концепцию социально-экономического развития города. На заседании Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания, прошедшем в минувший понедельник, эту концепцию уже одобрили. Ключевая идея (стоит напомнить, что сразу после выборов губернатора ее высказала Валентина Матвиенко) - удвоение доходов городского бюджета через пять лет до 160 - 165 миллиардов рублей.

Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, который в последнее время выступает главным пропагандистом и агитатором за эту идею, верит, что к 2008 году Петербург выйдет на «нижний европейский уровень по качеству жизни».
По его мнению, вполне возможно, чтобы доходы жителей к этому времени составили в среднем по 150 тысяч рублей в год (в два раза больше, чем сейчас), а иностранные инвестиции достигли 1,1 миллиарда долларов. Необходимым условием этого, считает г-н Бланк, является ускорение прохождения инвестиционного процесса, для чего нужно убрать чрезмерные административные барьеры, инженерная подготовка территорий и решение проблем кадрового обеспечения. Реализуем все это - и заживем как в Европе...
Что же, сядем и подсчитаем.
Доходы городского бюджета, запланированные в 2004 году, - 82 млрд рублей, из которых (округленно) 65 млрд составляют налоговые доходы, 11 млрд - неналоговые, 4 млрд рублей - субвенции (поступления) из федерального бюджета. Остальное - мелочи.
Теперь подробнее. Если говорить о налоговых доходах, то львиную долю их - 47 млрд рублей - составляет налог на прибыль: налог на прибыль организаций (19 млрд рублей) и налог на доходы физических лиц (28 млрд рублей). Ставки этих налогов, как известно, установлены федеральными законами и вряд ли будут повышаться. Во всяком случае, все официальные лица это категорически отрицают.
Еще 6 млрд рублей - акцизы. Соответствующие ставки также установлены федеральными законами, и городские власти на это никак не влияют. Наконец, 6 млрд рублей - налог на имущество предприятий. И здесь точно такая же картина.
Питерские власти, конечно, могут увеличить городские доходы, подняв налоги. Но их возможности здесь серьезно ограничены. Можно поднять налог на игорный бизнес, обложить еще какие-то виды деятельности налогом на вмененный доход, увеличить транспортный налог. Но все это в сумме не складывается даже в миллиарды рублей.
Правда, еще 11 млрд рублей в 2004 году предполагается получить в качестве неналоговых доходов. Около 8 млрд - от сдачи в аренду государственного имущества, около 2 млрд - в качестве платежей от государственных и муниципальных организаций, за использование имущества. Можно, конечно, еще повысить арендную плату, - вот арендаторы-то обрадуются, что могут помочь новому губернатору решить историческую задачу!
Владимир Бланк все это, без сомнения, понимает. И говорит, что основным резервом пополнения бюджета является «легализация доходов граждан». Иными словами, бюджет города (треть дохода которого составляет подоходный налог) может резко возрасти только в том случае, если столь же резко возрастут доходы граждан. А поскольку, по признанию председателя экономического комитета, внутренних ресурсов для роста доходов граждан нет - вся надежда на иностранные инвестиции...
Впрочем, цифры здесь как-то не сходятся. Сейчас указанные инвестиции составляют около 700 миллионов долларов. Если даже они и вырастут до 1,1 миллиарда долларов, то «добавка» в 400 миллионов у.е. - или примерно 12 млрд рублей - должна, для увеличения городского бюджета на 80 млрд, давать фантастические результаты при ее вложении в питерскую экономику.
Еще одна надежда г-на Бланка - легализация доходов малых и средних предприятий. Вопрос только в том, что заставит их легализоваться. Практика показывает, что это происходит только при снижении налогов. Между тем питерские власти некоторое время назад уже продемонстрировали пример своего отношения к малому бизнесу, когда льготный режим налогообложения для тех, кто работал по упрощенной схеме, был отменен совместными усилиями городской администрации и городской прокуратуры.
Конечно, с учетом инфляции доходы питерского бюджета будут расти естественным путем. Процентов примерно на восемь в год. Выходит, что за пять лет указанные доходы возрастут почти в полтора раза. Без всяких концепций и инвестиций...
Однако есть вполне надежный способ действительно существенно увеличить городской бюджет в самое ближайшее время.
Как известно, сегодня, в нарушение Бюджетного кодекса, в распоряжении питерского бюджета остается лишь 31,2% собранных в городе налогов вместо положенных 50%. Все остальное забирает федеральный центр. Эта ситуация, конечно, характерна не только для Петербурга - другие регионы в таком же положении. Почему так происходит? Да потому, что уже пятый год подряд при принятии федерального бюджета норма Бюджетного кодекса, требующая, чтобы в регионах оставалось не менее 50% налоговых доходов, «приостанавливается». При полном равнодушии региональных властей, которые не решаются перечить центру.
Несложно понять, что если бы Бюджетный кодекс выполнялся, доходы города серьезно возросли бы. Простой расчет показывает, что если нынешние налоговые доходы Петербурга (65 млрд рублей) составляют лишь 31,2% от всей суммы собранных налогов, то положенные 50% налоговых поступлений дали бы городу примерно 105 млрд рублей - на 40 млрд больше. Но вряд ли Валентина Матвиенко решится требовать от центра, чтобы практика секвестирования доходов регионов прекратилась...

"Новая газета - Санкт-Петербург", 12 -15 февраля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Раздел "Налоговая политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]