[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Губернатор упал в яму?
24 февраля в арбитражном суде Петербурга начнется беспрецедентный процесс: Федерация против своего субъекта
"Московские новости",   13 февраля 2004 года
Минфин РФ предъявил иск к Петербургу, настаивая на том, чтобы Северная столица признала свою ответственность за долги, сделанные РАО "Высокоскоростные магистрали". Цена вопроса - 2,6 миллиарда рублей, 90 миллионов долларов. Именно столько денег успели "закопать" в самую дорогую яму в мире, расположенную в центре Петербурга вблизи Московского вокзала. Ее печальную историю "МН" рассказывали в апреле прошлого года.

АНЕКДОТ ПРО КОМПРОМИСС

Семь лет назад, в 1997 году, для строительства вокзального комплекса РАО ВСМ у банков "Эс Би Си Варбург" и "Агриколь Индосуэц" был взят инвестиционный кредит на сумму в 200 миллионов долларов. Банки соглашались дать деньги только под гарантии правительства России, а правительство, в свою очередь, потребовало от Петербурга контргарантий возврата кредита.

Соответствующий договор поручительства был составлен (любопытно, что со стороны Минфина его подписал тогдашний заместитель министра Михаил Касьянов), но так и не вступил в силу, поскольку питерское Законодательное собрание его не утвердило. Что сразу сделало договор юридически ничтожным:

Депутаты прекрасно понимали: вокзальный комплекс не окупится никогда, и деньги придется возвращать из городского бюджета. И не только депутаты, но и тогдашний первый вице-губернатор Игорь Артемьев, отвечавший за городские финансы. Открыто выступив против предоставления гарантий РАО ВСМ, Артемьев тем самым выступил и против своего начальника, губернатора Владимира Яковлева, который изо всех сил лоббировал "высокоскоростной" проект. Отставка Артемьева казалась неминуемой, но грянул дефолт - и разговоры о возможности предоставления городских гарантий РАО ВСМ перешли в разряд необсуждаемых.

Впрочем, как оказалось, российское правительство так вовсе не считало! Устами Минфина оно продолжало говорить, что Петербург несет ответственность по долгам РАО ВСМ. И не только говорить, но и действовать. То в 2001 году соответствующая запись появилась в федеральном бюджете, то в марте 2003 года Минфин заявил о блокировке положенных городу средств федерального бюджета до тех пор, пока Петербург не признает долг.

Правда, атаки были успешно отражены: из федерального бюджета соответствующая строчка была вычеркнута усилиями питерских депутатов Госдумы, а попытка "блокировки" была пресечена жестким обращением Законодательного собрания к Касьянову с требованием привлечь к ответственности Алексея Кудрина и его заместителя Сергея Вязалова. Но представители Минфина тогда же обещали, что своего добьются. И приступили к делу.

Для начала Минфин в мае 2003 года устами замминистра Надежды Максимовой попытался еще раз заставить город "добровольно" взять на себя "высокоскоростные" обязательства. И предложил компромиссное решение: Петербург переоформляет на себя долг РАО ВСМ, а Минфин "оказывает администрации Санкт-Петербурга содействие в проведении реструктуризации переоформленных обязательств". То есть город признает чужой долг своим, а за это ему разрешают возвращать его не сразу, а растягивая выплаты на 12 лет.

ДОЛГОВОЕ ДЕЛО

От такого "компромисса" питерские власти резонно отказались - и Минфин обратился в суд. Каковы же перспективы этого процесса?

- Никаких оснований для того чтобы возлагать на Петербург долги РАО ВСМ, не существует в природе, - говорит Игорь Артемьев. - И любой суд обязан это признать. Правда, меня удивляет, почему так и не рассматривается уголовное дело, возбужденное по факту нецелевого использования "кредитных миллионов". Хотелось бы, чтобы суд установил, какую роль в этом сыграл Владимир Яковлев и несет ли он ответственность за то, что, истратив деньги, мы не имеем ничего, кроме огромной ямы.

Да, если бы вопрос решался строго юридическим путем, у Северной столицы не было бы никаких проблем: закон на стороне питерских властей. Единственный аргумент, традиционно применяемый Минфином, заключается в том, что под договором поручительства стоит подпись Владимира Яковлева. Но, согласно питерскому законодательству, без санкции городского парламента эта подпись не имеет никакой силы.

Но можно ли при нынешней "вертикали" ожидать от суда чисто юридического, беспристрастного рассмотрения ярко выраженного конфликта интересов субъекта и Федерации? Во-первых, речь идет о достаточно большой сумме, во-вторых, судебная победа Петербурга означает унизительное поражение упомянутых выше "московских петербуржцев", возглавляющих Минфин...

Представители питерской администрации говорят, что признавать в суде "высокоскоростной" долг не намерены. Вице-губернатор по экономике и финансам Михаил Осеевский полагает, что город обязательно выиграет суд, поскольку никакой юридической ответственности за долги РАО ВСМ не несет. Правда, на эту тему пока открыто не высказалась Валентина Матвиенко - и это самое любопытное.

Не секрет, что во время губернаторской кампании Валентина Ивановна была кандидатом, которого лоббировал центр. И теперь, во время судебного спора между центром и Петербургом, Матвиенко оказывается меж двух огней. Встать на сторону центра и признать долг - значит, вычеркнуть из питерского бюджета 2,6 миллиарда рублей (примерно по 500 рублей на каждого жителя). Отказаться признавать долг - значит, вызвать сильнейшее недовольство тех, кому она обязана своим креслом. Положение - хуже губернаторского...

"Московские новости", 13 февраля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]