[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Елена Щедрунова
Последствия снижения единого социального налога
"Маяк",   9 апреля 2004 года

Правительство России одобрило пакет законопроектов по налоговой реформе. Подробнее об изменениях в налоговой системе рассказал член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов.

Михаил Задорнов: Правительство обсудило шесть документов, один из которых - поправки к уже принятому в Госдуме в первом чтении закону о коррекции шкалы единого социального налога, и пять законопроектов, которые правительство собирается днями внести в Государственную Думу.

Это очередной шаг в том, что называется налоговой реформой, которая началась с принятия общей части Налогового кодекса в 1999 году и год за годом продолжается; надеюсь, что завершится в 2005 году. Конечная цель всей налоговой реформы - меньшее число налогов (их останется только 16), ниже ставки. После 2005 года она, конечно, будет корректироваться, но пять-семь лет это будет система, которая достаточно стабильна.

Елена Щедрунова: Решение о снижении единого социального налога до 26 процентов подается как самое главное.

Михаил Задорнов: Я напомню, какая у нас ситуация сегодня. Сегодня, если на предприятии средняя заработная плата составляет менее ста тысяч рублей в год (меньше 300 долларов в месяц на работающего человека), - причем верхние 10 процентов, самые высокооплачиваемые, исключаются из этого расчета, - действует ставка 36,5 процента, что вместе с подоходным налогом составляет фактически 50% на фонд оплаты труда; от 100 до 300 тысяч рублей - действует ставка 20%; до 600 тысяч - действует ставка 10 процентов; и свыше 600 тысяч - 2 процента. Вот четырехзвенная регрессивная шкала.

Большинство российских предприятий попадают в первую категорию и платят 35,6. Двадцать Процентов платит полностью нефтяная и газовая промышленность (у них средняя зарплата сейчас на уровне 25-30 тысяч рублей в месяц), практически весь финансовый сектор - банковская система, страхование, целый ряд небольших предприятий, СП и платит, конечно, значительная часть московских предприятий и других секторов. Для целого ряда отраслей бюджетной сферы, легкой пищевой промышленности, машиностроения планка в сто тысяч рублей годового дохода пока является недостижимой.

Решение об изменении регрессии было принято Госдумой в первом чтении в июне прошлого года по инициативе шести депутатов (я - один из авторов законопроекта). В первом чтении была принята другая шкала. Первая планка снижалась до 30%, это было до 50 тысяч рублей среднегодового дохода на работника, то есть уже бюджетная сфера, машиностроение попадали, могли попасть под регрессию. Следующую планку мы предлагали сразу сделать 15%; и после 600 тысяч рублей мы предлагали чуть увеличить, сделать 5 процентов.

Средняя эффективная ставка - то есть то, сколько фактически взимается в среднем по стране, - по нашему расчету должна была быть 23% против сегодняшних 30%. Это решение было принято Думой в первом чтении с одобрения правительства.

Какую задачу мы ставили? Задать возможность для того, чтобы сегодняшние 40 процентов нелегальных зарплат - это грубая оценка - имели стимул выйти из тени, показать заработные платы, вбелую заплатить в Пенсионный и другие фонды. И тем самым часть доходов, и не только этих, но и оборотов компании, вывести из серой зоны в белую. И тем самым увеличить налоговую базу. Ставка снижается - база расширяется.

Почему мы это предлагали? Потому что эффект от снижения подоходного налога, заметный в 2001-2002 гг., уже по последним полутора годам видно, что исчерпался, нет прироста легализации.

Правительство предлагает другую шкалу: 26 процентов - до 300 тысяч рублей среднегодового дохода (до 800-900 долларов в месяц); следующая шкала, от 300 до 600 тысяч рублей, должна составлять 10 процентов; и 2 процента - больше 600 тысяч.

К чему, с нашей точки зрения, это ведет? Да, у бюджетников, в легкой промышленности, сельском хозяйстве с очень низкими заработными платами будет снижение почти на 10 процентов. Они получат определенную экономию на выплатах заработной платы. Но для предприятий в категории от 300 долларов на человека до $800-900 ставка ЕСН растет с 20 до 26 процентов. Эти предприятия наиболее активны, они составляют достаточно большую часть в целом ряде отраслей. Боюсь, что для них стимулов к легализации не появляется.

Снижение ЕСН - шаг в абсолютно правильном направлении. Но я опасаюсь, что при такой шкале бюджет потеряет примерно 200 млрд. рублей, по разным подсчетам, а эффекта с точки зрения желания предпринимателя платить заработную плату вбелую для как раз этой категории не получается.

Елена Щедрунова: Теперь Думе предстоит обсудить оба варианта законопроекта - ваш и правительственный. Ваш прогноз: какой вариант будет принят?

Михаил Задорнов: Я рассчитываю, что "Единая России" от формального одобрения любых, даже очевидно неверных, инициатив правительства перейдет к внутренней дискуссии. Но я в этом не уверен. Я на это надеюсь.

Елена Щедрунова: Это решение имеет еще одно последствие. Выплаты в Пенсионный фонд уменьшатся, в связи с чем уже объявлено о том, что накопительная система для людей старше 37 лет в нашей стране действовать перестает.

Михаил Задорнов: Действительно, гражданам от 1953 до 1967 г.р. включительно, которым начислили в этом и в прошлом году два процента от их заработка на накопительные счета (со следующего года должны были начислить четыре процента), со следующего года никаких начислений не будет. То есть останутся только те деньги, которые были на счетах, - разумеется, их никто не заберет, - и предлагается принцип добровольности: если вы хотите сами внести 4% от своего заработка, то вам государство будет за каждый год две тысячи рублей добавлять к вашему накопительному счету.

Но, конечно, никто добровольно вносить эти четыре процента не будет. Поэтому, по сути, вот это поколение, наиболее активное и неплохо зарабатывающее, исключается из накопительной пенсионной реформы. Но и для людей моложе 1967 года есть одна очень важная поправка. Они должны были уже со следующего года иметь не четыре, а шесть процентов от заработка на своих счетах. Так вот, они не будут иметь со следующего года на два процента больше, это увеличение для них доли заработка, которая будет начисляться на их накопительные счета, отодвигается до 2008 года.

"Маяк", 9 апреля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

Раздел "Социальная политика"

Раздел "Налоговая политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]