[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Интервью: Сергей Попов
Мировой судья: зачем он нужен?
Радио "Маяк", 23 июня 2004
Мировой судья: что это такое, с чем это едят? Я думаю, что большинству пока это не очень понятно. Но есть уже люди, которые имеют опыт общения с мировым судьей. У нас сегодня в гостях Сергей Алексеевич Попов, адвокат, член Комитета Государственной Думы по государственному строительству и конституционному законодательству.

- В 1998 году был принят закон о мировых судьях в Российской Федерации, спустя 6 лет понадобилось внести в него изменения. С чем это связано, почему и в какую сторону изменяется закон?

ПОПОВ: Многократно были самые разные предложения: и технические, и не очень. Вы, судя по всему, говорите о тех предложениях, которые внес Президент Российской Федерации?

- Да, то, что было вчера подписано Президентом Путиным.

ПОПОВ: К предложениям Президента мы чуть позже вернемся, а пока, может быть мы просто поговорим о тех проблемах, которые возникают у мировых судей, и мы сами собой подойдем к тому, какие этим законом проблемы будут решены.

- Что же такое мировой судья, и отличается ли он чем-то от другого, федерального судьи или не отличается?

ПОПОВ: Статус мирового судьи точно такой же, какой статус у судьи Конституционного суда. У всех судей у нас в России единый статус, и все судьи принимают решение именем Российской Федерации. И решение любого судьи, хоть это мировой судья, хоть это судья Верховного суда, имеют одинаковую силу. У судей имеется то, что называется подсудностью, и в Конституции четко сказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судьей, к подсудности которого это относится. Поэтому часто люди, думая, что их дело нужно отправлять не меньше, чем в верховный суд, при этом просто теряют время.

Какое-то время назад я судился как гражданин с Министерством финансов Российской Федерации, подсудность была районного суда, а в Министерстве финансов Российской Федерации считали, что они такие важные, их может судить не меньше, чем Верховный суд. И отзыва в районный суд не присылали, как это им положено, за что на них чуть штраф не наложили, и впоследствии дело проиграли. Требования мирового судьи обладают той же самой юридической силой, что и требование любого другого судьи, поэтому не подчиняться ему - вещь очень опасная, и они подкреплены силой закона так же, как и требования любого другого судьи.

Вопрос, чем занимаются мировые судьи и для чего они были введены, был решен в 1996 году. В 1996 году был принят Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации, и он установил, что кроме тех судов, которые уже есть, необходимо дополнительно ввести мировых судей. Для того, чтобы разгрузить районных судей. Одним из последствий судебной реформы явилось то, что целый ряд дел, которые раньше рассматривались только "по начальству", стали рассматриваться судами. Например, раньше директор школы, если его увольняли, не мог обратиться в суд, а только в вышестоящий орган. А теперь люди оспаривают и решения губернаторов, и президента, и выигрывают...

- Я прочитал, что в Нижегородской губернии порядка 80 дел через мировой суд проходит - претензии к губернатору.

ПОПОВ: Я честно говоря, не очень представляю, какие претензии к губернатору может рассматривать мировой судья, но в принципе, есть такие дела.

- Очень много информации идет из провинции, из регионов, и только по Чувашии в мировых судах рассмотрено больше 40 процентов уголовных дел, больше 70 процентов гражданских, и 94 процента административных от всех дел, рассмотренных районными судами республики.

ПОПОВ: В Москве и Петербурге дела обстоят иначе. Перед передачей я позвонил председателю Совета Мировых судей Петербурга Анне Анатольевне Гетиной - это обыкновенная мировая судья, каких сотни в Петербурге. Я спросил, сколько у нее дел было за прошлый год. За прошлый год у нее было, это средний уровень в Петербурге, 270 гражданских дел, 30 уголовных и 400 административных дел. 700 дел на судью - я бы не сказал, что это уж так мало, за каждым делом стоит, по крайней мере, один человек. Представьте, что вам нужно за год решить судьбу 700 человек, а на самом деле по гражданским делам это надо умножить на 2, потому что две стороны в гражданском деле. А в Архангельской области суды рассматривают от 4,5 тысяч до 6 тысяч дел в год.

- Это не возможно?!

ПОПОВ: Вынуждены! А почему? Одна из причин - то, что подсудность дел мировых судей - это гражданские дела, где предмет спора до 50 тысяч рублей и уголовные дела до 3 лет. 90 процентов административных дел они берут на себя. Если говорить о гражданских делах, то 50 тысяч рублей в Архангельской области - это громадная сумма, а в Москве и Петербурге таких дел не так много.

- Может быть в повестку дня Госдумы внесено рассмотрение вопроса о числе мировых судей в Российской Федерации, потому что нагрузка падает на них огромная, дел они должны рассматривать много. А с финансированием их деятельности много вопросов возникает?

ПОПОВ: Беда состоит в том, что нет единообразия в законах субъектов Российской Федерации о мировых судьях. Районные суды, областные суды, городские суды - это федеральные суды, а мировые судьи - это судьи субъектов Российской Федерации.

- И в зависимости от того, насколько тот или иной субъект Российской Федерации может их обеспечить, он их и обеспечивает?

ПОПОВ: Не совсем так. Мировой судья был придуман не для того, чтобы засудить, а наоборот - рассудить, примирить. Это те судьи, которые находятся ближе. Решение судья должен вынести в соответствии с законом, но закон предусматривает и мировое соглашение. В этом состоит мудрость мирового судьи.

- Мудрость - да, но когда вы говорите о количестве дел, которые должен рассматривать этот человек, то делим на 365 дней, и получается, что он автоматически, не имея возможности и времени вникнуть в эти дела, должен выносить какие-то решения, либо работать с таким напряжением сил, нервов, интеллекта...

ПОПОВ: Проблема здесь наталкивается на Правительство Российской Федерации. Когда мы ставим вопрос об увеличении числа мировых судей в субъектах, или когда приходят с мест предложения, то стандартный ответ Министерства финансов: "Нет денег!". Я обращаю внимание на то, что мировые судьи, на самом деле, приносят деньги в бюджет, потому что за рассмотрение дела платят пошлину. И в интересах государства, чтобы дела рассматривались быстрее, потому что бюджет наполняется. Убедить удается очень редко.

- Мы подошли к тем изменениям, которые сделаны по предложению Президента. Суть основная в чем?

ПОПОВ: В Петербурге, если взять, судья является юридическим лицом, он сам назначает свой аппарат. А вот в целом ряде субъектов аппарат судьи назначает исполнительная власть. Скажем, секретарь судебного заседания - он работник исполнительной или судебной власти? Он однозначно должен быть работником судебной власти. Вопрос решается в ряде субъектов неправильным образом. Вопрос касается материально-технического обеспечения мировых судей. Президент предлагает исключить из федерального закона о мировых судьях то положение, согласно которому материально-техническое обеспечение мировых судей отчисляют органы юстиции, тогда как обеспечение судей субъектов должны отчисляться в порядке, установленном законами субъектов.

Радио "Маяк", 23 июня 2004

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Попов

Право и суд: реформа процессуального, уголовного и гражданского законодательства

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]