[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Митрохин
Компенсация вместо пересмотра
олигархи должны поделиться с обществом тем, что «ветром надуло»
Независимая газета , 27 июля 2004 года

Атака прокуратуры на ЮКОС расколола российское общество на две неравные части. Злорадное большинство радуется тому, что оно считает началом восстановления справедливости. Встревоженное меньшинство боится репрессий, непредсказуемых по своим масштабам и срокам. Политики и эксперты выстраиваются в шеренги, атакующие, либо защищающие крупный бизнес. Налицо жесткое противостояние двух идеологий, каждая из которых, как и положено идеологии, сильна своей «правдой», но при этом уязвима при поверке очевидными фактами.

«Правда» атакующих заключается в том, что результаты приватизации, безусловно, несправедливы, что в ходе ее совершались преступления, в том числе и уголовные. Контроль олигархов за многими решениями государственной власти действительно принял угрожающий характер. Однако, уязвимое место «мстителей за приватизацию» заключается в том, что за их действиями стоят интересы аппаратных кланов, стремящихся перераспределить собственность в пользу не общества, а других олигархов.

«Правда» атакуемых - в том, что действия власти избирательны и несправедливы, напоминают нечто среднее между политическим заказом и криминальной разборкой. Результатом же станет крушение российского фондового рынка, ухудшение инвестиционного климата, новое бегство капиталов и т. д. Уязвимое место гонимых олигархов - в том, что их миллиардные состояния возвышаются как монбланы над впадинами нищеты, низинами бедности и более чем скромными холмиками среднего класса. Причем не только в России. Гротескные покупки Романа Абрамовича шокируют даже англичан. Чудовищность российской приватизации видна уже из того факта, что на родине капитализма самым богатым человеком является нынешний губернатор Чукотки.

В этих условиях абсолютно бессмысленно сокрушаться о том, что в обществе сильны настроения «отнять и поделить». Уважение к сверхбогатству - вещь весьма редкая в любой стране, но оно в принципе исключено в России, где социальное расслоение достигло чудовищного масштаба. Точно также обстоит дело и с уважением к собственности. Нельзя заставить людей уважать собственность, которая была беззастенчиво захвачена на их глазах, да еще в «особо крупных размерах».

Другой вопрос - как ответственность за такое положение вещей распределяется между олигархами и властью. Да, конечно же, часть ответственности - на олигархах, которые купили доступ к недрам за бесценок, но еще больше - на государстве, которое право на этот доступ так распределяло. Олигархи виноваты, в том, что демонстрируют обществу свои богатства, а государство - в том, что не создало условий а) для их цивилизованного перераспределения в пользу общества; б) при которых эти богатства полностью работают на экономику России; в) которые необходимы для развития несырьевых отраслей, среднего и малого бизнеса.

Российская власть должна также найти в себе мужество признать, что именно она несет ответственность за сложившуюся систему своих отношений с крупным бизнесом: в ельцинский период - как активный создатель этой системы; в период путинский - как ее пассивный наблюдатель, ничего не сделавший для изменения сложившегося порядка вещей.

Крупный бизнес «виноват» в том, что ведет себя агрессивно, а государство - в том, что не установило для него правил игры, не выстроило институтов защиты от агрессии (антикоррупционное законодательство, законы о лоббизме и т. п.). Различие между ними в следующем: олигархи не обязаны вести себя иначе, а государство обязано.

Заявления о том, что некоторые представители крупного бизнеса «перешли рамки», не учитывают того обстоятельства, что государство эти рамки не установило! «Равноудаление» олигархов свелось к показательной порке строптивых, но не получило никакого институционального и законодательного оформления. Да, Президент не без оснований обвиняет ЮКОС в думском лоббизме. Но у нас до сих пор не принят элементарный закон о лоббизме, который бы ввел это явление в законные рамки и позволил бы обвинять кого бы то ни было в нелегальном лоббизме. Вместо того, чтобы создавать ЗАКОНЫ, отделяющие власть от бизнеса, команда Президента отслеживает нарушение ПОНЯТИЙ. А выяснение понятий - это всегда разборка, в которой побеждает, не право, а сила.
Идея пересмотра итогов приватизации опасна в первую очередь тем, что ее реализация будет проходить опять-таки по понятиям, а не по закону. И, следовательно, выиграют от нее не самые честные, а самые сильные.

Однако и олигархи со своей стороны должны осознать, что невозможно оставить нынешнее положение вещей как оно есть. От вопроса об итогах приватизации нельзя отмахнуться, ограничиться наложением табу на тему их пересмотра. Российское общество не примет это табу по той простой причине, что дикости и безобразия российской приватизации творились на его глазах. Выход из этой дилеммы только один: идее пересмотра должна быть противопоставлена идея компенсации обществу ущерба (потерь), понесенного им в результате приватизации. Социальная ответственность бизнеса в России не может ограничиться простой благотворительностью. Она должна заключаться также в том, чтобы признать: в колоссальных доходах крупного бизнеса есть огромная доля, не заработанная на рынке, а полученная путем несправедливого дележа. Часть этой доли нужно вернуть обществу. Но вернуть не варварскими, а цивилизованными методами. Лозунг «грабь награбленное», лежащий в основе дела ЮКОСа, открывает дорогу к гражданским войнам и диктатурам; он абсолютно неприемлем в правовом государстве.

Компенсация отличается от пересмотра именно тем, что может быть реализована цивилизованными правовыми методами; она полностью исключает такие мероприятия как национализация, экспроприация и т. п.

Модель подобной компенсации может быть заимствована из зарубежного опыта. В июле 1997 года английский парламент установил новый налог - так называемый Windfall Tax. Буквальный перевод с английского звучит как «налог на порыв ветра». Смысл этого мероприятия заключался в следующем: компании, получившие крупную выгоду от приватизации 1980 года, проведенной правительством Тэтчер, уплачивают единовременную выплату, равную 23% от разницы между стоимостью приватизированного имущества в 1997 году и его продажной ценой в 1980-м. Таким образом, английские «олигархи» были вынуждены поделиться с обществом тем богатством, которое им «надуло ветром».

Аналогия с российскими реалиями напрашивается сама собой. Введение единовременного налога на итоги приватизации (компенсационного налога) может положить начало постепенному процессу реабилитации в глазах общества крупных доходов и состояний, укрепить уважение к институту собственности. Речь идет о специальном законе, который должен приниматься в «пакете» с законами об амнистии участников приватизационных сделок, а также, возможно, и о налоговой амнистии. Бюджетные доходы от такого налога должны быть направлены на решение наиболее острых социальных проблем, например, проблемы бедности.

Данный пакет законов мог бы удовлетворить как российское общество, так и крупный бизнес, который в обмен на компенсацию получил бы гарантии безопасности. В таком случае историю приватизации можно было бы считать «перевернутой страницей» российской политики. Впервые подобный подход был сформулирован Григорием Явлинским и опубликован в России и за рубежом летом-осенью прошлого года, затем об этом множество раз говорилось представителями «Яблока» в публичных дебатах во время избирательной кампании 2003года. Теперь идея появилась на страницах недавно принятой программы блока «Родина». Не исключено, что в ближайшее время она будет поддержана другими силами и найдет понимание в российском политическом классе.

Фактически речь идет о цивилизованной альтернативе нынешнему тупиковому противостоянию власти и бизнеса, кульминацией которого является «дело ЮКОСа».

Бизнесу в нашей стране нужно быть уверенным в завтрашнем дне; обществу надо решать социальные проблемы. Власти в конечном счете нужна стабильность, которая немыслима без хотя бы минимального общественного консенсуса. В атмосфере бесконечного страха перед «наездами», искусного разжигания социальной вражды стабильность установиться не может. А значит, не могут установиться и те стабильные отношения (институты), которые способны на длительную перспективу уберечь страну от развала.

Полный текст статьи С.Митрохина, опубликованной 27 июля в "Независимой газете" под названием "Государству в борьбе с олигархами пригодится английский опыт".

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Независимая газета

Сергей Митрохин

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]