[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Как сыграть на понижение
"Московские новости", 19 ноября 2004 года
Федеральная антимонопольная служба начала атаку на тех, кому мы обязаны высокими ценами на бензин. Но достаточно ли этих усилий? Кажется, процесс зашел слишком далеко. Цены на бензин уверенно растут не только там, где рынок монополизирован. Скажем, в Петербурге, где достаточно развита бензиновая конкуренция, ценники тоже меняются на глазах.

Аналитики называют некоторые меры, которые могут сдержать рост цен.

В инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" считают, что необходимо изменение налоговой политики, которое стимулирует строительство нефтеперерабатывающих заводов (их явно не хватает).

В Минприроды и Минэкономразвития говорят о необходимости создания дополнительных трубопроводных мощностей, отсутствие которых ограничивает добычу нефти.

В Московской топливной ассоциации полагают, что ограничение экспорта нефти (путем снижения экспортных квот, выдаваемых Минпромэнерго) увеличило бы ее количество на внутреннем рынке.

Эксперты "Яблока" заявляют, что нужно пересмотреть существующий механизм формирования акцизов, включаемых в цену товара. Ведь в соответствии с мировой практикой акциз - это налог на предметы роскоши и плата за вредные привычки, и потому традиционно подакцизные товары - это, скажем, алкоголь и табак. Бензин же надо вывести из этого списка - что сразу повлияет на цены.

Наконец, заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов еще в сентябре говорил о возможности государственных закупок нефти с последующей их продажей в стране (правда, о реализации этого предложения так и не слышно)...

И все же действенность вышеназванных мер вызывает сомнения. Ведь если цены на бензин растут впятеро быстрее инфляции, значит, к нормальной экономике это не имеет никакого отношения: перед нами аномальная экономика и противоестественные монополии. В этой ситуации "невидимая рука рынка", которая должна все расставить по местам и все сама отрегулировать, оказывается бессильной

Значит, выход один: государство должно регулировать цены на бензин. Этот товар особо важен для экономики, и потому неконтролируемый рост цены на него приводит к крайне негативным последствиям для рынка в целом.

Предвижу возражения оппонентов, которые скажут: как только государство начнет регулировать цены, тут же появится дефицит. Но ведь электроэнергия, газ, вода, слава богу, пока не в дефиците, хотя цены на них государством регулируются.

Речь вовсе не о том, чтобы в приказном порядке установить низкие цены на бензин. Речь о том, чтобы (как это имеет место при регулировании цен на электроэнергию или воду) провести экономический анализ затрат и открыто установить цены так, чтобы продавцы оставались с прибылью. С прибылью, а не сверхприбылью, вызванной исключительно их монопольным положением.

Речь может идти также об ограничении нормы прибыли или об ограничении рентабельности - методов существует множество.

Конечно, вопрос такого регулирования не является простым. В разных регионах - разные продавцы и разные условия. Разработка механизма экономической экспертизы потребует времени и сил. Попытка введения госрегулирования неминуемо натолкнется на жесточайшее сопротивление королей бензоколонок, и в дело будут вовлечены все их пропагандистские возможности.

Однако ждать, что бензиновая проблема рассосется сама собой, бесполезно.

Либерализм - это не тогда, когда ты платишь столько, сколько с тебя за товар запросят. А когда ты платишь столько, сколько товар стоит. В России, к сожалению, слишком часто путают первое со вторым

"Московские новости", 19 ноября 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]