[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Анатолий Гловацкий
Изобретательская общественность изумлена
Есть ли стыд и совесть у сановных псевдоизобретателей, которые изобрели чушь, взяли на нее патент, а потом сами себе же его и продали?
Специально для сайта «ЯБЛОКА» , 29 ноября 2004 года
Несколько лет назад многие средства массовой информации писали о том, что удельные капитальные затраты на сооружение Московской кольцевой дороги превысили все характерные для такого строительства нормы, в том числе и зарубежные. Помнится, что шума было много, но только им тогда все и закончилось.

Но оказалось, что многие вопросы, относящиеся к особенностям строительства и обслуживания Московского транспортного мегаполиса, еще и запатентованы. Патент носит название «Транспортный комплекс мегаполиса и способ регулирования и разгрузки пассажирских, грузопассажирских и грузовых потоков транспортного комплекса мегаполиса».

Обращает на себя внимание то, что содержащиеся в описании и формуле патента особенности сооружения транспортных развязок содержат название районов, пересечений железнодорожных и автомобильных магистралей, улиц, мостов и даже пешеходных переходов. Они являются характерными лишь для Москвы и не могут быть воспроизведены в других регионах. Поэтому нет никакого сомнения в том, что патент взят лишь для того, чтобы получить по нему авторское вознаграждение.

Бросаются также в глаза грандиозные, достойные рекорда Гинесса, размеры описания этого патента. Его текст с формулой и 230-ю (!) чертежами и схемами занимает более 250-ти (!) страниц машинописного текста. Видимо, столь внушительным его объемом авторы как бы подчеркивали масштабность осуществленного строительства транспортных развязок столицы, а также стремились оправдать предстоящее получение по нему такого же баснословного по размерам авторского вознаграждения. Ведь согласно постановлению Совета Министров Российской Федерации N 648 «О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых действующими на территории Российской Федерации авторскими свидетельствами на изобретения и свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения» это вознаграждение больше не имеет верхнего предела.

Кто же авторы столь необычного продукта «творческого» мышления? Они по своему общественному и служебному положению подстать солидному объему изобретения: почти все крупные хозяйственные руководители, доктора наук и даже академики общественных российских академий.

Авторский список возглавляет президент ОАО корпорации «Транстрой» академик Общественной Российской инженерной академии (ОРИА) Брежнев В.А. За ним следуют заведующий кафедрой тоннели и метрополитены Московского института инженеров железнодорожного транспорта (выпускником которого, кстати, являлся нышешний Генеральный директор Роспатента академик ОРИА и Общественной Академии естественных наук (АЕН) А.Корчагин), академик ОРИА Гусев Б.В., мэр Москвы академик ОРИА Лужков Ю.М., а также бывший 1-й его заместитель, а ныне представитель столицы в Совете Федерации Никольский Б.В. Ну а замыкает список бывший начальник отдела строительства бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы, а ныне патентный поверенный академик ОРИА и АЕН Селиванов Н.П.

Однако, несмотря на столь солидный авторский коллектив и объем патента, он не выдерживает никакой критики. Создается впечатление, что весь его текст был переписан из отчета по законченной научно-исследовательской работе какого-то НИИ или ТЭО проектного института, и без всякой корректировки и правки направлен на экспертизу с просьбой признать его изобретением и выдать патент. При этом выводы отчета, преобразованные в 25 пунктов формулы этого псевдоизобретения, не отличаются новизной и не имеют изобретательского уровня. Помимо этого, они содержат описание хозяйственной деятельности, что в соответствии с Патентным законом РФ не могло быть признано изобретением.

Более того, некоторые пункты формулы этого горе-изобретения звучат так, как будто бы они переписаны из должностных производственных инструкций для дорожно-строительных рабочих, инспекторов ГИБДД и даже уборщиков мусора. Например, как, когда и чем подметать дорогу летом, в какую сторону сгребать с нее снег зимой, нужно ли очищать ее от грязи и мусора, следует ли мыть дорожные знаки и т. д. и т. п. Но, несмотря на это, экспертиза Роспатента, в который раз продемонстрировав изумленным новаторам страны свою вседозволенность, беспринципность и алчность, очередную галиматью сановных псевдоизобретателей изобретением все таки признала и выдала на нее патент.

Вот какие «глубочайшие» результаты «творческого» вдохновения авторов в нем содержатся:

(п. 19): « ...в процессе эксплуатации транспортного мегаполиса Москвы по крайней мере периодически... производят реконструкцию по крайней мере части магистрали транспортного комплекса и/или строительство новых магистралей и/или искусственных инженерных сооружений...»;

(п. 20): «... разгрузку транспортных потоков обеспечивают путем увеличения пропускной способности магистралей и искусственных сооружений за счет увеличения ширины проезжей части…, а между проезжими частями магистрали размещают разделительную полосу...» ;

(п. 21): « ... в зонах расположения мостовых переходов через реку Москва на трассе кольцевой магистрали у села Беседы и у села Спас рядом с существующими мостами возводят новые мосты, существующие мосты реконструируют, а в зоне расположения мостового перехода через канал им. Москвы на трассе кольцевой магистрали у г. Химки рядом с существующим мостом возводят новый мост, а существующий мост демонтируют и на его месте возводят новый мост...»;

(п. 23): «... осуществляют с обеспечением круглосуточного бесперебойного и безопасного функционирования магистралей путем периодической очистки от пыли, грязи, снега, льда дорожного полотна, дорожных знаков, поддержания в рабочем состоянии всех видов сигнализации, в том числе систем регулирования потоков транспорта, операции по выполнению ремонта, и/или реконструкции, и/или восстановления земляного полотна, и/или дорожной одежды, … реконструируют и/или возводят новые посты ГИБДД...»;

(п. 24): «В процессе эксплуатации магистрали выявляют и устраняют обнаруженные дефекты путем производства мелкого или текущего ремонта, который осуществляют без перерыва движения транспорта путем выгораживания подлежащих ремонту участков, перевода движения на смежные полосы и восстановления движения транспорта после завершения производства работ, а также выполняют регулярные работы по очистке проезжей части магистрали искусственных сооружений в ее составе, технологический комплекс которых назначают в соответствии с сезоном эксплуатации и подразделяют на зимнюю и летнюю уборки...»;

(п. 25): «... зимнюю уборку магистрали осуществляют путем обработки проезжей части хлоридами и/или сдвиганием снега с проезжей части к обочинам ... летнюю уборку дороги осуществляют путем мойки асфальтобетонного покрытия проезжей части… Не реже двух раз в сутки производят подметание и не реже одного раза в сутки очистку от мусора контейнеров и урн... бригадами рабочих из двух человек ...».

Читать формулу этого патента и не испытывать чувство стыда за высокопоставленных его авторов, решивших присвоить себе веками известные прописные истины и тысячелетиями выполняемые простым рабочим людом хозяйственные приемы и операции, невозможно. Разве понятие «реконструкция» придумано авторами только сейчас? Разве наши предки не знали, что пропускную способность автодорог следует увеличивать за счет ширины проезжей части? Неужели до сих пор не было известно, что через реки необходимо либо строить новые мосты, либо реконструировать старые? В чем же экспертиза нашла мировую новизну и изобретательский уровень этих хозяйственных приемов? Вопрос отнюдь не праздный.

Очень бы хотелось также узнать, каковы были размеры авторского вознаграждения по этому патенту? Однако все мои попытки выяснить это потерпели крах. Повсеместно, отнюдь без улыбок, но с металлом в голосе, мне давали понять: такие сведения относятся к разряду коммерческой тайны и разглашению не подлежат. Поняв, что меня могут, в конце концов, наказать за чрезмерное любопытство, интересоваться этим вопросом я прекратил, хотя, к слову сказать, в бывшем СССР никакой тайны из этого не делалось. Все сведения о внедренных изобретениях и величине достигнутого экономического эффекта, по которому всегда можно было определить размеры авторского вознаграждения, не только тщательно учитывались, но и публиковались. Именно на основании этих публикаций осуществлялся перенос новаторских достижений с одного предприятия на другие. И если сегодня эти сведения засекречены и тщательно скрываются, значит, в этом кто-то сильно заинтересован. Но кому это надо? - задаю я сам себе риторический вопрос.

***

Знакомство с патентом по транспортному мегаполису Москвы оставляет тяжелый осадок, создает ощущение безысходности и неверия, что в деятельности Роспатента российские власти в состоянии что-то исправить. Не верится, что когда-нибудь и кто-нибудь отважится прогнать оттуда, прочно усевшихся в уютных, мягких креслах, но давно уже потерявших всякий стыд и совесть, чиновников.

Но как такие «творческие» находки высокопоставленных авторов смогли пробиться через государственную экспертизу Роспатента? Ответ простой: многим обитателям этого ведомства давно затмило разум стремление к наживе, о чем я уже неоднократно писал в своих публикациях. Платили бы деньги, и там признают изобретением любую чушь и белиберду.

Рассматриваемый же случай можно квалифицировать, как обыкновенное коллективное плутовство. Думаю, что не сильно ошибусь, если представлю, как оно происходило. Сначала академик ОРИА В.А.Брежнев с сотоварищами, такими же как и он, академиками, подает заявку на изобретение о том, что магистраль регулярно очищают от пыли, грязи, снега и льда, сдвигая зимой снег на проезжей части к обочине, а летом, промывая асфальт и дорожные знаки водой … Затем эту "гениальную" мысль тщательно анализируют академик нескольких академий Генеральный директор Роспатента А. Корчагин и член-корреспондент ОРИА заместитель директора Федерального института промышленной собственности В. Джермакян. Усмотрев в мыслях заявителей «несомненную мировую новизну», они (или по их указанию) решают заявку изобретением признать и патент авторам выдать.

Далее события принимают и вовсе детективный оборот. Свой горе-патент авторы переуступают (кому бы вы думали?) - как ни странно, все той же Общественной Российской инженерной академии. На каких условиях и за какую сумму академики передали (читай - продали) свой патент фактически самим же себе установить, конечно же, невозможно, поскольку это, как уже было сказано, является величайшей коммерческой тайной. Зато доподлинно известно, что находящийся в числе соавторов патента академик Б. Гусев, как раз и является президентом этой академии. И это, как мне кажется, уже не столь невинные шалости наших сановных «новаторов», облачившихся в академические мантии.

Хочется крикнуть: «что же вы делаете, господа псевдоизобретатели и эксперты из Роспатента? Когда же вы перестанете позорить нашу матушку Россию?» Ведь подобными «новинками» сегодня буквально забит Государственный реестр отечественных изобретений! Но кому и куда кричать, если все мои острейшие и полные отчаяния публикации и докладные записки не слышат ни Роспатент, ни Госдума, ни Совет Федерации, ни председатель правительства, ни президент?

Специально для сайта «ЯБЛОКА» , 29 ноября 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]