[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

 

II.1. Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов»

 

После направления Президентом РФ в Государственную Думу проекта Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов» в парламенте была создана рабочая группа при комитетах по международным делам и по обороне, состоящая из депутатов Государственной Думы и представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Рабочая группа разработала новый текст законопроекта и обратилась в Совет Государственной Думы с просьбой направить его Президенту РФ в качестве предложения для возможного последующего внесения в Государственную Думу с одновременным отзывом ранее направленного законопроекта.

В сопроводительном письме на имя Президента РФ сообщалось, что предложенный законопроект не вторгается в суть положений Договора и не выдвигает каких-либо дополнительных условий для другой Стороны по вступлению Договора в силу, как это имело место в законе о ратификации Договора СНВ-2. В документе отмечается, что концепцией законопроекта является консолидация действий исполнительной и законодательной власти РФ в выборе такой стратегии реализации положений Договора о СНП, которая на всем периоде его действия в максимально возможной степени обеспечила бы решение задачи ядерного сдерживания, а также заложила основы новых договоров в этой области.

Статья 1 представленного законопроекта устанавливает сам факт ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договора о СНП).

Статья 2 определяет, что реализация Договора осуществляется на основе следующего:

1) поддержание потенциала СЯС РФ, необходимого для обеспечения национальной безопасности России, в том числе с учетом динамики развертывания ПРО США;

2) поддержание боеготовности СЯС РФ при любом развитии стратегической обстановки, сохранение и развитие необходимых лабораторно-технической базы и производственных мощностей;

3) приоритетное финансирование СЯС РФ, мероприятий по сохранению и развитию необходимых лабораторно-технической базы и производственных мощностей, а также работ по безопасной утилизации и ликвидации стратегических наступательных вооружений и выполнению Договора о СНП и Договора СНВ-1;

4) сокращение подпадающих под действие Договора о СНП стратегических наступательных вооружений (СНВ) РФ при сохранении их в боевом составе в течение максимально возможного срока их эксплуатации;

5) обеспечение безопасных условий эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации СНВ РФ;

6) эффективное использование, совершенствование и развитие системы контроля и мер доверия, установленных Договором СНВ-1, в том числе национальных технических средств контроля РФ за соблюдением США Договора о СНП и Договора СНВ-1, мер обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при сокращении СНП наряду с другими возможными дополнительными мерами.

Статья 4 предусматривает право выхода (в соответствии со статей IV Договора о СНП) из него при возникновении исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы Российской Федерации. К таким обстоятельствам могут относиться: существенное нарушение другой Стороной обязательств по Договору; развертывание другим государством или группой государств системы ПРО, способной снизить эффективность СЯС РФ; наращивание другим государством или группой государств СНВ либо принятие ими решений в области военного строительства, которые могут создать угрозу высшим интересам Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах Президент РФ:

1) принимает политические, дипломатические и иные меры по устранению исключительных обстоятельств или нейтрализации их последствий;

2) обеспечивает проведение срочных консультаций с палатами Федерального Собрания РФ. С учетом результатов таких консультаций Президент РФ принимает решения, касающиеся Договора о СНП и Договора СНВ-1, с внесением в палаты при необходимости предложений, предусмотренных Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

Депутат ГД от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов при подготовке законопроекта в составе рабочей группы внес поправку, предусматривающую, что при осуществлении приоритетного финансирования СЯС главным из них является ускоренное оснащение стратегических ядерных сил Российской Федерации ракетными комплексами «Тополь-М».

Внесение поправки объяснялось тем обстоятельством, что названный ракетный комплекс разработан и испытан уже после распада СССР и только на предприятиях РФ, что позволяет проводить его дальнейшую модернизацию, в том числе и создание ракетного комплекса с РГЧ.

Однако поправка А.Г. Арбатова не была принята и не вошла в текст проекта закона.

В процессе работы над законопроектом в составе рабочей группы депутаты ГД от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов и В.П. Лукин внесли поправку, предусматривающую осуществление реализации Договора на основе эффективного использования мер контроля над сокращениями СНП в условиях, оговоренных Договором СНВ. Последний договор реализуется в настоящее время и позволяет иметь достоверную информацию о ликвидации и утилизации СНВ.

Однако и эта поправка не была принята.

9 марта 2003 г. Президент РФ В.В. Путин представил в Государственную Думу на ратификацию разработанный рабочей группой проект федерального закона о ратификации Договора о СНП.

Несмотря на то, что поправки фракции «ЯБЛОКО» не были приняты, фракция поддержала принятие закона о ратификации СНП.

Договор был ратифицирован 14 мая 2003 г.

Вместе с ратификацией Государственной Думой было принято еще два постановления с соответствующими заявлениями, тесно связанными с Договором о СНП и выходом США из Договора по ПРО 1972 г.

Первое из них можно условно назвать заявлением для «внешнего потребления», а второе – для «внутреннего». Остановимся на каждом из них подробнее.

Первое Заявление Государственной Думы называется «Об обеспечении поддержания боевой готовности и развития стратегических ядерных сил Российской Федерации». В нем отмечается, что Государственная Дума, принимая Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов», считает, что СЯС РФ являются и будут оставаться основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Далее подчеркивается, что в связи с этим реализация Российской Федерацией положений Договора о СНП, а также разработка и выполнение возможных новых международных договоров РФ в области сокращения и ограничения стратегических наступательных потенциалов и вооружений СЯС РФ должны осуществляться таким образом, чтобы боевые возможности и потенциал СЯС поддерживались на уровне, гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства или группы государств в любой военно-стратегической обстановке.

Кроме того, в заявлении говорится, что в условиях выхода США из Договора по ПРО особое внимание необходимо уделить поддержанию в установленной степени готовности и совершенствованию (российской) системы ПРО и всех ее компонентов, особенно системы раннего предупреждения о ракетном нападении и ее космической составляющей, а также совершенствованию комплексов средств преодоления противоракетной обороны.

Это положение можно назвать спорным, так как эффективность системы ПРО Москвы (так называемый комплекс А-135) была невысокой даже в годы ее ввода в строй (1970–1980 гг.), а в настоящее время она еще существенно снизилась. Система не обеспечивает защиты даже от третьих ракетно-ядерных держав, а тем более совершенно неэффективна против США. Ее поддержание в ответ на выход США из Договора по ПРО и развитие новой американской системы ПРО – это бесперспективный и затратный путь укрепления безопасности. В то же время правильно поддерживать в установленной степени готовности и совершенствовать информационную составляющую системы ПРО, то есть РЛС и спутники предупреждения, комплексы системы управления, равно как и системы преодоления вероятной американской ПРО.

Государственная Дума обратилась к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой поручить Правительству РФ:

1) осуществлять планирование сокращения охватываемых Договором о СНП стратегических наступательных потенциалов и вооружений стратегических ядерных сил Российской Федерации в таком порядке, чтобы в максимальной степени использовать их стратегический наступательный потенциал и возможности технического ресурса;

2) безотлагательно рассмотреть причины банкротства отдельных предприятий оборонно-промышленного комплекса, занятых в разработке и производстве вооружений для стратегических ядерных сил Российской Федерации, оценить последствия банкротства для обеспечения поддержания боевых возможностей и потенциала стратегических ядерных сил на требуемом для гарантированного обеспечения безопасности уровне и принять необходимые меры по восстановлению деятельности таких предприятий;

3) в 2003 г. разработать и ввести в действие комплекс мер по совершенствованию государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса и их объединений, контролю и оптимизации ценовой политики в отношении энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих элементов, производимых предприятиями-монополистами, а также мер по оптимизации тарифов железнодорожных перевозок и налогообложения работ, услуг в сфере государственного оборонного заказа в целях снижения расходов на его выполнение;

4) в месячный срок после уточнения основных параметров программы развития, охватываемых Договором о СНП стратегических наступательных потенциалов и вооружений СЯС РФ, разработать для внесения в ГД проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации», а после вступления в силу соответствующего федерального закона обеспечить его безусловное исполнение;

5) в III квартале 2003 г. разработать для внесения в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы в целях обеспечения усиления контроля и повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также восстановлению деятельности предприятий, которые необходимы для обеспечения вооружением стратегических ядерных сил РФ и на которых введено внешнее управление;

6) в IV квартале 2003 г. завершить уточнение и согласование с органами государственной власти субъектов РФ планов эффективного использования высвобождаемых в связи с расформированием (передислокацией) войсковых частей СЯС РФ фондов инфраструктуры их базирования, а также планов обеспечения рабочими местами (программ занятости) лиц, оставшихся для временного или постоянного проживания в бывших военных городках.

Во втором Заявлении «О позиции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам сокращения стратегических наступательных потенциалов и мерах по координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области сокращения стратегических наступательных потенциалов» ГД отмечает, что, несмотря на выход США из Договора по ПРО, заключение Договора о СНП является крупным внешнеполитическим шагом на пути уменьшения ядерной опасности и укрепления стратегической стабильности в мире.

Заключение Договора о СНП, как отмечается, убедительно свидетельствует о решимости России и далее последовательно выполнять обязательства, закрепленные в статье VI ДНЯО, продолжать развивать отношения между РФ и США на основе принципов взаимной безопасности, сотрудничества и доверия.

Государственная Дума считает важным факт подтверждения Россией и США приверженности своим обязательствам по Договору между СССР и Соединенными Штатами о СНВ. Контрольные процедуры, предусмотренные этим Договором, а также их уточнение должны обеспечить необходимую взаимную информированность о стратегических наступательных потенциалах Сторон при выполнении Договора о СНП. В связи с этим Дума полагает объективно необходимым решение в максимально короткие сроки всех спорных вопросов, связанных с выполнением Сторонами Договора о СНВ.

Государственная Дума придает большое значение скорейшему началу деятельности Двусторонней комиссии по выполнению Договора о СНП и полагает, что первоочередными в ее работе могли бы стать следующие задачи:

а) достижение Сторонами взаимопонимания относительно порядка сокращения стратегических ядерных боезарядов до установленного Договором о СНП суммарного количества, не превышающего 1 700–2 200 единиц;

б) достижение Сторонами согласия в том, что процесс сокращения стратегических наступательных потенциалов должен быть последовательным, равномерным и проходить в условиях сотрудничества, доверия и необходимых для обеспечения взаимной безопасности Сторон открытости и предсказуемости;

в) достижение Сторонами взаимопонимания относительно порядка засчета стратегических ядерных боезарядов в их стратегические ядерные потенциалы;

г) согласование на основе положений Договора о СНВ мер доверия, степени открытости и предсказуемости при сокращении стратегических наступательных потенциалов в соответствии с Договором о СНП, в том числе достижение договоренности о регулярном обмене информацией о проведенных и планируемых на определенный срок сокращениях стратегических наступательных потенциалов.

Также Дума считает необходимым согласование в максимально короткие сроки предусмотренных майскими договоренностями 2002 г. мер, направленных на укрепление доверия и повышение степени открытости в области систем ПРО с учетом взаимосвязи возможностей стратегических наступательных и оборонительных вооружений и нового характера отношений между РФ и США в стратегической сфере, а также на развитие российско-американского сотрудничества на основе принципов взаимной безопасности и доверия в области систем противоракетной обороны.

ГД призывает все государства, которые обладают ядерным оружием, присоединиться к процессу нераспространения и сокращения таких вооружений. На этом пути, по мнению депутатов Государственной Думы, могли бы быть сделаны следующие первые шаги:

– введение запрета на размещение ядерного оружия и баз его развертывания за пределами территорий государств, обладающих таким оружием;

– прекращение наращивания количества ядерных боезарядов;

– выработка многосторонних мер, направленных на укрепление доверия и повышение степени открытости, а также согласование единой стратегии нераспространения и сокращения ЯО;

– совершенствование международных правовых механизмов влияния Организации Объединенных Наций и других международных организаций на политику нераспространения ядерных вооружений.

Государственная Дума считает неоправданным и не отвечающим характеру современных российско-американских отношений размещение ТЯО США за пределами национальной территории. Кроме того, в условиях активизации международного терроризма это создает на территории Европы зону повышенного ядерного и экологического риска.

Для придания процессу сокращения стратегических наступательных вооружений необратимого характера ГД РФ призывает Соединенные Штаты и другие государства ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Государственная Дума обращает внимание мировой общественности на то, что разработка и развертывание Соединенными Штатами Америки полномасштабной НПРО и возможное использование для ее целей новых систем, в том числе основанных на новых физических принципах, могут разрушить сохраняющуюся в течение многих десятилетий систему стратегической стабильности в области ядерных вооружений.

В соответствии с вышесказанным Государственная Дума обратилась к Президенту Российской Федерации В.В. Путину со следующими предложениями:

– определить основные проблемы реализации Договора о СНВ, которые необходимо решать в рамках Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям и Двусторонней комиссии по выполнению Договора о СНП, в том числе установить промежуточные этапы и уровни сокращения стратегических наступательных потенциалов, а также перечень требующих отмены или уточнения положений Договора о СНВ, которые могут препятствовать оптимальному развитию СЯС РФ в условиях реализации Договора о СНП;

– согласовать с Соединенными Штатами Америки необходимую для обеспечения предсказуемости действий Сторон в условиях реализации Договора о СНП степень взаимной открытости планов формирования группировок СЯС РФ и стратегических наступательных вооружений США;

– включать представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в состав Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по оборонной безопасности;

– поручить Правительству РФ создать с участием представителей соответствующих комитетов палат Федерального Собрания РФ специальную межведомственную комиссию по вопросам выполнения Договора о СНП, изучения влияния реализации США планов по развертыванию НПРО на боевые возможности СЯС РФ, выработки при необходимости рекомендаций по выполнению Россией Договора о СНП и подготовки предложений по заключению новых международных договоров РФ в области ЯО;

– включать представителей ГД в качестве наблюдателей в состав делегаций Российской Федерации на консультациях и переговорах по вопросам выполнения Договора о СНП, подготовки и заключения новых международных договоров Российской Федерации в области ядерных вооружений.

Выступая на закрытом заседании ГД по этому вопросу от лица «ЯБЛОКА», А.Г. Арбатов говорил о недостатках и достоинствах Договора о СНП. К числу серьезных недостатков депутат отнес, в частности, следующие: неясен предмет Договора: название документа «О сокращении стратегических наступательных потенциалов», а потолки установлены по ядерным боезарядам; нет этапов и графика сокращений; нет правил засчета боезарядов по разным видам сокращаемых носителей; нет процедур ликвидации и демонтажа вооружений и нет системы контроля и проверки выполнения Договора. Таким образом, нет всего того, что отличает Договор от «соглашения о намерениях сторон».

К достоинствам Договора, отмечал А.Г. Арбатов, относится то, что он дает шанс в последующем решить эти вопросы на соответствующем переговорном форуме. В этом плане в составе рабочей группы по Договору представители «ЯБЛОКА» внесли многие из положений, включенных в оба заявления Думы. Кроме того, без Договора США могут и далее сохранять свои силы на нынешнем уровне 6 – 7 тысяч боезарядов, а по Договору так или иначе берут обязательство сократить их до 2 200 единиц. Россию Договор никак не связывает и не ограничивает, поскольку по решениям руководства страны 2000–2001 гг. ее СЯС в любом случае при установленном финансировании снизятся с 5 тысяч до 1 000–1 500 единиц или даже меньше. Поэтому, исходя из принципа: «лучше, чем ничего», фракция «ЯБЛОКО» поддержала ратификацию Договора о СНП и оба заявления Государственной Думы.


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

2001-2004 Москва,
эпицентр

Оформление: amberclub.ru