[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

 

V.5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год»

 

26 августа 2003 г. Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год». Основные характеристики представленного проекта бюджета:

– валовый внутренний продукт (ВВП) – 15 300 млрд руб.;
– доходы – 2 742 850,4 млн руб.;
– расходы – 2 659 447,0 млн руб.;
– профицит – 83 403,4 млн руб.

По сравнению с показателями федерального бюджета 2003 г. показатели 2004 г. выросли:

– по ВВП – в 1,172 раза;
– по доходам – в 1,137 раза;
– по расходам – в 1,134 раза;
– профицит – в 1,155 раза.

Таким образом, темпы относительного роста ВВП замедлились по сравнению с 2003 г., когда они составляли 1,187 раза.

Темпы относительного роста доходов федерального бюджета несколько увеличились по сравнению с 2003 г., когда они составляли 1,134 раза.

Темпы относительного роста расходов федерального бюджета замедлились по сравнению с 2003 г., когда они составляли 1,204 раза.

Темпы относительного роста профицита увеличились по сравнению с 2003 г., когда он уменьшился по сравнению с 2002 г. в 2.47 раза.

Оборонные расходы были представлены в трех разделах расходов федерального бюджета: «Национальная оборона», «Военная реформа» и «Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров».

Кроме того, в разделе «Социальная политика» были представлены расходы на пенсии военнослужащим.

Раздел «Национальная оборона»

Расходы по разделу «Национальная оборона» были предложены в сумме 411 472,6 млн руб., что составило 2,69% от ВВП (в 2003 г. этот показатель составлял 2,65%) и 15,49% от общих расходов федерального бюджета в целом (в 2003 г. этот показатель составлял 14,74%). Относительный рост расходов в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составил 19,4%, что несколько выше, чем рост расходов федерального бюджета в целом (13,4%).

На техническое переоснащение ВС (затраты на НИОКР, закупку вооружений и ВТ, ремонт вооружений и ВТ на предприятиях промышленности и строительство специальных объектов) было выделено 137 366 млн руб., что составило 33,38% от расходов на национальную оборону. В 2003 г. эти расходы составляли 117 909 млн руб. (34,22% от расходов на национальную оборону). Таким образом, доля затрат на техническое перевооружение несколько снизилось. При этом возросли затраты на проведение НИОКР (с 45 485,5 млн руб. до 51 900 млн руб.), несколько снизились затраты на закупку В и ВТ (с 55 200 млн руб. до 54 864 млн руб.), резко возросли затраты на ремонт В и ВТ на предприятиях промышленности (с 9 131,2 млн руб. до 21 795,7 млн руб.), несколько выросли расходы на специальное строительство (с 8 092,3 млн руб. до 8 806,3 млн руб.). Эти цифры говорят о том, что основные затраты в техническом переоснащении ВС было запланировано производить в сфере НИОКР, а также поддерживать соответствующий уровень надежности существующих ВиВТ за счет увеличения расходов на ремонт ВиВТ на предприятиях промышленности.

В то же время общепризнанно, что выделять всего 30–35% на техническое оснащение ВС недопустимо мало. Это ведет к моральному и физическому устареванию ВиВТ, сокращению доли новых вооружений и техники (со сроком службы 10 лет и менее) до 3–5%, что просто-напросто упраздняет Россию как передовую военной державу. Необходимо увеличить финансирование инвестиционных статей как минимум до 40–45% военного бюджета. Для достижения этих целей было бы целесообразным увеличить расходы на национальную оборону хотя бы до 3% от ВВП.

Некоторые особенности проекта бюджета в части обеспечения военнослужащих жильем и другими видами довольствия.

Обеспечение жильем. Капитальные расходы на решение жилищной проблемы в 2004 г. за счет всех разделов федерального бюджета запланированы в объеме 11,57 млрд руб., что позволит получить только 13,5 тыс. квартир в том числе:

– по гособоронзаказу – 5,07 млрд руб. на жилищное строительство 5,5 тыс. квартир для бесквартирных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

– по разделу «Военная реформа» – 3,5 млрд руб. на создание фонда служебного жилья 4,6 тыс. квартир (в настоящее время служебный фонд Минобороны России составляет 160 тыс. квартир, а необходимо – 520 тыс. квартир);

– по программе «Государственные жилищные сертификаты» – 3,0 млрд руб. на субсидии для получения 3,4 тыс. квартир, в том числе:

1,3 млрд руб. – по разделу «Военная реформа» на приобретение 1,5 тыс. квартир;

1,7 млрд руб. – по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» на приобретение 1,9 тыс. квартир.

Обеспечение военнослужащих жильем является основной нерешенной проблемой 2004 г. Сложившаяся в последние годы негативная тенденция уменьшения объемов жилья, получаемого Минобороны России за счет средств федерального жилья, для военнослужащих в проекте федерального бюджета на 2004 г. получила свое развитие. Если в 1999–2000 гг. удавалось получить около 28–29 тыс. квартир, то уже в 2003 г. объем уменьшился до 23 тыс. квартир, в проекте 2004 г. – всего 13,5 тыс. квартир. При этом только для стабилизации количества нуждающихся в жилье военнослужащих и недопущения роста их числа в 2004 г. Минобороны России необходимо получить около 30 тыс. квартир.

Предполагаемые объемы получения в 2004 г. жилья для военнослужащих Минобороны России не позволят реализовать решение, принятое на совещании членов Совета Безопасности РФ 11 мая 2001 г. и утвержденное Президентом РФ 18 июня 2001 г., о пересмотре Правительством РФ объемов финансирования строительства жилья для военнослужащих с целью обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих к 2010 г. Для решения жилищной проблемы к 2010 г. в соответствии с решением Совета Безопасности РФ от 11 мая 2001 г. с учетом выполнения задачи по формированию к 2015 г. фонда служебного жилья, Минобороны России в 2004 г. необходимо получить не менеe
33,5 тыс. квартир. При этом указанный объем не учитывает допущенного отставания в 2001–2003 гг.

Программа «Государственные жилищные сертификаты» является основным источником обеспечения жильем уволенных военнослужащих и практически единственным источником получения жилья гражданами, уволенными с военной службы. Значительное уменьшение объемов выпуска сертификатов в 2004 г. не позволит своевременно обеспечить увольняемых военнослужащих, что в свою очередь может создать дополнительную нагрузку на федеральный бюджет, ввиду невозможности их расчета и необходимости для Минобороны России нести незапланированные расходы на их содержание.

Граждане, уволенные с военной службы, в настоящее время состоят в очереди на получение жилья в субъектах РФ по 10 лет и более.

Продовольственное обеспечение. Основные задачи продовольственного обеспечения будут выполнены в полном объеме при условии выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен продпайка из расчета 20 руб. в сутки и при стоимости общевойскового пайка 51,45 руб. в сутки.

Не обеспечивается законодательно установленная норма о выплате компенсации взамен продовольственного пайка из расчета его стоимости (ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), на что дополнительно требуется 6 736,1 млн руб.).

При этом проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» в очередной раз предусматривалось приостановление на 2004 г. действия указанной статьи в части выплаты и размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка.

В отличие от проектов федеральных бюджетов на предыдущие годы, когда в Государственную Думу в разделе «Национальная оборона» представлялось всего лишь 5 позиций (подразделы), в представленном проекте федерального бюджета на 2004 г. в разделе «Национальная оборона» представлено в открытом виде более 100 позиций (подразделы, целевые статьи и виды расходов).

Раздел «Военная реформа»

В представленном проекте федерального бюджета расходы на проведение военной реформы предлагалось резко снизить (с 15 800,3 млн руб. в 2003 г. до 7 245,6 млн руб. в 2004 г.).

Это говорит о том, что Правительство РФ не планировало дальнейшее сокращение численности ВС, так как на выплату выходных пособий увольняемым военнослужащим выделялось всего лишь 563 млн руб., что позволило бы уволить в 2004 г. порядка 28 тыс. офицеров и прапорщиков. Примерно такая же численность этой категории военнослужащих должна вступить в строй, в основном за счет выпускников военных и гражданских вузов.

Предлагалось также сократить расходы по этому разделу на строительство жилья для увольняемых военнослужащих с 1 1000 млн руб. до 5 281,5 млн руб. (более чем в два раза).

Раздел «Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров»

В федеральном бюджете на 2004 г. расходы по этому разделу снижены с 10 759,8 млн руб. в 2003 г. до 10 364,8 млн руб. в 2004 г. (на 4% меньше).

По этому разделу уровень расходов теперь зависит от тех 20 млрд долл. в течение 10 лет, которые «восьмерка» собирается выделить России для уничтожения оружия массового поражения. Если эти средства будут выделены и израсходованы по назначению, то расходы федерального бюджета по этому разделу будут минимальными. Здесь может возникнуть вопрос: включать ли эти средства в доходную часть бюджета, или они будут связаны с непосредственными поставками оборудования и материалов.

В современных условиях особую озабоченность вызывает большое количество (порядка 100 ед.) атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ, и хранящихся у пирсов с невыгруженными ядерными реакторами. Эти работы должны предусматриваться в подразделе «Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры», по которому предусмотрены расходы в проекте бюджета в размере 501,3 млн руб. (в 2003 г. было 768,3 млн руб.). Для утилизации хотя бы 15 таких лодок потребуется дополнительно не менее 2,5 млрд руб. Кроме того, необходимы средства для создания баз по хранению отработавшего топлива. Для этого потребуется не менее 1 млрд руб.

Но опять-таки вызывает удивление тот факт, что все расходы по целевым статьям и видам расходов остаются закрытыми (кроме расходов на реализацию Конвенции по уничтожению химического оружия).

Закон предусматривает изменение ряда норм законодательных актов Российской Федерации. В том числе в области обороны изменяются следующие правовые нормы:

1). Во изменение порядка, установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» статья 96 законопроекта устанавливает, что при увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, они имеют право на получение денежной компенсации вместо невыданных в год увольнения предметов вещевого обеспечения в размере стоимости этих предметов, в том числе за 2003 и 2004 гг. в размере не более 3 000 руб. ежегодно.

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2003 год» ограничение размера выплаты указанной денежной компенсации ограничивалось 3 000 руб. только для военнослужащих, проходящих военную службу. Военнослужащие, увольняемые с военной службы, должны были быть рассчитаны в полном объеме по задолженности за текущий и прошедшие годы службы.

Предложенное изменение нарушает установленный законодательством Российской Федерации объем обязательств государства перед гражданами, проходящими военную службу, нарушает существенные условия заключенных ими контрактов о прохождении военной службы и существенно ухудшает их материальное положение.

2). Предложено изменить установленный подпунктом «в» пунктом 3 статьи 38 и пунктом 2 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военной службы гражданами, зачисленными в военные образовательные учреждения профессионального образования, и заключения ими контракта о прохождении военной службы. Статья 98 проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» устанавливает, что указанные граждане приобретают статус военнослужащих по призыву и заключают первый контракт на последнем курсе обучения в указанных образовательных учреждениях.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» приостановлены действия следующих правовых норм в области обороны:

1). Действие абзаца пятого части второй статьи 5 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в части выплаты военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, денежной компенсации в размере стоимости путевки в лечебно-оздоровительные учреждения в случае ее непредставления несмотря на наличие медицинских показаний.

В качестве обоснования приводится аргумент, что вопросы предоставления военнослужащим путевок в данные учреждения урегулированы Федеральным законом «О статусе военнослужащих», средства на эти цели в бюджете выделены.

Однако Федеральным законом «О статусе военнослужащих» закреплено, что все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением. При этом независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и в размере 300 руб. на супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об ухудшении социального положения данной категории военнослужащих.

2). Продлено устанавливаемое ежегодно, начиная с 2001 г., приостановление действия подпункта «б» пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» в части предоставления права получения от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства. Ежегодно на реализацию данного права требуется 84,8 млрд руб.

3). Впервые приостановлено действие следующих положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»:

а) пункта 3 статьи 16 «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий» в части финансирования из федерального бюджета медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

Основанием для такого предложения Правительства России, по его мнению, является то, что медицинское обследование и лечебно-оздоровительные мероприятия для данной категории граждан проводятся в общем порядке оказания медицинских услуг населению, то есть за счет платежей на обязательное медицинское страхование либо со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ (для неработающих граждан), либо со стороны работодателей (для работающих граждан);

б) абзаца первого пункта 2 статьи 35 в части заключения контракта с гражданами, не проходившими военную службу до поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, после достижений ими 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения;

в) подпункта «в» пункта 3 статьи 38, устанавливающего продолжительность первого контракта, заключаемого с военнослужащим, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, в пять лет.

Предложение основано на том, что проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» предусматривается установление правовой нормы о заключении первого контракта с гражданами, зачисленными в военные образовательные учреждения профессионального образования на последнем курсе и на 10 лет.

5). Положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» (пункт 34 Приложения, позиция 34 Перечня):

а) продлено приостановленное (с 2003 г.) действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка, а также в части выплаты этой компенсации по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

б) приостановлено действие абзаца второго пункта 2 статьи 14 в части права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением увольняемых), на выплату денежной компенсации взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества и размеров выплаты данной компенсации для увольняемых.

Аргументация: Проектом федерального бюджета на 2004 г. устанавливается размер выплаты увольняемым военнослужащим не более 3 000 руб. за 2003 и 2004 гг.;

в) приостановлено действие пункта 7 статьи 15 в части отмены предоставления субсидий из средств федерального бюджета военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданам, уволенным с военной службы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) жилья;

г) продлено приостановление (с 2003 г.) действия абзаца второго пункта 14 статьи 15 в части отмены выплаты органами местного самоуправления денежной компенсации за счет средств федерального бюджета гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей за поднаем жилья до его предоставления;

д) приостановлено действие абзаца второго пункта 4 статьи 19 в части отмены возмещения расходов на профессиональную переподготовку отдельных категорий увольняемых военнослужащих.

Аргументация: В течении всего срока прохождения военной службы военнослужащие получают все виды денежных выплат за военную службу как особый вид государственной службы. При увольнении с военной службы им также выплачиваются все положенные виды выплат, которые не имеют работники гражданского сектора.

В условиях рыночной экономики, развития службы занятости при трудоустройстве по гражданским специальностям военнослужащие должны использовать накопленные профессиональные знания и навыки, и их трудоустройство должно осуществляться в общеустановленном порядке;

е) продлено приостановление (с 2003 г.) действия абзаца второго пункта 2 статьи 24 в части отмены предоставления льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.

6). Продлено приостановление (с 2003 г.) действия Федерального закона «О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации» (пункт 43 Приложения, позиция 43 Перечня).

Фракция «ЯБЛОКО» предложила возвратить законопроект для доработки в Правительство РФ, а для согласования выдвинутых предложений создать согласительную комиссию из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ для подготовки к принятию федерального бюджета на 2004 г. в первом чтении.

19 сентября 2003 г. Государственная Дума приняла проект федерального бюджета в первом чтении. Фракция «ЯБЛОКО» голосовала против принятия проекта федерального бюджета на 2004 г. в первом чтении.

Ко второму чтению заместитель председателя Комитета по обороне А.Г. Арбатов внес на рассмотрение Государственной Думы поправки, направленные на:

– увеличение расходов по разделу «Военная реформа» на 7 761 260,0 тыс. руб. за счет уменьшения расходов по разделу «Национальная оборона» (перевод расходов по Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на 2004–2007 годы» из раздела «Национальная оборона» в раздел «Военная реформа»);

– увеличение расходов на утилизацию и ликвидацию вооружений на 1 500 000,0 тыс. руб. (на увеличение расходов на утилизацию атомных подводных лодок) за счет уменьшения профицита бюджета;

– увеличение расходов на военную реформу на 3 500 000,0 тыс. руб. (на увеличение расходов на выплату выходного пособия увольняемым военнослужащим) за счет уменьшения профицита бюджета.

Ко второму чтению, которое состоялось 18 октября 2002 г., Правительство РФ рассекретило часть ведомственных расходов Министерства обороны РФ. К ним относятся:

Наименование расходов
Сумма, млн руб.
Строительство и содержание
Вооруженных Сил РФ, в т.ч.:
212 485,0
Ведомственные расходы на образование
333,0
Ведомственные расходы на здравоохранение
2 245,4
Обеспечение личного состава войск (сил), из них:
141 075,8
• денежное содержание гражданского персонала
44 197,2
• денежное довольствие военнослужащих
66 227,2
• продовольственное обеспечение военнослужащих
21 166,1
• вещевое обеспечение военнослужащих
4 730,5
• транспортное обеспечение при проезде в отпуск и на лечение
3 125,5
• обеспечение льгот и компенсаций
1 288,1
Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск (сил), из них:
55 246,5
• оплата и хранение спецтоплива и ГСМ
17 280,8
• транспортное обеспечение
7 500,8
• квартирно-эксплуатационные расходы
24 726,5
Строительство специальных и других объектов, из них:
11 929,5
• специальные объекты
8 092,3
• жилой фонд
435,0
• прочие объекты
3 402,2
Расходы военных (специальных) образовательных учреждений
32,9
Расходы по реформированию системы комплектования воинских должностей денежное довольствие военнослужащих преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, из них:
1 200,3
• денежное довольствие военнослужащих
14,9
• вещевое обеспечение военнослужащих
13,3
• обеспечение льгот и компенсаций
62,5
• транспортное обеспечение
27,4
• содержание и эксплуатация учебных объектов боевой и физической подготовки
20,6
• прочие расходы связанные с боевой подготовкой
146,0
• жилой фонд
538,3
• специальные объекты
117,5
• прочие объекты
218,7
НИОКР
45 485,5
Закупки вооружений и военной техники
55 200,0
Ремонт вооружений, военной техники на предприятиях
9 131,2

Таким образом, Правительство РФ выполнило одно из требований депутатов фракции «ЯБЛОКО» об открытии этой части расходов федерального бюджета.

11 декабря 2002 г. Государственная Дума приняла проект федерального закона в четвертом чтении.


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

2001-2004 Москва,
эпицентр

Оформление: amberclub.ru