[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Михаил Субботин
Отчёт Счётной палаты о проверке проекта СРП «Сахалин-2» за 2003-2004 годы
Специально для сайта «ЯБЛОКА», 21 февраля 2005 ода

Комментарий члена Экспертного совета Комитета по природным ресурсам Госдумы России Михаила Субботина

Это позорный документ. Хорошо, если дело только в непрофессионализме.

В любой стране, где инвестор захочет вложить «лишние» 2,5 млрд. долларов в национальную экономику, его будут благодарить, а Счётная палата обвиняет сахалинских инвесторов ни много, ни мало, как в нанесении ущерба (п.20 Выводов) стране: «Неограниченный рост расходов при отсутствии норм и предельных показателей, а также отставание темпов добычи углеводородов от первоначально запланированных, способствует сокращению соответствующей доли прибыльной продукции, средства от которой направляются на компенсацию затрат инвестора, объемов прибыльной продукции государства, налоговых отчислений и наносят экономический ущерб российской стороне».

Как будто инвестор сжег завод, а не построил его на свои деньги. Превышение сметы в 2,5 млрд. долл. составляет примерно 25% за 10 лет реализации проекта, т.е. грубо - по 2,5% в год. В стране, где за один 2004 год цены не бензин и продукцию металлургов выросли на 30%, подобное превышение ожидаемых расходов не является чем-то диковинным. В 70-е годы прошлого века, когда был построен знаменитый Трансаляскинский трубопровод за 7,7 млрд. долл., его стоимость выросла от первоначальной более чем в два раза. Всякие оценки стоимости инвестиционных проектов в начале и в конце стройки обычно существенно различаются, а в нефтяном бизнесе они тем более носят вероятностный характер, поскольку осуществляются в чрезвычайно рискованных горно-геологических условиях. Особенно на Сахалине с его сейсмоопасностью и полугодовым «погодным окном».

Кстати, хорошо бы авторам такого доклада знать, что затраты инвестора компенсируются не из прибыльной продукции, а из компенсационной, которая остается после уплаты роялти из полученного за год дохода. И выражение «неограниченный рост расходов» не имеет никакого смысла - ни экономического, ни логического. Вот уж, действительно, если неграмотность, то во всем.

В п.3 заключения Счётной палаты выражается сожаление, что разработка двух месторождений объединена в рамках одного проекта, а в п.10 утверждается прямо противоположное - жаль, что «Сахалин-1» и «Сахалин-2» разрабатываются раздельно: если бы они разрабатывались как одно целое, то было бы легче создать единую инфраструктуру. Мало того, что правая рука не ведает, что пишет левая, так еще и оба утверждения неправильны - авторы доклада просто не знают одного из ключевых элементов СРП - понятия «налоговой ограды» (ринг фэнс), а относительно пресловутой «совместной инфраструктуры» Минпромэнерго буквально несколько месяцев назад уже давало свои разъяснения в связи с появлением соответствующего Распоряжения М.Фрадкова. И дело тихо спустили на тормозах, поскольку вздорность подобных претензий была уже неоднократно квалифицированно опровергнута.

В пункте 11 заключения Счётная палата демонстрирует, что информация о том, что в ходе административной реформы функции уполномоченного органа по СРП перешли от МЭРТ к Минпромэнерго, прошла для нее стороной. И как Рип-Ван-Винкль, теперь с изумлением обнаружила, что МЭРТ оказывается в стороне...

Удивительные по бессмысленности выражения, типа «принцип раздела продукции СРП по проекту «Сахалин-2» не соответствует реальной экономике» (п.4), «настоящие условия добычи нефти снижают эффективность проекта и расчетные доходы государства» (п.13), «трудозатраты малоквалифицированных и низкооплачиваемых российских рабочих в Компании превосходят трудозатраты привлеченного к проекту высокооплачиваемого иностранного персонала» (п.17), «неограниченный рост расходов при отсутствии норм и предельных показателей» (п.20) или редакционные перлы («в противоречие постановления Правительства» (п.11)) дополняют безрадостную картину.

Налицо документ, где эмоции заменяют профессиональный анализ. Очевидно, что его появление не добавит России репутационного веса в мировом инвестиционном сообществе. Стыдно и обидно.

Недавно в США был принят Акт Сарбейнса-Оксли, где отдельный раздел посвящен защите корпоративных инсайдеров, выносящих сор из избы, - Павликов Морозовых большого бизнеса. Может и авторы доклада Счетной палаты - тоже герои невидимого фронта. Они прямо сообщают обществу, как извилист бывает ход мысли государственного чиновника. Чтобы у общества не было иллюзий…

Специально для сайта «ЯБЛОКА», 21 февраля 2005 ода

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Раздел "Яблоко и СРП"



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]