[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Елена Милашина
Весна все спишет
С 1 марта вступает в действие новый Жилищный кодекс. Квартирный вопрос закрыт
"Новая газета", 24 февраля 2005 года

В прошлом номере мы начали специальный проект «Закон бомжий», посвященный новому Жилищному кодексу. Рискуем предположить, что введение в действие этого регламентирующего документа в его нынешнем виде превзойдет по своим социальным последствиям печально известный закон о монетизации льгот.

Принцип прост: предлагаем читателям взять (купить или вывести с нашего сайта) окончательную редакцию Жилкодекса и вместе с нашими экспертами внимательно вникнуть в суть его основных статей и разделов. Понимаем, что разбираться в этом полуфабрикате — занятие не самое интересное. Но к этому предстоящему стихийному бедствию следует подготовиться. Помните, что жилье в нашей стране — не только крыша над головой. Отсутствие постоянного места жительства, по сути, лишает гражданина России всех прав, гарантированных Конституцией РФ.

В прошлом номере ведущий эксперт в жилищной сфере депутат Госдумы от «ЯБЛОКА» Галина Петровна ХОВАНСКАЯ показала, как государство с помощью этого кодекса в целях максимальной активизации жилищного рынка уходит от взятых перед гражданами обязательств, оставляя их наедине с совершенно дикими законами.

В этом выпуске Галина ХОВАНСКАЯ начинает подробный анализ содержания нового ЖК.

Прошу читателей обратить внимание на замечательную статью № 6. В этой статье говорится о том, что нельзя отнять те права, которые были у граждан, ничего не давая взамен. Именно благодаря этой статье федеральная власть не смогла произвольно расформировать очередь льготников, воспользовавшихся правом на улучшение жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Но 1 марта изменения коснутся и этих категорий граждан. Во-первых, для большинства очередников ликвидируется право на первоочередное и внеочередное получение жилья. Это право останется только у граждан, проживающих в аварийных домах или потерявших свое жилье в результате чрезвычайных ситуаций. Удалось отстоять право на внеочередное получение жилья для детей-сирот и тяжело больных людей (туберкулезников, онкобольных и т.п.). Все остальные категории граждан будут получать бесплатное жилье только в порядке общей очереди.

После 1 марта 2005-го в общую очередь на улучшение жилищных условий смогут попасть только малоимущие граждане. Кто это такие и по каким критериям определять, малоимущий вы или нет, — пока неясно, и в новом ЖК этот механизм не прописан*.

Важный момент, который вызывает много вопросов у граждан. Те, кто получит жилье после 1 марта, не сможет его приватизировать. Это будет так называемое жилое помещение по договору социального найма, то есть жилье, выделенное очереднику из государственного жилищного фонда. Ни продать, ни оставить по наследству, ни подарить и т.д. жилье по социальному найму невозможно: это собственность государства.

И здесь заключается огромная несправедливость по отношению к тем льготникам, которые встали в очередь до января 2005 года. Многие из них годами в этой очереди ждали квартиру. И сейчас оказались дискриминированы по сравнению с теми, кто получил квартиру от государства до «часа Х» (1 марта 2005-го. — Е.М.) и смог ее приватизировать, то есть оформить в собственность.**

Если бы государство сейчас не уклонилось от исполнения своих обязательств, то позволило бы тысячам граждан перейти из категории малоимущих в категорию имущих. Именно этот подход вызвал наиболее ожесточенные споры с разработчиками закона. Это грубейшее нарушение государственных обязательств по отношению к своим гражданам. Такое же, как сгоревшие вклады на сберкнижках у наших бабушек и дедушек.

Вернемся к ЖК. Двенадцатая статья кодекса, определяющая полномочия федеральной исполнительной власти в области жилищных отношений. Общее резюме статьи: как всегда в части установления правил игры федералы натянули одеяло на себя. Особо прошу обратить внимание на подпункты 5,6,7 этой статьи. В них говорится о том, что, кроме малоимущих, будут и другие категории граждан, имеющие право на получение жилья бесплатно (по соцнайму). Эти категории должны быть установлены федеральными законами, и я полагаю, что в «иные категории» вполне могут попасть все чиновники. Опасность этого велика, так как никаких ограничений на «использование служебного положения» в данном кодексе не прописано.

Прошу также обратить внимание на подпункт 8 статьи 12. Положение о том, что государственная власть может регулировать отношения собственников жилья в ТСЖ (товариществах собственников жилья) и ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), противоречит существующему законодательству, а значит, незаконно. Правоотношения собственников, которые ПОКУПАЮТ, а не получают от государства жилье, регулируются Гражданским кодексом и другими «специальными» законами.

Подпункт 8 — это не что иное, как вмешательство государства в порядок осуществления права собственности, попытка управлять и контролировать частную собственность. Но на комитете (Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. — Е.М.) отклонили мою поправку об исключении этого подпункта восемью голосами против двух.

Девятнадцатая статья нового Жилищного кодекса.

В пункте 3 этой статьи определяются виды жилищных фондов, в том числе в зависимости от целей использования. По новому кодексу их четыре: жилищный фонд социального использования (из него будут предоставлять очередникам жилье по соцнайму), специализированный фонд (к нему относятся служебное жилье, общежития, жилпомещения маневренного фонда и т.п.), жилищный фонд коммерческого использования (этот подпункт прописывает использование собственником жилья в коммерческих целях, например сдача в наем или в аренду).

В этом подпункте (4-м. — Е.М.) мне удалось убрать слово «частный», это слово не позволяло муниципалитетам и государству создавать свой коммерческий фонд жилья. Это означало бы прекращение таких программ, как, например, программы «Молодой семье — доступное жилье», продажа жилья очередникам на льготных условиях, строительство доходных домов и др.

Наконец, индивидуальный жилищный фонд.

Окончательная редакция этого подпункта не выдерживает критики. Во-первых, в третий подпункт, где говорится об ИНДИВИДУАЛЬНОМ жилищном фонде, то есть о частных собственниках, вписали еще и категорию «юридические лица». То есть название подпункта противоречит его содержанию. Во-вторых, то, как описывается этот фонд, требует другого определения (и оно предлагалось): жилищный фонд некоммерческого использования. Другими словами, некоммерческий жилищный фонд должен быть не только у граждан, но и у государства и муниципалитетов. Тогда этот фонд мог бы занять свою нишу между жильем по соцнайму, которое будет доступно только малоимущим, и коммерческим жилищным фондом, цены которого не под силу людям, не попадающим в категорию малоимущих, но и на квартиру (покупку, аренду на свободном рынке) не зарабатывающих.

Именно государство могло бы создать некоммерческий жилищный фонд, так как отличие коммерческого от некоммерческого — существенно. Цель некоммерческого жилищного фонда — не извлечение прибыли, а решение социальной проблемы — помощь людям, которые не малоимущие, но и не настолько имущие, чтобы было с чем выйти на рынок. Сама идея дешевых домов, квартиры в которых сдаются внаем, давно уже напрашивается, но в новом ЖК своего отражения не нашла. Моя поправка сначала была одобрена, но потом Крашенинников ее отклонил. Без разумных объяснений и альтернативы.

Вообще, разумного в новом ЖК маловато. До 1 марта осталось меньше недели, но только сейчас в авральном порядке идет работа над нормативной базой под этот закон. Она необходима, чтобы новый ЖК заработал. Я насчитала 16 позиций, по которым до 1 марта должны быть выпущены нормативные документы правительства. Вроде бы даже создан оперативный штаб, который отвечает за срочное написание методики применения новых норм Жилкодекса. Опять нет никаких обсуждений с экспертами, все делается келейно и на скорую руку.

* В новом ЖК меняются критерии, по которым предоставляется бесплатное жилье. В старом кодексе право на получение жилья имели все «нуждающиеся в улучшении жилищных условий». В новом кодексе, кроме квадратных метров, появляется еще один критерий — доход гражданина, позволяющий причислить его к категории малоимущего. Удалось убедить разработчиков, что критерием в этом случае не должен быть только доход гражданина. Поэтому введено еще одно основание — имущественный ценз. Это имущество, за которое гражданин платит налог, — земельные участки, недвижимость, машины и т.п.

** Еще раз акцентируем внимание: сроки бесплатной приватизации квартир, которые получены гражданами до 1 марта 2005 года, будут продлены до 1 января 2007 года. В отношении квартир, которые получены после 1 марта 2005 года, приватизация осуществляться не будет вообще.

В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ ПРОЕКТА:
1) Собственники и пользователи: кто в доме хозяин? Советы бывшим и будущим супругам, как избежать дискриминации, заложенной в 31-й статье нового Жилищного кодекса.
2) Почему Уполномоченный по правам ребенка г. Москвы идет в Конституционный суд.

"Новая газета", 24 февраля 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Галина Хованская

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]