[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский, политолог, эксперт Конституционного суда РФ
Империя наносит ответный удар
"Санкт-Петербургские ведомости", под заголовком "Воровать дозволяется только эмиссарам центра"?, 15 октября 2005 года

На проходившем в сентябре заседании комиссии по вопросам развития регионов Северного Кавказа полпред президента в Южном округе Дмитрий Козак вновь заявил о том, что необходимо резко ужесточить финансовый контроль федерального центра за регионами. «Необходима дифференциация степени самостоятельности регионов в зависимости от степени их развития. Чем больше ты зависишь от федерального центра, тем меньше должно быть у тебя самостоятельности», - заявил полпред, предложивший несколько уровней контроля за дотационными регионами.

Наиболее жесткую форму этот контроль должен получить там, где дотации федерального центра составляют не менее 80% бюджета региона. В этом случае, в регионе вводится «временная финансовая администрация», по сути - внешнее управление. Такой режим, по мнению Козака, может вводиться на срок до одного года, но он может быть сокращен, если регион решит отказаться от дотаций «центра», либо значительно сократить их.

Впервые Козак высказал эту идею в середине июля, но никаких практических действий не последовало. Однако, полпред продолжает настаивать на своем, утверждая «кто дает деньги, тот ими и должен управлять». В общем, кто девушку ужинает - тот ее и танцует…

На первый взгляд - все логично.

Но, как это часто бывает, только на первый.

Под «дамокловым мечом»

То, что регионы Северного Кавказа прочно сидят на «дотационной игле», хорошо известно. В Ингушетии дотации «центра» составляют 88 процентов республиканского бюджета, в Дагестане - 81 процент, в Чечне - 79 процентов, в Кабардино-Балкарии - 73 процента, в Северной Осетии - 60 процентов, в Адыгее - 58 процентов… Только три «южных» региона - Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье, - обеспечивают себя сами, обходясь без помощи «центра».

Но, во-первых, если посмотреть на другие территории страны, то выяснится, что под «критерий Козака» подпадает не только Кавказ, но и Приамурье, Алтай, Бурятия, Марий Эл, Магадан, Иваново, Чита, Курган, Пенза, Псков, и так далее. Не напасешься на всех «антикризисных управляющих».

А во-вторых, как прекрасно известно, ситуация, при которой подавляющее большинство регионов России являются дотационными, вызвана не естественными причинами, и не плохим управлением, а исключительно бюджетно-налоговой политикой федерального центра.

Напомним, что в 1993 году две трети собираемых доходов оставались в регионах, и лишь треть уходила в «центр». Сегодня соотношение зеркально перевернулось: регионам - одна треть, «центру» - две. И если двенадцать лет назад в стране было два десятка регионов-доноров - сегодня их осталось то ли семь, то ли восемь. Дай волю идеологам «перекачки» денег «наверх» (отдельное спасибо за это - министру финансов Алексею Кудрину) - скоро выяснится, что даже Москва и Петербург не могут обеспечить свои потребности без дотаций от «доброго» федерального правительства…

Помнится, два года не кто иной, как заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак уверял: надо, чтобы у властей всех уровней полномочия были обеспечены деньгами. Под этими лозунгами была проведена масштабная «административная реформа» с перераспределением полномочий между властями всех уровней, и было принято множество законов, в том числе печально известный «закон о монетизации». Однако, вместо обещанной регионам «неотчуждаемой налоговой базы» - доходов, которые нельзя отобрать, они получили лишь право на дотации из «центра». То есть, право стоять с протянутой рукой, и просить в качестве подачки те деньги, которые «центр» у них только что отобрал.

Заметим, что тогда же - и тоже по предложению Дмитрия Козака, - над регионами подвесили дамоклов меч «внешнего управления». В законе записали: если региональные власти неправомерно использовали «федеральные» субвенции - деньги изымаются, а соответствующие полномочия передаются назначенным из «центра» чиновникам. Правда, еще ни разу этот способ применен не был.

Сейчас тот же Дмитрий Козак предлагает упрощенный вариант: «центр» будет сам распоряжаться присланными деньгами, а заодно и решать другие вопросы, входящие в компетенцию «бедных» регионов. Иначе говоря, тех, кого уже лишили экономической самостоятельности, теперь окончательно лишат и самостоятельности политической.

Жизнь «по понятиям»

Спору нет: наблюдение за происходящим на Северном Кавказе может заставить ужаснуться и более опытного политика, чем Дмитрий Козак. По сути, кавказские республики давно уже превращены в феодальные княжества, где власть российских законов весьма и весьма относительна, а жизнь организована исключительно «по понятиям» местного начальства, воля которого - единственный исполняемый закон.

Это характерно не только для Чечни, где немалая часть населения живет в страхе перед произволом, творимым отрядами Рамзана Кадырова, и твердо знает, что никакие законы не защитят от похищений и грабежей. Это характерно и для Карачаево-Черкессии, где несколько человек были убиты на даче президентского зятя, и для Ингушетии, и для Дагестана, и для Кабардино-Балкарии, и для Адыгеи, и для Калмыкии. Последняя в минувшие десять лет вообще является «притчей во языцех», но воз и ныне там: как правил «хан» Илюмжинов, так и правит, и никто ему не указ.

Почему? Все очень просто: со времен Бориса Ельцина политическая лояльность северокавказских князьков покупается тем, что «центр» закрывает глаза на все, что они творят. Обеспечивают нужные результаты на федеральных выборах, публично клянутся в верности текущему президенту и проводимому им курсу - и могут делать все, что хотят. В том числе, и разворовывать поступающие из «центра» деньги. Что и происходит: объем дотаций южным регионам увеличивается год из года - но улучшения жизни граждан что-то не замечено…

Сказанное, впрочем, относится и к другим регионам: примеры таких же «княжеств» дают и Башкирия, и Приморье, и Якутия, и Татарстан, и Тыва, и Саратовская область, и Псковская, и многие другие. Но на Северном Кавказе в силу многих обстоятельств все «выпуклее» и нагляднее.

«Да, это сукин сын, но наш сукин сын - пусть наводит свой порядок. Порядок понятно какой: ночные похищения, грабежи, клановость, коррупция. Сукин сын на глазах наглеет. Кроме права на воровство федеральных субвенций, растущих в арифметической прогрессии, он требует права воровать нефть непосредственно из скважин. Плюс к этому - убрать русских ментов, чтобы были только его проверенные головорезы. Так он уверенней себя чувствует», - грустно констатирует политолог Дмитрий Орешкин.

Действительно, стоило в ельцинские времена любому проворовавшемуся губернатору назвать себя «сторонником реформ», а своих оппонентов - их «противниками», как он мог быть уверен в полной поддержке со стороны Кремля. Сегодня стоит ему назвать себя «государственником» и верным сторонником президента - и все проблемы также будут решены…

Напомним, что год назад по предложению Владимира Путина были отменены прямые выборы губернаторов. При этом говорилось, что раньше с вороватыми и коррумпированными, но избранными региональными «князьками» ничего сделать было нельзя. А вот когда президент сможет их снять и представить для утверждения новых, честных - вот тогда ситуация в стране коренным образом изменится.

Что мы видим теперь? Мы видим, что из глав регионов лишь считанные единицы лишились своих постов. Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков, нижегородский Геннадий Ходырев, корякский Валерий Логинов, калининградский Геннадий Егоров, президент Северной Осетии Александр Дзасохов… больше с ходу и не припомнить. Да, еще недавно был заменен президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков.

Однако, из всех описанных случаев снят - а не переведен по доброму согласию на другую руководящую работу (скажем, в Совет Федерации, как Дзасохов) был только губернатор Корякии. При этом абсолютно все (!) президенты республик и губернаторы регионов, которые поставили перед президентом вопрос «о доверии», оказались тут же предложены им к назначению на новый срок полномочий. Даже такие, мягко говоря, «неоднозначные» фигуры, как губернатор Приморья Сергей Дарькин, губернатор Самарской области Константин Титов, президенты Башкирии и Татарстана Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев. Только что за «доверием» обратился и Кирсан Илюмжинов - и ведь вполне может его получить, дабы править своим «ханством» и дальше…

В общем, реальной ротации кадров так и не произошло. Но сам механизм назначения и снятия глав регионов таков, что ставит их в полную зависимость от федеральной власти. Что означает: если не де-юре, то де-факто «внешнее управление» существует практически на всей территории России. Выходит, предлагая формализовать его, в Кремле уже не доверяют даже тем, кого сами поставили, считая необходимым управлять непосредственно из «центра»?

Вертикаль безответственности

Перейти в дотационных регионах на прямое президентское правление (речь, если упростить терминологию, идет именно об этом), конечно, можно. Юридическое оформление этих процедур при нынешнем составе парламента не составляет никакого труда.

Нет, однако, ни малейших гарантий, что это приведет к улучшению жизни граждан в этих регионах.

Ситуация, когда «внизу» разворовываются федеральные деньги, конечно же, является нетерпимой. Но разве что-то изменится, если этими деньгами будут распоряжаться не региональные, а федеральные чиновники? Во-первых, еще никто не доказал, что вторые честнее первых. Возможно, где-то в Москве уже создана лаборатория, где готовят кристально честных чиновников, и уже есть первые опытные образцы - но они еще не предъявлены широкой общественности. А во-вторых, как федеральные, так и региональные чиновники никак не зависят от граждан - а значит, совершенно не обязаны действовать в их интересах.

Приведем простой, но, как представляется, хорошо памятный петербуржцам пример: «яма» у Московского вокзала, где так и не построили вокзальный комплекс РАО ВСМ, зато пустили на ветер более 90 миллионов долларов. Соответствующий кредит был взят Минфином у английских банков под гарантии федерального правительства. Можно было напомнить о том, как указанный Минфин и особенно его глава Алексей Кудрин не один год пытались заставить питерский бюджет платить по долгам РАО ВСМ, но зададимся другим вопросом: разве столичные чиновники не проявили полнейшее равнодушие к процессу «закапывания» десятков миллионов долларов в упомянутый «котлован»? Так есть ли основания полагать, что если тому же Минфину поручить «внешнее управление» другими федеральными средствами, выделяемыми регионам, результат будет каким-то другим?

Проблема целевого использования бюджетных средств заключается не в том, чиновники какого уровня будут их тратить, и кто их будет назначать: президент, губернатор или мэр. Это - часть более общей проблемы ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАСТИ.

Единственно «работающее» решение этой проблемы лежит не в «вертикальной», а в «горизонтальной» плоскости. Власть является ответственной не тогда, когда она может быть сменена по воле вышестоящего начальства, а тогда, когда она может быть сменена по воле граждан, чьи интересы обязана обеспечивать. И лучшего рецепта от болезни, именуемой «безответственность власти», чем демократия, позволяющая гражданам выбрать себе другую власть, в мире не придумано.

Заметим, кстати, что если перейти на прямое федеральное правление, то мы получим еще более безответственную региональную власть. Ведь у нее в этом случае появится законный повод вообще ничего не делать. «Центр забрал все полномочия к себе - он теперь за все и отвечает», - будет немедленно сказано гражданам…

Вообще говоря, если переходить на предложенную Козаком схему и переводить «бедные» регионы на «внешнее управление» - надо перестать называть Россию «федерацией», изменить Конституцию, и честно сказать, что мы строим классическое унитарное государство. А, точнее - империю, где в провинциях сидят наместники, которые всем и распоряжаются.

Правда, от тотального воровства такая «вертикальная» система - как показывает исторический опыт, - никого и ни в одной империи не спасала. Ни в Риме, ни в Австро-Венгрии, ни в Британии, ни в России.

Может быть, потому в мире и не осталось империй?

"Санкт-Петербургские ведомости", 15 октября 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Санкт-Петербургские ведомости",

Борис Вишневский

Местное самоуправление и федерализм

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]