[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Михаил Федотов
Под грохот распродажи
"Новые Известия", 19 декабря 2005 года
Они «шли под грохот кононады». Они «смерти смотрели в лицо». Они – песенные герои, отряды «спартаковцев смелых бойцов», поднявших в 1919 году в Берлине пробольшевистское восстание, свернутое за десять дней солдатами-добровольцами.

Мы шли под совершенно другие звуки и смотрели в лицо совершенно иному явлению. Мы – несколько тысяч москвичей, вышедших на антифашистскую демонстрацию в минувшее воскресенье. Мы не затевали восстание. Более того, организаторы шествия даже не пригласили присоединиться КПРФ, имеющую определенные генетические связи с теми, немецкими «спартаковцами». Не пригласили, видимо, чтобы лишний раз не задумываться над гениальным открытием Мориса Дюверже о том, что «разница между немецким нацизмом и русским большевизмом – не более чем разница между немецким и русским темпераментом». Впрочем, ни нынешних российских коммунистов, ни их отцов и дедов никак не заподозришь в симпатиях к фашистам прежним и нынешним. Не сомневаюсь, что они откликнулись бы на приглашение организаторов и привели колонны своих сторонников под красными флагами и с раз и навсегда утвержденными транспарантами. Но их не позвали, а прийти на демонстрацию рядовыми гражданами – чего-то не хватило. Жаль.

Конечно, количество москвичей, для которых фашистская идеология неприемлема, исчисляется не тысячами, а миллионами человек. Но почему на демонстрацию вышли всего несколько тысяч? Причин, думаю, немало. Во-первых, далеко не все могут распознать обыкновенный фашизм в лозунгах «Москва – для москвичей!», «Россия – для русских!», «Нелегальных мигрантов – вон!» и т.п. Точно так же не все согласятся с лозунгом «Наше отечество – все человечество!», который скандировала присоединившаяся к демонстрации группа молодежи с черно-красными флагами. Хотя, по большому счету, если иметь в виду всю крохотность и хрупкость сегодняшнего мира, ребята близки к истине.

Во-вторых, абсолютное большинство моих знакомых уверено в том, что вирус фашизма хоть и проник в российское общество, но заразил только маргинальные слои, которые не делают погоды в стране. Они убеждены, что эпидемия птичьего гриппа является гораздо более реальной угрозой, чем эпидемия фашизма. Кроме того, и это в-третьих, они уверены, что власть, конечно же, не допустит фашизации страны, хотя будет всячески раздувать фашизоидные политические силы, чтобы в момент очередного исторического выбора, например в 2007 и 2008 годах, поставить избирателя перед альтернативой: или мы, долго и счастливо управляющие страной, или они, фашисты или полуфашисты, но уж, как минимум, шовинисты и ксенофобы, а значит, экстремисты. Причем если к тому времени не в меру радикальная партия националистического толка окажется не чересчур популярна, то ею воспользуются как создающим благоприятный контраст спаринг-партнером, а если чересчур – в последний момент снимут с электоральной дистанции, как это было проделано с партией «Родина» на выборах в Мосгордуму. Здесь, правда, важно не пропустить момент: выпуская джинна из бутылки, нужно все время придерживать пробочку, чтобы в нужный момент защемить ему важную деталь, сделав тем самым куда более покладистым.

В-четвертых, огромное большинство москвичей и думать не думают ни о какой фашистской опасности. Для них нынешняя борьба между фашистами и антифашистами видится чем-то далеким, клубящимся в эмпиреях высокой политики и не имеющим никакой связи с их каждодневными заботами и печалями. Рост цен их волнует, а рост числа убийств на национальной почве – нет.

В-пятых, среди моих земляков найдется немало и таких, кто убежден, что действительно все зло от «понаехавших». В своем неведении они готовы окружить город валом и рвом, опутать колючей проволокой, лишь бы избавиться от «гостей столицы». Но если вы им скажете, что подобная, мягко говоря, нетолерантность сродни фашизму, они вас не поймут и обидятся. Тем более что в таком мироощущении они живут уже не один десяток лет, несмотря на настойчивую официальную пропаганду дружбы народов.

Декабрь давно уже стал в нашей стране месяцем демонстраций. Еще в 1876 году именно 18 декабря случилась первая в России политическая демонстрация. Правда, не в Москве, а в Северной столице, на площади перед величественным Казанским собором. Тогда тоже народу вышло немного: организация «Земля и воля» вывела около 400 человек. Но именно в тот день впервые над митингующими взметнулось красное знамя. И хотя демонстрация была разогнана полицией, а некоторые ее участники отправились в ссылку и на каторгу, дальние последствия той сходки мир ощущал на себе почти весь двадцатый век. Совсем другая демонстрация прошла 5 декабря 1965 года, когда всего несколько десятков человек вышли к памятнику Пушкину с транспарантом «Соблюдайте Конституцию (Основной Закон) Союза ССР!». Нынешние школьники ведут именно от этой демонстрации историю правозащитного движения, оказавшего огромное моральное и идейное влияние на тех, кто осуществлял демонтаж советской тоталитарной системы.

Оба примера доказывают: значение демонстрации – не в числе участников, а в силе той идеи, которая вывела их на площадь, в их готовности ее защищать. Защищать, несмотря на слякоть под ногами и шум торговых рядов, несмотря на безразличие толпы и грозный оскал милицейских собак. Вчера мы все вместе дошли до Соловецкого камня. Завтра, если понадобится, мы пойдем дальше.

"Новые Известия", 19 декабря 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Гражданские права и свободы

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]