[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Занимательное проектирование
Начало реализации национальных проектов выявило их сильные и слабые стороны
"Московские новости", 27 января 2006 года

Национальные проекты, о которых так много говорилось в конце прошлого года, реально стартовали в январе. Ответственный за их реализацию первый вице-премьер Дмитрий Медведев без устали ездит по городам и весям, осуществляя "запуск" нацпроектов на местах. Между тем уже на начальном этапе хорошо просматриваются как сильные, так и слабые стороны этого, бесспорно, самого масштабного начинания российской власти.

Планов громадье

Идея национальных проектов была сформулирована в сентябре на совещании президента с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета. Проектов было определено четыре: здравоохранение, образование, доступное жилье, развитие сельского хозяйства. По каждому из них на ближайшие три года объявлены свои планы и даны свои обещания. В бюджете 2006 года уже расписаны средства: 63 млрд. рублей - на здравоохранение, 31 млрд. - на образование, 22 млрд. - на программу доступного жилья, 19 млрд. - на развитие агропромышленного комплекса.

Реакция общественности на идею нацпроектов в основном сводилась к двум диаметрально противоположным позициям. "Наконец-то власть повернулась лицом к людям: средства стабилизационного фонда перестанут лежать в заначке, а будут работать на благо граждан!" - радуются одни. "Все это - большой пиар, цель которого - обеспечить к выборам 2008 года благоприятный для Кремля социально-экономический фон и "раскрутку" путинского преемника", - полагают другие. Не будем пока делать выбор между этими гипотезами - время покажет. Лучше приглядимся: что же планируется реально?

Здравоохранение. Вводятся дополнительные выплаты участковым врачам и медсестрам - соответственно по 10 и 5 тысяч рублей в месяц. Для доплат персоналу "Скорой" и фельдшерско-акушерских пунктов выделено около 5 млрд. рублей. Заменят 25 тысяч машин "неотложек" и закупят новые машины, построят 15 новых высокотехнологичных медицинских центров в регионах, а также дооснастят существующие центры.

Образование. Вводятся дополнительные выплаты (по 1000 рублей в месяц) классным руководителям. Ежегодно 10 тысяч лучших учителей страны будут получать премию по 100 тысяч рублей. Зарплаты квалифицированных научных работников к 2008 году возрастут до 30 тысяч рублей. Увеличатся надбавки за ученые степени: кандидатам наук - до 3 тысяч рублей, докторам - до 9 тысяч рублей. 30 вузов и 6 тысяч школ ежегодно будут получать на конкурсной основе денежные гранты.

Доступное жилье. Должны резко увеличиться объемы ипотечного кредитования и жилищного строительства. Ежегодное количество выдаваемых ипотечных кредитов через 4 - 5 лет должно увеличиться до 1 миллиона, а объемы кредитования населения - до 415 млрд. рублей в год. Доля семей, воспользовавшихся ипотекой, должна увеличиться с 8 до 30%. Что касается строительства жилья, то к 2008 - 2010 годам будет введено в строй около 80 млн. квадратных метров.

Сельское хозяйство. К 2008 году будут модернизированы до 12% животноводческих комплексов и почти на 25% увеличено производство мяса. Из бюджета выделят 6 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым крестьянско-фермерским хозяйствам.

В общем, планы обещают небывалое процветание - но с их составлением у нас еще с советских времен все было хорошо. Вот с реализацией, мягко говоря, - неважно. Как бы не получилось так же и на этот раз - между тем ряд тревожных признаков уже налицо.

Покушение на заначку

Первым по скорости реализации идет проект "Здравоохранение" - указанные выплаты врачам и медсестрам должны начаться уже в феврале. Но пока денег еще нет - сейчас в регионах лихорадочно составляют для Москвы "реестры" тех, кто имеет право на доплаты. Зато возникли серьезные опасения, что, вводя доплаты, государство запретит медикам работу на полторы-две ставки, которая сейчас чрезвычайно распространена и помогает получать более-менее пристойную зарплату. Власти почему-то не торопятся опровергнуть эти слухи.

Кроме того, доплат не получат врачи-специалисты, которые ничуть не меньше (а порой и больше) нагружены, чем участковые врачи, и очереди к которым не иссякают. Почти в любом крупном российском городе сегодня одно и то же: попасть к специалисту можно, только записавшись за неделю. А можно и не попасть - если не хватит номерков, которые достаются лишь тем, кто занимает очередь ранним-ранним утром в день их выдачи. Надо ли объяснять, что введение доплат может вызвать "социальное расслоение" среди врачей и их новый отток из государственной медицины в частную? Говорят, правда, о грядущем увеличении для "спецов" тарифов за обслуживание больных, но никаких официальных решений пока не принято.

Все непросто и с проектом "Образование". Тысяча рублей в месяц за классное руководство - это, вообще говоря, капля в море. Один только рост коммунальных платежей, удорожание общественного транспорта, продуктов и одежды легко съедает эту добавку. А "базовая" зарплата учителей сегодня такова, что даже при полной нагрузке (которая достается не всем) в месяц выходит примерно по 7 тысяч рублей. Вот где - непаханое поле для существенных доплат, но о них пока ничего не слышно.

Если говорить о науке, то, конечно, для подавляющего большинства ученых зарплата в 1000 долларов в месяц представляется чем-то сказочным. Но рост ассигнований на науку в федеральном бюджете 2006 года весьма невелик, и вице-президент РАН Геннадий Месяц говорит, что достичь обещанного уровня благосостояния ученых можно будет лишь в одном случае: сократив их число на порядок:

Теперь - о "квартирном вопросе", чрезвычайно важном для многих. Руководитель соответствующей рабочей группы - министр регионального развития Владимир Яковлев заявляет, что к 2010 году планируется снизить ставки ипотечных кредитов (в рублях) с нынешних 14 до 8% годовых и увеличить сроки выплат. Эти планы, по словам министра, заложены в федеральной целевой программе "Жилище", которая буквально на днях одобрена правительством.

Как решать вопрос - в общем, давно известно. Во-первых, пресечь монополизм на строительном рынке и рынке стройматериалов, позволяющий вздувать цены на квартиры, а во-вторых - сделать ипотечные кредиты доступными для граждан. Заметим: о первой из этих задач ни Владимир Яковлев, ни другие члены совета по нацпроектам не говорят вообще. Что касается второй задачи, то в принудительном порядке заставить банки снизить нынешние "драконовские" ставки нельзя - если только это не государственный Сбербанк. Но и о его намерениях снизить ставки неизвестно. Как неизвестно и о намерениях правительства применить простой способ: выделять гражданам дешевые ипотечные кредиты прямо из стабилизационного фонда. Между прочим, это сразу же заставило бы коммерческие банки снизить процентные ставки.

И еще о проекте "Доступное жилье". В нем, к сожалению, ни слова не говорится ни о решении проблем пяти миллионов граждан, которые живут в ветхом и аварийном жилье, ни об обеспечении жильем 4,5 миллиона семей малоимущих, стоящих в очереди. Никакая ипотека их не спасет - они не смогут позволить себе брать кредиты даже по самым низким ставкам.

Кстати, при всей масштабности средств, выделенных на национальные проекты, в 2006 году они составляют всего лишь 6% от размера стабилизационного фонда. Что же у нас в стране настолько важнее образования, здравоохранения и обеспечения граждан жильем, что на эти цели отпущено только 6 процентов от "государственной заначки"?

Досье МН

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина ЛАХОВА, председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей Госдумы РФ:

- Впервые глава государства озвучил проблемы, которые волнуют практически каждого человека и влияют на качество жизни: здравоохранение, образование, жилье, жизнь села. И это только начало. Не стоит думать, что за два года эти проекты пройдут, и все на этом закончится. Думаю, они будут развиваться: разве можно решить ту же проблему жилья за два года, когда многие страны решали ее в течение 20 лет?

Сейчас, в самом начале реализации национальных проектов, самое главное, чтобы средства, которые выделены в бюджете, дошли до адресатов. Например, по проекту "Здравоохранение": каждый субъект Федерации знает, что ему выделены средства на приобретение машин "скорой помощи" и медицинского оборудования, которое пойдет в детские и взрослые поликлиники. Это рентгеновские аппараты, эндоскопическое и лабораторное оборудование, УЗИ-аппараты, электрокардиографы. И уже начинаются "торги", в какую поликлинику что направить. Так вот, есть утвержденный перечень, и нужно знать, что за распределение отвечают местный департамент здравоохранения и лично губернатор. Чтобы потом не получилось так, что проект закончился, а поликлиника осталась ни с чем.

Наша партия "Единая Россия" взяла на себя ответственность за реализацию национальных проектов, поскольку именно она в первую очередь голосовала за бюджет, в котором заложены средства, предназначенные для всех четырех проектов. Сегодня все региональные отделения нашей партии считают своим долгом осуществлять контроль за их выполнением. Еще только январь, а мы уже провели и будем регулярно проводить организационно-просветительские семинары именно на эту тему. Поскольку наши региональные отделения имеют своих представителей в местных исполнительных органах власти, они могут сегодня влиять на принятие решений

"Московские новости", 27 января 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Социальная политика

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]