[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Дурные деньги для толкового применения
В Правительстве не стихают споры о том, что делать со средствами Стабилизационного фонда
"Московские новости", 10 марта 2006 года   

Стабилизационный фонд снова стал яблоком раздора в правительстве. На заседании Кабинета министров в минувший четверг глава Минфина Алексей Кудрин назвал "безграмотными" заявления заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина о том, что Стабфонд из-за инфляции в ближайшие три года потеряет 600 млрд. рублей. "Я, конечно, не начальник Михаилу Юрьевичу, но непрофессиональные заявления требуют реакции. Это бросает тень на правительство, на президента, которые проводят данную политику", - не постеснялся в выражениях Кудрин. В ответ премьер Михаил Фрадков оборвал министра: "Вы обращаете внимание Копейкина или Фрадкова? Если Фрадкова, то надо было в другой тональности, в других выражениях". За очередной перепалкой премьера и министра - принципиальный вопрос о путях использования "лишних" денег, который стоит на повестке дня с того момента, что существует Стабфонд.

Юридический статус Стабфонда определен 13-й главой Бюджетного кодекса, устанавливающей, что в нем аккумулируются средства бюджета, образующиеся за счет превышения цены на нефть над так называемой базовой ценой (сейчас - 27 долларов за баррель). Средства эти подлежат "обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой". При этом в кодексе прямо записано: "Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ". Порядок управления средствами Стабфонда утвержден правительством 30 сентября 2004 года, и в нем перечислены страны, в долговых обязательствах которых могут размещаться средства фонда: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания и США. Размер Стабфонда на данный момент - около 1,5 трлн. рублей, к концу года он должен превысить 2 триллиона.

Насколько верны расчеты Копейкина относительно упомянутых выше гигантских потерь - сказать сложно: сами расчеты не обнародованы. Возможно, он лишь умножил объем Стабфонда на плановые проценты инфляции за три ближайших года и таким путем вычислил, насколько "похудеет" фонд (в этом варианте действительно получается величина, близкая к 600 млрд. рублей). Между тем Минфин еще до выступления Кудрина отреагировал на это беспрецедентным образом: никогда раньше министерство не выпускало специальных пресс-релизов, полемизируя с правительственным аппаратом. Но на сей раз пресс-служба Минфина распространила заявление, где говорится: "образованным экономистам очевидно, что тратить деньги Стабфонда в настоящий момент в России означает окончательно открыть "инфляционный ящик Пандоры"... Стабфонд как неприкосновенный "Фонд будущих поколений" создавался именно для того, чтобы в условиях благоприятной для России мировой конъюнктуры оставаться наиболее эффективным антиинфляционным инструментом, "подушкой безопасности" на менее благоприятный период: Именно поэтому предполагается его пока не трогать внутри страны, а разместить в высоконадежные государственные казначейские обязательства иностранных государств с наиболее развитыми экономиками...".

Конечно, проще всего объявить дилетантами тех, кто не понимает, почему во имя борьбы с инфляцией нефтедоллары надо складывать в "валютную кубышку". Что позволяет не вести на эту тему спор по существу - во время которого страшилки о "ящике Пандоры" могут быть опровергнуты.

Да, если раздать весь Стабфонд, что называется, на руки, инфляция действительно вырастет. Хотя и ненамного: получится примерно по 500 долларов на каждого работоспособного гражданина, что не является катастрофичным с точки зрения роста цен. Однако существует множество других способов расходования средств Стабфонда, которые вообще не имеют никаких инфляционных последствий. Например, оснастить больницы и поликлиники необходимым медицинским оборудованием и снабдить их необходимыми лекарствами. Отремонтировать школы и детские сады, где нужные средства давно уже собирают с родителей. Построить "социальные квартиры" для очередников, дожидающихся этого по 10 - 20 лет. Провести капитальный ремонт жилых домов дореформенной постройки, не перекладывая его на плечи граждан. Привести в порядок давно выработавшие свой ресурс тепловые и канализационные сети. Построить дороги, мосты, туннели и "развязки". Перевести армию на полностью контрактную основу...

На эти и другие цели, как нас уверяет правительство, у него постоянно нет денег. Правда, часть средств Стабфонда сейчас планируют израсходовать на финансирование четырех "национальных проектов". Но это лишь 6 процентов от объема фонда. Не странно ли: правительство одной рукой делает все, чтобы привлечь в страну иностранные инвестиции. А другой - размещает Стабфонд в ценных бумагах за границей. Где же логика?

"Стабфонд - это дурные, незаработанные деньги", - неизменно заявляют либеральные экономисты. Поэтому тратить их на нужды граждан нельзя. Но давайте представим себе бедную семью, в которой ее главе вдруг стали платить (пусть и не совсем заслуженно) большую зарплату. И весь "довесок" он несет в банк, объясняя жене и детям, что это "дурные" деньги и что потратить их на питание или одежду ни в коем случае нельзя. Пусть ходят оборванные и голодные: Надо ли говорить, что о такой семье подумают окружающие?

МНЕНИЕ

С популизмом не по пути

Александр ХАНДРУЕВ, первый вице-президент Ассоциации региональных банков

Считаю, что Минфин и Центробанк проводят совершенно обоснованную политику, не позволяя расходовать Стабфонд внутри страны. На то есть три причины. Первая - буква закона, строго определяющая, на что можно направлять средства Стабфонда. Как известно, трат этих средств на какие-либо строительные или социальные проекты Бюджетный кодекс не предусматривает. Второе: любые глобальные инвестиционные проекты длятся 5 - 7 лет, а то и больше. Все это время надо, например, выплачивать зарплату тем, кто их осуществляет. Что способно разогнать и без того высокую инфляцию в стране. И третье: кто будет определять - что строить, а что не строить, куда вкладывать деньги, а куда не вкладывать? У нас ведь ни один проект не прошел экспертизы международного уровня. Видимо, потому, что если бы такой аудит был проведен, он бы неизбежно выявил те денежные потоки, которые утекают в чей-то личный карман. Поэтому, если мы хотим реализовывать крупные инвестиционные проекты, надо создавать соответствующие условия бизнесу, а не тратить средства Стабфонда. Опыт показывает, что те страны, которые растратили свои фонды "будущих поколений" на волне популизма (например, Венесуэла), кончали экономическими кризисами. Не стоит повторять их печальный опыт.

"Московские новости", 10 марта 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]