[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Товар – деньги – стачка
На всеволожском «Форде» вновь предзабастовочная готовность
"Новая газета - Санкт-Петербург", 20 марта 2006 года   
В ноябре мы рассказывали об «итальянской забастовке», которую объявили рабочие завода «Форд Мотор Компани» во Всеволожске, требуя повысить им зарплату и устранить дискриминацию в оплате труда. Тогда профсоюз завода был уже готов перейти от полумер к полноценной забастовке, но администрация компании пошла на уступки, согласившись выполнить часть требований работников. Теперь все повторилось. На прошлой неделе профсоюз вновь начал предупредительную «работу по правилам», а на этой неделе может собраться профсоюзная конференция и принять решение о начале полномасштабной забастовки...

Камнем преткновения, как в конце прошлого года, так и теперь, остается вопрос о повышении зарплаты. Администрация готова увеличить ее на 12,5 процента, но рабочие с этим не согласны и по-прежнему требуют 30-процентного повышения.

– Сегодня зарплата на заводе такая же, как и осенью, ее не подняли, – говорит лидер профсоюза ФМК Алексей Этманов. – При этом за последний год несколько раз увеличивался план, а в стране инфляция – цены постоянно растут. Администрация выполнила несколько наших требований: прекращена дискриминация в оплате труда работников, пришедших на завод в разное время, разработана система премий, создана паритетная комиссия по фонду социального страхования. Но она отказывается принять наше ключевое требование – о росте зарплаты, который компенсировал бы увеличение плана и инфляцию. Говорит, что у нее нет таких средств и что мы и так много получаем. Но разве 15–17 тысяч рублей, которые нам платят (и то с учетом переработок в выходные дни, – тот, кто работает строго по графику, получает примерно 10 тысяч рублей), – это так много? На всех крупных заводах города и области сегодня получают практически столько же. Мы запросили данные об экономическом положении Форд Мотор Компани, чтобы оценить, действительно ли нет денег, – но нам этих данных не дают, хотя Трудовой кодекс обязывает администрацию предоставлять профсоюзу такую информацию. Мы еще осенью запрашивали данные о зарплате управленческого персонала (по нашим сведениям, она в 10-20 раз выше, чем зарплата рабочих) – и этих данных нам тоже не дают, также в нарушение ТК. Скорее всего, «отсутствие денег» – это отговорки. Продукция «Форда» пользуется таким спросом, что с прибылью должно быть все в порядке.

По словам Этманова, профсоюз ФМК уже заявил, что выходит из Федерации независимых профсоюзов России, которая никак не поддерживала его борьбу за права рабочих. О выходе из ФНПР заявил и профсоюз другого иностранного завода, расположенного в Ленинградской области, – «Катерпиллар-Тосно», выпускающего строительную технику.

В федерации отреагировали на этот демарш весьма нервно. Президиум обкома профсоюза машиностроителей за «несоблюдение устава» и «экстремистскую деятельность» решил изгнать из своих рядов и Этманова, и лидера профсоюза тосненцев Андрея Семушина. Второй из них уже исключен решением самого обкома, что касается первого, то профсоюзу ФМК рекомендовано провести перевыборы руководителя организации. Если не послушаются – и его тоже будет исключать обком.

– Как мы к этому относимся? Да никак! – говорит Этманов. – Собака лает, караван идет. Мы занимаемся своим делом, и будем продолжать это делать. А они как ничего не делали, так и продолжают ничего не делать. Почему они нами возмущаются? Да потому, что финансовые потоки у них прекратились. Когда председатель российского ЦК профсоюза машиностроителей Геннадий Трудов и председатель обкома профсоюза Виктор Калинин приезжали к нам и уговаривали остаться в профсоюзе – привезли нам смету на будущий год. И что бы вы думали?! Мы подсчитали, что они там нарисовали себе зарплату по 26 тысяч рублей в месяц. У нас, чтобы заработать на заводе такие деньги, надо там дневать и ночевать весь месяц без выходных... Мы сейчас регистрируем новый профсоюз, который создали в феврале, – профсоюз работников автомобильной промышленности. А эти деятели, которые требуют меня исключить, – пусть приезжают, ребята хотят набрать для этого случая тухлых яиц, так что мы их достойно встретим. Они на словах нас поддерживают, а на деле – никакого толку.

Будет ли на «Форде» объявлена полномасштабная забастовка – пока неизвестно. Возможно, администрация все-таки пойдет на уступки. Но не исключено, что откажется выполнять требования профсоюза.

Пока что, приняв экстренные меры и набрав на завод новых рабочих, администрации ФМК удалось предотвратить снижение выпуска продукции. Но если забастовка превратится из «итальянской» в «российскую» – избежать серьезных потерь уже явно не удастся. Некоторые аналитики говорят, что при таком раскладе «Форд» вообще может закрыть завод и свернуть производство в России. Правда, такой исход дела представляется все же достаточно маловероятным.

"Новая газета - Санкт-Петербург", 20 марта 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]