[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Шкальный ветер
Правительство хочет отказаться от 13-процентного подоходного налога
"Московские новости", 7 июля 2006 года   
Выступая недавно на Петербургском экономическом форуме, министр экономического развития и торговли Герман Греф не исключил возврата к прогрессивной шкале подоходного налога. "В будущем система налогообложения личных доходов должна приобрести черты более справедливого перераспределения национального богатства в обществе, - заявил министр. - Оно будет проходить за счет подоходного налога и за счет налога на недвижимость. Только так можно бороться с высоким уровнем бедности в России". О том же, правда, с оговоркой, что "сейчас такая модель в России будет плохо работать", на форуме заявил и министр финансов Алексей Кудрин. А когда мысль подхватили председатель Счетной палаты Сергей Степашин, заявив, что дифференцированный подоходный налог "может быть введен уже в ближайшие годы", и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, стало ясно: идея овладела умами руководящих масс. А значит, вероятность возврата к "прогрессивке" можно оценить как немалую.

Назад, к "прогрессивке"?

Нынешняя шкала обложения доходов граждан так называемым налогом на доходы физических лиц - плоская. Взимаемый налоговиками в казну процент не зависит от величины облагаемого дохода: и с тысячи рублей, и с миллиарда берется по 13%. Плоская шкала появилась в Российском налоговом законодательстве лишь 1 января 2001 года. До этого (включая советский период, начиная с 1943 года, когда подоходный налог был введен указом Президиума Верховного Совета) шкала была прогрессивной: выше доход - выше процент.

Прыжки по ступенькам шкалы закончились в августе 2000 года - в Налоговый кодекс внесли радикальные изменения, установив плоскую шкалу в 13%.

Формально соответствующие поправки были внесены по инициативе правительства, но аналогичные предложения звучали в предыдущие годы не раз. За плоскую шкалу в Госдуме второго созыва выступало "Яблоко" (предлагавшее единую 10-процентную ставку), ряд депутатов (включая нынешнего вице-премьера Александра Жукова) предлагали оставить шкалу прогрессивной, но сделать более плоской. Из этого тогда ничего не вышло: и правительство, и левые фракции неизменно выступали за "прогрессивку". В Госдуме третьего созыва ситуация изменилась: и левые уже не имели большинства, и правительство Михаила Касьянова решило поддержать плоскую шкалу. Что и провели в жизнь, разрекламировав как одно из серьезных либеральных достижений Кабинета.

Аргументы в пользу такого шага были, в общем, очевидны. Все, кто может, прячут высокие доходы от "прогрессивного" налогообложения. Если ввести плоскую шкалу - прятать станет почти бессмысленно, немалая часть экономики должна будет выйти из тени, и общее снижение налоговых ставок приведет не к уменьшению, а к увеличению поступлений. Это - во-первых.

А во-вторых, при плоской шкале нет необходимости подавать декларации о доходах всем, кто имеет несколько источников доходов (при "прогрессивке" надо было сложить все доходы декларанта и обложить налогом общую сумму). Что значительно облегчало жизнь не только гражданам, но и самим налоговикам, поскольку расчеты существенно упрощались.

Впрочем, у противников введения плоской шкалы были еще тогда свои аргументы. Простейший из них заключался в том, что переход к "плоскому" налогообложению невыгоден для людей с низкими доходами, коих в нашей стране большинство: раньше они платили 12%, а теперь - 13%, как и все. В свою очередь получатели сверхдоходов при новой системе экономили огромные суммы. Кроме того, отмечали оппоненты, прогрессивная шкала - один из наиболее эффективных инструментов не только перераспределения национального богатства, но и снижения социального расслоения в обществе: "выписывать" себе гигантские суммы становится невыгодно.

Никто не спешит из "тени"

Сегодня, когда старый спор возобновляется на новой основе, скорее всего, будут звучать те же аргументы. Но есть одно отличие: экономическая теория уже оказалась проверена налоговой практикой. А именно: в вопросе о выводе экономики из "тени" и росте поступлений в бюджет. Так, в 2000 году (при прогрессивной шкале) общий объем поступлений от подоходного налога в бюджеты всех уровней составил около 172 млрд. рублей. В 2001 году, когда ввели плоскую шкалу, поступления составили 190 млрд. рублей, то есть выросли на 10%. Однако инфляция за 2001 год составила около 19%, то есть рост поступлений почти вдвое отстал от инфляционного коэффициента. Доходы федерального бюджета, заметим, за 2001 год возросли на те же 19%. Иными словами, платить стали не больше, а меньше!

В последующие годы абсолютные цифры поступлений от подоходного налога росли (начиная с 2002 года он полностью остается в региональных бюджетах), но медленнее, чем абсолютные цифры доходов соответствующих бюджетов. Таким образом, никто не поспешил (и до сих пор не спешит) выходить из "тени":

Чем сейчас закончится нынешний спор - предсказать трудно. Правда, это не первый за последние годы (уже после введения плоской шкалы) спор о системе обложения доходов граждан. Так, два года назад, когда стал выявляться дефицит бюджета Пенсионного фонда России, Герман Греф предложил компенсировать его за счет 4-процентного роста ставки подоходного налога. Дефицит, заметим, появился именно потому, что снизили единый социальный налог - и тоже под разговоры о неминуемом выводе экономики из "тени" и отказе от "серых" зарплатных схем. Результат: бюджет ПФР с тех пор испытывает трудности. Правда, предложение Грефа тогда так и не прошло. Еще через год, в феврале 2005-го, Госдума по предложению Геннадия Селезнева рассматривала законопроект о возвращении "прогрессивки" (с минимальной ставкой в 6% и максимальной в 30%). Но проект тогда и близко не набрал нужного числа голосов.

Между тем, как показывают исследования ВЦИОМ, около 90% россиян выступают за перераспределение доходов и прогрессивную шкалу подоходного налога.

Досье МН

Единая прогрессивная шкала появилась в России с 1 января 1992 года. Она была семиступенчатой. Доходы ниже минимального размера оплаты труда (тогда - 342 рубля) налогом не облагались, доходы до 42 тысяч рублей в год облагались по 12-процентной ставке, от 42 до 84 тысяч - по 15-процентной, и так далее. Максимальная ставка в 60% применялась к доходам более 420 тысяч рублей в год.

В последующие 8 лет (за это время произошло две гиперинфляции и один дефолт) менялись только "ступеньки", за которыми начинали действовать те или иные налоговые ставки, а так же количество этих "ступенек". Отметим лишь, что уже летом 1992 года шкала стала 4-ступенчатой, минимальная ставка - 12%, максимальная ставка - 40%. Весной 1993 года осталось три "ступеньки": 12, 20 и 30%. Летом 1996 года система стала 5-ступенчатой, с минимумом в 12% и максимумом в 35%, с января 1998 года - 6-ступенчатой, с теми же границами. Летом 1999 года максимальная ставка поднялась до 45%, а с января 2000 года "прогрессивка" изменилась в последний раз. Ступенек снова, как и до лета 1996 года, стало три: 12, 20 и 30%.

"Московские новости", 7 июля 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]