[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Мельников
Итоги и задачи проектов СРП
Практические цели «ЯБЛОКА» в свете достигнутых результатов
Специально для сайта РОДП «ЯБЛОКО», 14 августа 2006 года   

Законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП) исторически является одним из главных пунктов экономической программы «ЯБЛОКА». Мы занимаемся вопросами законодательства о СРП начиная с 1994 года. Подход «ЯБЛОКА» заключался в том, что реализуемые в России с российским и иностранным участием СРП должны были решить несколько задач. В частности, обеспечить приток инвестиций в российскую экономику и привести к росту доходов российского государства.

Нам свысока говорили, что мы «мальчишки», которые обладают только теоретическими представлениями об экономике. Уверяли, что никаких «инвестиций» (ругательное слово для наших оппонентов) наша страна по СРП не получит. Дескать, главная задача «иностранных компаний» это получить «права на разработку месторождений» с целью «повысить свою капитализацию» и дальше «ничего не делать». В этой связи говорилось, что максимум, на что Россия может рассчитывать, это «бонусы». И уж никакого «раздела продукции» наша страна точно не дождётся. С тех пор прошло 12 лет. И кто же оказался прав, «мальчишки» из «ЯБЛОКА» или наши «знатоки жизни»?

За годы сражений за СРП, практически единственное, что удалось отстоять «ЯБЛОКУ» - проекты, заключённые до вступления в силу федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» («Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинский). Всё это время СРП служили темой безграмотных спекуляций (например, со стороны г-на Болдырева) или сознательной лжи, основанной, по-видимому, на далеко не бескорыстных намерениях (самый яркий пример – г-н Караулов).

Не так давно Министерство промышленности и торговли России (правительственный орган, ответственный за реализацию СРП) обнародовало цифры инвестиций и доходов России по 3-м проектам СРП. Даже учитывая тот факт, что и сегодня два из трёх проектов СРП в силу масштабности работ ещё далеки от выхода на «проектную мощность», приведённые цифры производят впечатление.

По состоянию на 31 декабря 2005 года объём инвестиций по 3-м проектам СРП составил 17,4 млрд. долларов. Много это или мало? Если исходить из данных Федеральной службы государственной статистики, это больше 1/3 от прямых иностранных инвестиций, накопленных в российской экономике на конец 2005 года (49,8 млрд. долларов).

Если постараться представить объём инвестиций на конец 2006 года, то можно воспользоваться утверждёнными российской стороной сметами расходов по проекту «Сахалин-1» (1,6 млрд. долларов), «Сахалин-2» (2 млрд. долларов), Харьягинскому месторождению (0,1 млрд. долларов). Итого в сумме за 2006 год – 3,7 млрд. долларов, а с начала реализации проектов – 21,1 млрд. долларов.

Это конкретный ответ тем, кто уверял, вопреки оценкам «ЯБЛОКА», что «никаких инвестиций Россия не получит».

Как же обстоит дело с прямыми доходами Российской Федерации, т.е. доходами, полученными бюджетной системой России? Согласно данным Минпромэнерго, совокупные доходы (с поправкой на достаточно раннюю стадию реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2») по состоянию на 31 декабря 2005 года составили 516 млн. долларов. Если постараться представить, что произойдёт с доходами от СРП в 2006 году, то минимальным ориентиром выступает здесь цифра доходов от роялти, которая запланирована к поступлению в федеральный бюджет России. Согласно закону о федеральном бюджете 2006 года эта величина составляет около 110 млн. долларов. При этом по двум проектам («Сахалин-1» и Харьягинский) будет производиться раздел продукции. По проекту «Сахалин-1», заработавшем в октябре 2005 года, раздел продукции будет производиться в силу наличия в СРП положения о т.н. «кост-стоп» (ограничение компенсации затрат). По Харьягинскому месторождению в силу того, что, по-видимому, ранее сделанные затраты инвестору уже возмещены. Перечисление части этих доходов в бюджетную систему России (и их раздел между федеральным и региональными бюджетами) предусмотрен статьёй 19 закона о федеральном бюджете на 2006 год.

Как видим, критики «ЯБЛОКА» и здесь оказались неправы – и роялти каждый год в бюджеты перечисляется, и раздел продукции осуществляется. Да и доходы уже перевалили за полмиллиарда долларов.

Но может ли «ЯБЛОКО» успокоиться на этих, хотя и важных, но промежуточных достижениях? Удовлетворены ли мы тем, как контролируемое путинской группировкой российской правительство осуществляет государственное управление проектами СРП? Ответ на оба этих вопроса отрицательный. Что, с точки зрения «ЯБЛОКА», было бы правильно делать сегодня?

Ограничимся формулированием трёх практических задач.

1. Для «ЯБЛОКА», добившегося при принятии федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» нормы, в соответствии с которой в реализации СРП могут принимать участие не только иностранные, но и российские инвесторы, важно, чтобы в реализуемых СРП были представлены российские компании. И если в проекте «Сахалин-1» 20% принадлежит «Роснефти», то вопрос с вхождением в проект «Сахалин-2» российского «Газпрома», получения им доли в 25% пока не решён. Со стратегической точки зрения (выход на рынки стран Юго-Восточной Азии со сжиженным природным газом) для «Газпрома» участие в этом проекте представляется важным.

При этом стоит отметить, что ключевым отличием «яблочного» подхода от практики путинской группировки является установка, в соответствии с которой российское общество, которому принадлежат контрольные пакеты в компаниях «Газпром» и «Роснефть» в конечном счёте должно получать дивиденды от работы этих компаний. Полученная прибыль не должна в той или иной форме присваиваться членами путинской группировки, часть прибыли должна поступать в федеральный бюджет. Другими словами, российское общество, как основной акционер государственных компаний, должно получать по итогам работы этих компаний дивиденды.

2. Целью «ЯБЛОКА» является также проведение переговоров с иностранными компаниями, на которых должна быть решена задача - в течение нескольких лет заместить все руководящие должности в проектах СРП исключительно российским персоналом. Если «Газпром» получит долю в проекте «Сахалин-2», то задача продвижения российского персонала на руководящие должности облегчится.

Для модернизации «человеческого капитала» в российском нефтегазовом секторе мы заинтересованы в подготовке кадров, на практике знакомых с реализацией крупных шельфовых проектов. В последующем эти российские кадры в действующих проектах СРП будут заменены и использованы при реализации других крупных шельфовых проектов, в первую очередь проекта разработки Штокмановского месторождения. Принимая во внимание, что в рамках проекта «Сахалин-2» строится один из крупнейших в мире заводов по сжижению газа, данный проект может стать базовым для подготовки российских специалистов мирового уровня и их работы на российских заводах по производству СПГ, которые ещё предстоит построить.

Сегодня указанные цели даже не рассматривается российским правительством, но с точки зрения «ЯБЛОКА», считающего «экономику знаний», «человеческий капитал» одним из главных направлений модернизации России, повышения нашей конкурентоспособности и укрепления независимости страны, подобного рода подход естественен.

3. И, наконец, третьим серьёзным вопросом является вопрос участия в реализации проектов СРП российских подрядчиков. Мы имеем, конечно, информацию как от инвесторов, так и от государственных органов о том, что доля российских подрядчиков по реализуемым проектам СРП превосходит 60%. Но у нас нет до сих пор официальной оценки косвенного влияния проектов СРП на российскую экономику – экономическую активность бизнеса, бюджетную систему, заработную плату. Такое положение не только ведёт к недооценке воздействия СРП на экономику, но и не позволяет иметь в готовности инструментарий, необходимый для оценки воздействия на российскую экономику других проектов в нефтегазовой сфере. Предполагается, например, что огромное Штокмановское месторождение будет разрабатываться с участием иностранных инвесторов. Но, если это так, то, по крайней мере, нужно представить себе, какое влияние окажет этот проект на российскую экономику, получить инструменты оценки для того, чтобы государство могло стимулировать увеличение этого воздействия. Насколько нам известно, в этом направлении российским правительством за многие годы не сделано ничего.

Не менее важной задачей является оценка и корректировка деятельности операторов проектов СРП по вопросам привлечения российских подрядчиков. По крайней мере, по некоторым контрактам СРП правовой базой здесь служит норма о стремлении (на рыночных принципах, разумеется) предпочитать российское оборудование и услуги иностранным. Но для этого российское правительство должно иметь методически отработанную систему оценки потенциальных российских участников проектов и добиваться корректировки в рамках утверждения ежегодных смет затрат по проектам. Эта задача важна с точки зрения модернизации российской промышленности, повышения её конкурентоспособности, возможности в будущем успешно конкурировать с иностранными производителями не только в России, но и в других странах.

Иногда кремлёвские пропагандисты любят порассуждать о «ЯБЛОКЕ», как о партии, совершенно не способной делать что-либо практическое. Но итоги работы в России проектов СРП наглядно опровергают эти утверждения. Какая ещё партия в России способна предъявить избирателям конкретные результаты работы по развитию российской экономики? Кроме «ЯБЛОКА» нет такой партии! Российские избиратели наглядно могут видеть, что «ЯБЛОКО» не только предлагает интересные программы развития России, но и добивается практических результатов.

Алексей Мельников

член Федерального совета РОДП «ЯБЛОКО» - yabloko@yabloko.ru

14 августа 2006 года

Алексей Мельников Итоги и задачи проектов СРП Практические цели «ЯБЛОКА» в свете достигнутых результатов Специально для сайта РОДП «ЯБЛОКО», 14 августа 2006 года   

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:



Алексей Мельников 
 
 Законодательство об СРП

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]