[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Как, имея 10 тысяч, получить 900 млн
Учитесь у тех, кто строит в Питере
"Новая газета", 16 октября 2006 года   

На западном берегу Васильевского острова в Петербурге строят новый морской пассажирский порт. В том, что он необходим (как и в том, что его надо строить именно в этом месте), есть немало сомнений. Сложнейший визовый режим, дефицит недорогих гостиниц, отсутствие гарантий безопасности, инфраструктуры развлечений, надписей на английском языке и даже нужного числа общественных туалетов — все это заставляет специалистов с огромным скепсисом относиться к наполеоновским планам питерской администрации, грезящей миллионами туристов, которые хлынут к невским берегам, как только город получит современный морской терминал… Но вопрос не только в том, нужен ли терминал, а в том, кто за него заплатит?

«Деньги дадут федеральный бюджет и инвесторы, представляющие крупнейшие зарубежные компании», — заверяют представители Смольного. Федеральный бюджет действительно вкладывает деньги, но только в подготовку фарватера и в системы навигационного обеспечения. Что же касается «зарубежных компаний», то и они не преминули появиться. Правда, назвать их «крупнейшими» язык не поворачивался. Да и с «зарубежностью» не все в порядке…

Для реализации проекта строительства непосредственно терминала была выбрана компания «Морской фасад», объявленная по такому случаю «стратегическим инвестором». Этот замечательный статус, который волевым решением присваивает городское правительство, дает право без конкурса получать земельные участки под застройку, арендовать их по льготным ценам и вообще пользоваться преимуществами в коридорах власти.

Когда этот статус получали «Северсталь» или «Тойота», ни у кого не возникало сомнений в их способности реализовать в Северной столице любые крупные проекты. Когда этот статус получил «Морской фасад» — компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, не имеющая на своем счету ни одного (!) построенного объекта, — сомнения появились. Они усилились, когда стало известно, что учредители «Морского фасада» зарегистрированы на Кипре, а руководители компании категорически отказываются отвечать на вопрос, где, собственно, они возьмут деньги на строительство терминала? Обещали, что «все станет известно в свое время».

Время пришло: выяснилось, что за все заплатит городской бюджет. И даже приплатит «сверху».

Целевая программа развития терминала, которую недавно по предложению губернатора Валентины Матвиенко приняло питерское Законодательное собрание, проста и в чем-то гениальна. Если отбросить частности, суть такова.

Терминал стоит (округленно) 6,1 миллиарда рублей. 560 миллионов — собственные средства «Морского фасада», на сумму в 3,6 миллиарда рублей компания выпускает облигации и еще на два миллиарда берет кредиты и займы. Как только первая очередь терминала будет закончена (это планируется в 2008 году), городской бюджет начнет платить деньги «Морскому фасаду». И за четыре года выплатит компании 5,9 миллиарда рублей. После этого, в 2012 году, «Морской фасад» продаст городу за 1,1 миллиарда рублей свои голосующие акции, и Петербург станет владельцем терминала. Не требуется высшего образования, чтобы подсчитать: бюджет заплатит на 900 миллионов рублей больше, чем стоит терминал.

«Очень выгодная схема взаимодействия бизнеса и государства, при которой город минимизирует свои риски», — говорит Валентина Матвиенко. «Новая, интересная практика, которую можно использовать на других объектах в будущем», — продолжает ее мысль вице-губернатор Михаил Осеевский. «Принципиально новая финансовая схема», — заявляет первый зампред городского комитета финансов Эдуард Батанов.

Действительно, новая: бюджет не только гарантирует «стратегическому инвестору» оплату всех его расходов на строительство, но и доплачивает сверху. Позвольте, какие же это инвестиции? Инвестор — это тот, кто вкладывает деньги в питерскую экономику, а не тот, кто берет их у города и отправляет на Кипр, по месту учреждения…

Именно о таком развитии событий оппоненты администрации предупреждали еще тогда, когда Смольный уверял, что из желающих вложиться в строительство терминала выстроилась очередь. Ведь теперь истинными инвесторами стройки становятся не птенцы кипрского офшора, а питерские налогоплательщики — как это уже не раз было с другими «проектами века» в городе на Неве.

При обсуждении целевой программы оппозиция в питерском парламенте возмущалась «бессовестной эксплуатацией бюджета» (как выразился координатор «Демократической фракции» Михаил Амосов) и предлагала строить порт так, чтобы его заказчиком был город. Выделить деньги из бюджета, по конкурсу определить подрядчиков и заплатить в итоге ровно столько, сколько стоит порт, сэкономив для бюджета почти миллиард рублей.

По такой схеме в Питере строили и строят множество объектов, последний пример — кольцевая автодорога. Но администрация и поддерживающие ее депутаты из «Единой России» против этого предложения…

Согласимся, впрочем, с губернатором Валентиной Матвиенко: с точки зрения «взаимодействия бизнеса и государства» предложенная Смольным «принципиально новая схема» действительно крайне выгодна.

Для бизнеса — в лице «Морского фасада» — ее выгодность очевидна не только потому, что компания получает «приварок» в 900 миллионов. Она выгодна и тем, что за время строительства можно бесконтрольно тратить деньги: никакие финансовые органы не вправе проверять, как частная компания расходует собственные средства. Можно брать кредиты под любые проценты, вписывать в сметы любое количество материалов и объемы работ — все равно город за все заплатит.

Что касается выгодности этой схемы для чиновников, то, конечно, можно предположить, что они, обеспечивая частной компании за счет налогоплательщиков режим небывалого финансового благоприятствования, действуют бескорыстно. Но можно предположить и другое: «приварком» щедро поделятся с теми, кто его обеспечил.

Впрочем, строительство порта — далеко не первый пример «государственно-частного партнерства», при котором питерские чиновники необычайно легко идут навстречу бизнесу в его пожеланиях.

«Новая» уже рассказывала о другой «принципиально новой схеме», по которой в Питере собираются строить 300-метровый небоскреб для «Сибнефти», переехавшей на берега Невы и сменившей название на «Газпромнефть». Около половины налогов, которые компания заплатит в питерский бюджет, на протяжении десяти лет будут возвращаться ей в виде субвенций, дабы фирма могла построить упомянутый небоскреб. Оппозиция уже назвала это «самым крупным откатом в стране»: в общей сложности «Газпромнефти» выделят 2,3 миллиарда долларов. Это закреплено в целевой программе, которую еще весной так же дружно, как сейчас программу строительства порта, поддержали питерские депутаты.

Так вот, только что в эту программу внесли изменение: субвенция из питерского бюджета пойдет не только на возведение газпромовского офиса, но и на строительство жилья для менеджеров компании: на эти цели в 2006 году выделят 1,75 миллиарда рублей.

«А что вы хотите, — заявил вице-губернатор Осеевский. — Мы заинтересованы в том, чтобы здесь было максимальное количество сотрудников компании! «Газпромнефть» ничего нам не должна: если мы создаем для нее комфортные условия, будет работать у нас. Не создаем — будет искать другое место».

Видимо, топ-менеджеры «Газпрома» — самые бедствующие граждане в стране и нуждаются в жилплощади куда больше, чем 700 тысяч питерских очередников, большинство из которых ждет жилья с 80-х годов. Но бюджетные средства пойдут не «на них», а на создание «комфортных условий» для «Газпромнефти».

"Новая газета", 16 октября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
Криминал и коррупция 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]