[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Лев Шлосберг
«Эта машина сожрет все живое, что еще осталось в России»
Псковская Лента Новостей, 23 октября 2006 года   

Очередная инициатива «единороссов» по продлению «вертикали власти» до уровня мэров крупных городов была известна достаточно давно и не является внезапной.

Еще в самом начале т. н. «реформы местного самоуправления» эта партия и входящие в нее губернаторы подбирались к главной (для них) цели муниципальной реформы – сделать местное самоуправление в крупных городах политически незначимым и беззащитным перед губернаторами.

Мотивов было два одновременно. Первый – избавиться от политических конкурентов. Мэр регионального центра всегда, по определению, – первый претендент на место губернатора, при любой схеме наделения полномочиями – хоть через выборы, хоть через назначение президентом. Это почти всегда – второй по опыту политик в регионе после губернатора. Сейчас, после отмены прямых губернаторских выборов, у региональных начальников «зачесалось» еще одно место – их «назначенная легитимность» заметно уступает легитимности избранных мэров, за которыми – избиратели, общество. Терпеть такое унижение губернаторы решительно не согласны. Именно по этой причине не оправдались замечания тех, кто полагал, что после президентской реформы 2004 года губернаторы успокоятся и ограничатся тем, что начнут «решать вопрос мэров» только путем переписывания уставов городов под выборы глав из числа местных депутатов и назначение сити-менеджеров. Выяснилось, что им этого мало.

Второй мотив заключается в том, что финансы регионального центра и других крупных городов в ситуации полного паралича региональной, в том числе аграрной, политики являются единственным реальным источником собственных доходов региональных бюджетов. И этими ресурсами губернаторы хотят распоряжаться единолично. Выяснилось, например, что даже лояльные губернаторам местные Думы отказываются от наиболее одиозных губернаторских финансовых инициатив, так как существует ответственность перед избирателями.

Самоуправление на уровне внутригородских территорий нам уже хорошо известно. Оно создано в Санкт-Петербурге и Москве. Это позор и пародия, а не самоуправление. Приличные люди избегают участия в таком «самоуправлении». Оно ничтожно и лежит где-то в грязи городских тротуаров. Именно такую участь готовит действующая власть для всех крупных городов России.

Авторы законопроекта поступают достаточно хитро и лицемерно: они предлагают передать полномочия для «муниципальной спецоперации» на уровень регионов, т. е. фактически самим губернаторам. Если «кто-то где-то кое-где у нас порой» сделает уж совсем плохо и народ восстанет, то «крайние» будут, конечно, на местах. Те же, кто открыл «ящик Пандоры», хотят остаться «в белом».

Степень вероятности принятия этого законопроекта весьма высока. Председатель комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Владимир Мокрый еще ни разу не подписывал законодательные инициативы, не одобренные Кремлем.

Будет, конечно, очередной политический скандал, но в ситуации апатии большинства населения российские власти уже давно не опасаются реакции общества – она сегодня, в ближайшей перспективе, для них не выглядит реально опасной. Люди в России сегодня безропотно расстаются со многими правами и смирились с диктатом власти. Безусловно, будет неприятный для властей международный резонанс. Но они и это переживут спокойно в расчете на то, что нефть и газ скажут свое веское слово и заткнут рот европейским политикам. А «фиговый листок» в виде «самоуправления» на внутригородских территориях создаст некую юридическую зацепку для судов, если уж что начнется. Существует самоуправление на территории Пскова от улицы Рокоссовского до улицы Юбилейной? Существует. Все, граждане, успокойтесь и самоуправляйтесь. Вперед, на помойки и в песочницы.

Каковы будут реальные системные последствия реализации этой инициативы? Они лежат, можно сказать, на ладони. Удивительно, что их не принимают во внимание.

Губернаторы, за редким исключением, воспользуются предоставленной им «дубиной», сделают это с радостью и воодушевлением. Это будет для них в первую очередь «моральная релаксация» за понижение их собственного общественного статуса после отмены всенародных губернаторских выборов. Если выразиться не совсем парламентским языком: господа, теперь мы все в одном и том же дерьме, расслабьтесь и получайте удовольствие.

Но будут и намного более серьезные последствия, чем тяжелый губернаторский кураж.

Города будут буквально в течение нескольких лет обескровлены экономически, в том числе имущественно, разорены. Основная часть муниципальной собственности будет огосударствлена. Бюджеты будут растащены на потребу региональным князьям. Порезанное на мелкие кусочки местное самоуправление станет анекдотом, уровень его депутатов будет убог, как никогда. Никаких реальных полномочий внутригородские муниципальные образования не получат по причине невозможности им эти полномочия передать: коммунальные сети и другие системы жизнеобеспечения города не делятся на кварталы; сферы образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты не коснутся этих «фантомов» даже тенью. В городах сядут наместники губернаторов. Никакой зависимости этих людей от жителей городов не будет.

В ситуации, когда именно города являются сегодня в Европе локомотивами регионального и общенационального развития, Россия получит быстрый системный кризис городского развития, и его даже только экономические последствия будут разрушительны. Страну еще раз отбросит назад.

В общественном плане Россия еще больше «вытянется по вертикали», власть еще больше обнаглеет от чувства вседозволенности.

И все это будет продолжаться до тех пор, пока эта система не придет в полное организационное соответствие с СССР. А потом начнется обратный отсчет. К тому моменту (и это будет не завтра) Россия будет представлять собой унитарное консервативное государство с чудовищно развитой бюрократией и дикими контрастами в уровне жизни между столицей и провинцией, чиновниками и рядовыми гражданами. Дальше есть еще несколько вариантов развития событий, среди которых в основном плохие и очень плохие. Страна оставляет следующему поколению очень плохой выбор в очень плохом сценарии развития.

Если хоть что-то можно изменить сейчас, надо обязательно бороться. Иначе эта машина сожрет все живое, что еще осталось в России.

Псковская Лента Новостей, 23 октября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 
 
Местное самоуправление и федерализм

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]