[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущие: Андрей Норкин, Юлия Норкина. Гость: Сергей Митрохин
Проблемы малого бизнеса в России
"Эхо Москвы", 25 мая 2007 года   

Андрей Норкин: Сергей Митрохин – заместитель председателя партии «Яблоко». Добрый день.

Сергей Митрохин: Добрый день.

Юлия Норкина: Здравствуйте, Сережа. Готовы?

Сергей Митрохин: Готов.

Юлия Норкина: К труду и обороне.

Сергей Митрохин: Конечно.

Андрей Норкин: Кто всегда готов к обороне, так это Сергей Митрохин. Я как главный редактор телекомпании «Эхо Москвы» могу это засвидетельствовать. Потому что если есть мероприятие, в котором участвует Митрохин, значит, там будет активная очень позиция.

Юлия Норкина: И нам будет, о чем поговорить.

Андрей Норкин: Да, и нам будет, что показать притом, что, к сожалению, очень часто Сергей Митрохин выступает там как боец такой, которому достается. Когда это было, когда в автобус запихивали?

Сергей Митрохин: Это несколько раз был.

Юлия Норкина: Это «Марш несогласных»?

Сергей Митрохин: Это было у Басманного суда. Потом было, когда мы добивались, чтобы не приняли драконовский закон о митингах. Тогда тоже засовывали около ГД. Так что все это привычно.

Андрей Норкин: Но это не надоело?

Сергей Митрохин: Это способ защитить людей, действительно, если говорить о бутовской ситуации, надоело страшно. Это очень не хочется и очень неприятно этим заниматься. Но куда деваться. Если людям затыкают рот, не дают даже выразить свой протест против произвола. Если их унижают, ходят, спрашивают, а есть ли у вас прописка в Бутово, имеете или вы право тут находиться. Вот если такие действия милиции, если женщин валяют по земле и тащат, если тащат ни в чем неповинных людей в автобус. Приходится, что же тут сделаешь. И кроме того, это я не скрываю, способ привлечь внимание к проблеме, которая остро, эта проблема несправедливости, проблема отсутствия защиты прав собственности в нашей стране, реальных прав собственности на самом нижнем уровне. У нас собственность защищена только крупная олигархическая.

Юлия Норкина: Мы сейчас, кстати, об этом и говорили с Лихачевым, о том, что у них отнимают помещение у издательства «Международные отношения» и все это печально, потому что людям даже не предложено было альтернативы. А там же действительно и книг огромное количество, и вообще…

Сергей Митрохин: Да, придумано, например, такое понятие – государственная муниципальная нужда. И считают, что мы хотим тут построить коммерческое жилье, или даже социальное жилье, у нас сейчас прикрывается строительство коммерческого жилья социальными нуждами некими. Мы хотим вот здесь, там живут другие люди. Ну, хорошо, не должны они здесь жить, у нас нужда. Поэтому пусть убираются. Мы им какие-то жалкие подачки бросим, а они должны очистить эту землю. Это кстати касается не только бутовцев и других поселков сельского типа на территории Москвы. Это касается всех москвичей, к любому могут придти и сказать…

Андрей Норкин: По большой нужде

Сергей Митрохин: Вы по большой нужде, здесь извините должны жить другие люди. У нас такая нужда. А вы перемещайтесь в какой-нибудь райончик. Вот вы сейчас рядом с парком живете, с парком должны жить богатые люди, которые могут за это заплатить.

Андрей Норкин: Сереж, а делать-то чего? Потому что у меня такое впечатление, что с каждым годом подобных конфликтов становится все больше и как-то…

Юлия Норкина: Ощущение безысходности.

Сергей Митрохин: Резко возросло именно сейчас, когда чиновники сидят на чемоданах…

Андрей Норкин: Сейчас, это с какого времени?

Сергей Митрохин: Всегда чиновник всего боится. Особенно когда предстоит некая пертурбация.

Юлия Норкина: Выборы вы имеете в виду?

Сергей Митрохин: Не только выборы. Вот, например, кончается срок мэра Москвы Лужкова. Переназначат его, не переназначат. Ситуация неопределенности. Еще и выборы президентские маячат. Поэтому сейчас жажда схватить как можно больше, извлечь доход. Поэтому это практикуется повсеместно по всей Москве. Вот в Дмитровском проезде я был, это ничего не показали по телевидению, но ваша радиостанция сообщила только, жители просто сломали забор, который построил «Капитал-групп», ей разрешили строить сто машиномест гараж, а она замахнулась уже 600, строит без всяких разрешений. И еще один лишний дом, который ей не разрешили. Что делать людям? Они выходят и ломают забор. Да, это не цивилизованно, наверное. И не культурно. Но государство, власть ставит их в такую ситуацию. Им ничего не остается делать. Самозащита гражданских прав это абсолютно законно, это в соответствии с гражданским кодексом.

Андрей Норкин: Ну и то же самое в малом бизнесе, о котором мы сегодня хотели поговорить.

Сергей Митрохин: Абсолютно то же самое, это темы взаимосвязанные. У нас в стране защищена только самая крупная собственность и самая крупная экономическая деятельность. Эта деятельность так называемых олигархов. Им достаточно присягнуть на политическую лояльность к существующему политическому режиму и их права полностью защищены и эти права безграничны. Они имеют право, безграничные возможности экономической деятельности, в первую очередь почему – потому что на их собственность никто никогда не посягнет. Это священная корова. Что касается массового собственника, так называемого мелкого собственника, то он буквально поражен в правах, и с ним можно делать, что угодно. А это огромная категория населения. Это собственники квартир, например, те, кто их приватизировал, а теперь вдруг ему говорят, что он еще должен и капремонт оплачивать, а он говорит, ну хорошо, дайте мне землю ту же самую, я оформлю под своим участком, буду ее использовать. Получать доход. Нет, землю мы не оформляем. То есть абсолютное бесправие. Объявлено, что это собственность, на самом деле как институт собственности это не работает. Возьмем тех же земельных дольщиков на селе, которые попали в ситуацию, что они вроде как владельцы долей, а потом мошенническим образом у них скупили, остались гроши, которые им за это дали, а сами доли уплыли. И так далее. И вот малый бизнес одна из таких пораженных в правах категорий собственников. Почему – потому что он рассматривается крупным монопольным олигархическим бизнесом как конкурент. И чиновник, который работает в интересах этого крупного бизнеса, принимает решение против малого бизнеса, против малого предпринимательства. Примеров очень много.

Юлия Норкина: Сереж, подождите, у нас везде на протяжении последних, во всяком случае, лет говорят о том, что нынешняя власть наоборот, навела порядок везде и тот беспредел, который существовал при Ельцине, кстати, при котором и был разработан первый в России закон о малом бизнесе, он сейчас переписывается. Не могу объяснить, почему. Читала и то и другое. В связи с чем тогда говорят, что порядок наводится и никто ни у кого ничего не забирает. Олигархи не беспредельничают, а стали белыми и пушистыми.

Сергей Митрохин: Мы можем много повторять государственную пропаганду, она естественно ничего общего с действительностью реальной не имеет. Кстати о порядке. Что происходит под предлогом наведения порядка у нас. Происходит просто наступление на права малого бизнеса, тех же самых торговых предприятий. Вот я могу для примера назвать ситуацию, которая сложилась около метро «Тушинская. Там довольно большое число палаток стояло, ларьков, были абсолютно четко подтвержденные права аренды, вот появляется некая крупная компания, не буду называть ее название, которая захотела это место освоить. И приходят письма к предпринимателям, что с ними договор аренды расторгается. Они идут в суд. Суд естественно подтверждает их права. Но после этого к ним приходит такая организация, ее я уж точно назову, потому что она государственная - Мосэнергосбыт. И начинает проводить проверки без предъявления предписаний, без всего. С последующим отключением от электричества.

Юлия Норкина: То есть рычаг такой.

Сергей Митрохин: Да, и бессмысленно дальше, что вы без электричества будете делать. Без энергии. Куда идут корни? Корни идут к так называемой реформе электроэнергетики. Согласно которой каждый киловатт час подключения для малого бизнеса и для крупного и малого, для которых эти деньги конечно непосильны, составляет 45 тысяч рублей за один киловатт. Вот еще одна удавка в данном случае энергетическая на шее малого бизнеса. Но она далеко не единственная. Мы говорили как наводят порядок, что такое порядок. Для чиновника порядок – нет никаких палаток, а там, например, находится торговый центр. Вот торговый центр это порядок. Вот он такой красивый.

Юлия Норкина: Пускай они в этом торговом центре дают людям, которые держали палатки, место.

Сергей Митрохин: Это отдельный разговор. Я сейчас об этом скажу. Просто закончу предыдущую мысль. Как это делается. Все под благообразными предлогами делается. Вот, например, должны проходить конкурсы на аренду земли для торговли. Хорошо, в условия конкурса включают стоимость, им навязывают, что у них, например, должен быть автофургон, а не тонар, автофургон стоит 12 тысяч долларов. Если у тебя нет автофургона, ты не имеешь права участвовать в конкурсе. К тебе приходят, выставляют товар на улицу, буквально на землю. Тебя выгоняют, твой тонар несчастный берут и увозят в неизвестном направлении. Это зачистка предприятий малого бизнеса сейчас идет по всему городу. Вы совершенно правильно поставили вопрос, и это одно из направлений, которым мы сейчас занимаемся. Это понятие о так называемых народных рынках. Хотя это можно расширить и не только рынки в строгом смысле слова как рынки. Но и торговые центры. Вот скажите, пожалуйста, почему по какому такому основанию вдруг наша московская земля под торговлю дается исключительно крупному и мощному инвестору? А те ларьки, которые с этой земли убираются, и те люди, с которыми расторгаются права аренды, не имеют абсолютно никакого…

Андрей Норкин: Экономически более целесообразно для города.

Сергей Митрохин: Для города это не целесообразно.

Андрей Норкин: С большого инвестора можно больше…

Сергей Митрохин: Цены там будут в полтора раза больше на том месте, он же должен будет отбить свои деньги. Потом разнообразие товаров будет там гораздо меньше, чем, если бы тот же малый бизнес освоил этот рынок. Поэтому мы сейчас в Мосгордуме наша фракция «Яблоко - Объединенные демократы» выходит с инициативой создания так называемых народных рынков. Это когда преимущественное право на получение земли в аренду на рынках, а также под строительство торговых именно предприятий, тех же торговых центров, должен иметь малый бизнес. Потому что это будет реальная конкуренция на таких рынках, это по определению ликвидирует монополии, потому что там количество этих субъектов малого бизнеса должно быть большим, не менее 100, как мы сейчас предлагаем. И город может быть соучредителем вот этого торгового предприятия и войти в качестве…

Юлия Норкина: А он может быть?

Сергей Митрохин: А почему нет? Для этого нужен, конечно, определенный закон.

Юлия Норкина: Я понимаю. Город желает? Москва.

Сергей Митрохин: Если город заботится в первую очередь об общественном интересе, интересе москвичей…

Юлия Норкина: А вы это чувствуете?

Сергей Митрохин: …об интересах развития малого бизнеса, а не крупных олигархических сетей.

Юлия Норкина: Сереж, вы это чувствуете?

Сергей Митрохин: …торговых.

Юлия Норкина: Сереж, а вы это чувствуете?

Сергей Митрохин: Тогда он должен это сделать. Пока я это не чувствую в настоящее время.

Юлия Норкина: Вот о чем и разговор на самом деле.

Сергей Митрохин: Начать, конечно, надо…

Юлия Норкина: Какие рычаги тогда с вашей стороны должны быть? Тот же самый малый бизнесмен, если можно так сказать, что он должен в этой ситуации делать? Вот что?

Сергей Митрохин: Малый бизнесмен как ему положено он в принципе обращается к органам власти.

Юлия Норкина: Вы рассказали несколько примеров, когда пошли в органы власти, они сказали: ну, ребята.

Сергей Митрохин: Вот, например, ко мне обратилась московская ассоциация малого бизнеса с просьбой помочь решить целый ряд вопиющих проблем. Ну например, недавно прошла информация, что якобы мы хотим запретить продажу алкоголя в ночное время. Речь идет о крепком алкоголе свыше 15 градусов. Не совсем это так. Дело в том, что запрет на эту продажу уже существует. Но в том постановлении, где этот запрет установлен, написано, что по согласованию с префектурой административного округа, предприятие, продающее алкоголь в розницу, может этого запрета избежать.

Юлия Норкина: То есть, есть всегда лазейки в законах.

Сергей Митрохин: Это не лазейка даже, это специально сделанная коррупционная кормушка. Для того чтобы чиновники и префектура получали взятки. Кто эти взятки может заплатить. Кто вне конкуренции в деле финансирования чиновника разными способами. Естественно крупные торговые сети. Они опять получили преференцию вот таким совершенно абсурдным путем. Поэтому наша задача заключается не в том, чтобы запретить, в том, чтобы если есть запрет, то он должен быть единым для всех. Или же отменяйте этот запрет. Но не надо создавать такую совершенно позорную норму в законодательстве, когда совершенно попираются интересы малых торговых предприятий, им запрещено торговать. А в крупных – пожалуйста. Вы ни в одной стране мира не найдете этого. Там, где запрещена ночью торговля алкоголем, она запрещена для всех. А у нас мы живем, как всегда идем особым путем.

Юлия Норкина: У нас двойные стандарты.

Андрей Норкин: Наталья из Москвы: я ваш избиратель из Северо-Восточного округа. Про народные рынки вы не совсем правы. Три пера укропа у частника стоит 15 рублей, а в Мосмарте – на 15 рублей дают огромный пук.

Сергей Митрохин: Понимаете, в действующей ситуации в современной, когда рынки не принадлежат тем, кто на них торгует, малым предприятиям, они вынуждены арендовать у чужих людей, они вынуждены закладывать в эту цену - цену аренды. Поэтому там такие дорогие цены.

Андрей Норкин: Во-первых, я скажу, извините ради бога, что-то на Украине там хрень какая-то. У меня уже других слов нет. Там экстренное заседание правительства и Янукович сказал, что решение Ющенко переподчинить себе внутренние войска нарушает Конституцию. Но это как бы общие слова. Важно то, что он обратился с просьбой к немедленному международному посредничеству, чтобы не допустить трагического развития ситуации. В общем, ребята там совсем разошлись. Теперь я буду на вас наезжать, Сергей. Я думаю, что вы на самом деле к этому привыкли. Тут Сафо из Москвы сразу два сообщения прислала: господин Митрохин, наблюдая за вашей деятельностью, прихожу к выводу, что вашим любимым героем является поп Гапон. Вы провоцируете людей на участие в манифестациях, митингах и демонстрациях, немало не беспокоясь об их безопасности. Даже наоборот, создавая ситуации трения с властями. Вы взбаламутили бутовцев, по их же заявлению они чувствуют себя в последнее время марионетками. Вы рветесь в думу очередного состава.

Сергей Митрохин: Эти вопросы…

Юлия Норкина: Рветесь? Ну, скажите.

Сергей Митрохин: Да, я всегда куда-то рвусь. Эти обвинения очень знакомо как-то звучат даже по стилистике. Потому что ровно мне это…

Юлия Норкина: У вас тоже такая мысль была в голове?

Сергей Митрохин: …всегда чиновники управы. Вчера чиновник управы Гаврилов Южное Бутово все обвинял, что я подстрекаю. Я обращаюсь к жителям Бутово, уважаемые жители, понимаете, от кого все беды у вас. У вас все беды от меня. От «Яблоко».

Андрей Норкин: Нет, подстрекатель, конечно.

Сергей Митрохин: Потому что вам так нравится, что у вас на головах дом строят, что ваша жизнь в кошмар превратится. Вам это все нравится. Но вот пришли мы и стали вас подстрекать.

Андрей Норкин: Подстрекатель Митрохин, вы слушайте. Владимир Родионов из Москвы: Сергей Гуляев в Санкт-Петербурге пострадал в «Марше несогласных». Я - тоже. Но я пойду дальше. Буду громить Матвиенко, буду громить хунту путинскую. Потому что они нас возвращают в полицейское чекистское государство, а я хочу жить в свободной российской стране без всяких бандитов типа Путина. Вот что Владимир Родионов, наслушавшись вас и вашего коллеги Гуляева, теперь нам пишет на sms.

Сергей Митрохин: Во-первых, я хочу тут прояснить позицию. Мы вообще не собираемся никого громить. И никого и не громили.

Андрей Норкин: Когда вас обвиняют в гапоновщине, в том числе и чиновники, они же я думаю, имеют в виду именно вот это.

Сергей Митрохин: Мы никогда не зовем людей на такие мероприятия, где возможны рискованные мероприятия, на которых возможно избиение людей. То, что власти иногда сами создают такие ситуации, это уже не наша вина. Мы противники любого насилия, как известно партия «Яблоко», противники революций тоже. В России революция вещь непредсказуемая процент вероятности того, что в России революция будет «бархатной» очень низок. Скорее всего, она будет такой же кровавой, как революция 1917 года. И наша цель как раз защитить страну от тех, кто готовит эту революцию. А готовит ее нынешний политический режим. Который как я уже сказал, сконцентрировав все национальные богатства в руках небольшой группы, олигархов, связанных с ними чиновничьих кланов. А все остальное население лишило элементарных прав собственности, экономической деятельности, опять к теме нашего разговора возвращаясь. Такая структура распределения собственности в истории всегда порождала революцию. И предотвратить ее могли только крупномасштабные реформы по типу, например, столыпинских. Но, к сожалению, столыпинские реформы не завершились в России. Поэтому революция произошла. То, что предлагаем мы сейчас, «Яблоко» это как бы второе издание такого столыпинских реформ. Чтобы избежать революции как раз.

Андрей Норкин: Если бы было время, вам сейчас про столыпинские реформы много чего написали.

Юлия Норкина: Андрюш, дай я задам Сереже вопрос.

Сергей Митрохин: Я условно говорю, конечно, не в том виде, как они проходили.

Юлия Норкина: Руслан спрашивает: у нас в Молжаниновке в САО г. Москвы горят избы, а инвестор – «Интеко». Как попасть к вам на прием? Я думаю, что у многих людей…

Сергей Митрохин: Извините, секунду сосредоточусь, вспомню телефон. 624-20-51, надеюсь, что не переврал, на прием ко мне попасть очень легко. И кстати процент граждан, приходящих по вопросам нарушения их прав собственности, прав на жизненную среду, резко возрос в последнее время. И вообще самый главный вопрос, с которым сегодня все приходят, это уплотнительные застройки и отъем собственности. Рейдерство, как коммерческое, так и государственное.

Юлия Норкина: Настолько ситуация усугубилась со времен…

Сергей Митрохин: Резко просто. Я это вижу по количествам обращений.

Юлия Норкина: А за последний год или за последние полгода?

Сергей Митрохин: Скорее даже с начала года этого.

Юлия Норкина: То есть за последние месяцы.

Сергей Митрохин: Количество вырубок тоже природных зон увеличилось.

Андрей Норкин: Спасибо большое. Времени не осталось. Сергей Митрохин, зам. председателя партии «Яблоко» был у нас в эфире. Держите также нас в курсе.

"Эхо Москвы", 25 мая 2007 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин 
 
 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]