Стало устоявшейся метафорой – говорить о жизни как о
дороге, о пути. Для иных людей это сравнение стало реальностью:
вся жизнь водителей, летчиков и железнодорожников – дорога.
Для них это не романтика, а тяжелый труд. Александр КузнецШтрихи
к портрету ов, выбирая свою дорогу выбрал свой путь. После
окончания родной школы в Коркино, Саша Кузнецов поступает
в училище на специальность помощник машиниста тепловоза.
Александр понял простую суть этой профессии: на предприятии
работа всех подразделений зависит от четкой и слаженной
работы железнодорожного цеха.
Завершив обучение Александр Кузнецов работает в « Челябинскугле
», откуда идет служить на Тихоокеанский флот. Затем –
Челябинский Электрометаллургический комбинат, цех железнодорожного
транспорта. Решил продолжить образование, окончил Уральский
Электромеханический Институт инженеров и транспорта. В
1989 году Кузнецова избирают председателем профсоюзного
комитета этого цеха, что в его биографии имело решающее
значение. Железнодорожники ЧЭМК в своем профсоюзном лидере
не разочаровались. Кузнецов последовательно отстаивает
интересы рабочих предприятия, он не замалчивает даже самые
острые, неудобные темы. В начале 90-х такой была приватизация.
Действия Кузнецова направлены на то, чтобы ход приватизации
предприятия стал подконтрольным рядовым трудящимся. На
страницах заводской газеты « Электросплав » чаще стали
появляться заметки с его подписью , а в них вопросы к
тогдашнему руководству комбината. И прежде всего о том,
кто же является хозяином на предприятии какие права имеют
рядовые рабочие, в чьих интересах будут действовать коммерческие
структуры, создаваемые на заводе. « Видимо действительно
, все это настолько сложный процесс, что когда мы сами
пытаемся высказать, чего бы мы хотели для лучшей жизни,
нам подсказывают, что мы качаем права, и вообще мы призываем
к реставрации старого строя. А потому все чаще рядовым
гражданам советуют оставить свое мнение при себе, упрекая
в инакомыслии», - так писал Кузнецов в апреле 93-го года.
Многие недоумевали: « Зачем ему это нужно ? Все равно,
ничего не добьется». Но Кузнецов был убежден и убеждал
остальных: « Неучастие – это тоже участие, но в наших
ли это интересах ? Быть в стороне - означает доверить
свою судьбу другим ». Он не желал быть « карманным» профлидером.
Уже в то время приоритетными для него стали: заработная
плата и социальные гарантии рабочим предприятия. При непосредственном
участии Кузнецова на комбинате были решены вопросы льготного
пенсионного обеспечения, сохранены рабочие места, организованы
митинги металлургов против нищенской зарплаты.
В 1993 его избирают в Центральный Совет Горно – металлургического
профсоюза России, теперь за ним стоят не только интересы
железнодорожного цеха, но и предприятия, интересы металлургов
Южного Урала. Часто бывая в Москве он знакомится с лидерами
различных партий и движений, и в « Электросплаве » печатается
ряд статей, адресованных рабочим - рядовым избирателям.
Кузнецов пытается помочь им разобраться в политическом
многоголосье, он обращается к рабочим ЧЭМК: нельзя оставаться
безучастным к тому, что происходит в стране.
В этом же году Александр Кузнецов знакомиться с Явлинским.
Лидер « Яблока»
привлекает немногословностью и конкретными предложениями
о сотрудничестве. Кузнецов приходит к выводу, что отстоять
интересы каждого из рабочих в целом металлургической отрасли
возможно, только влияя на законодательный процесс. « Профсоюзы
зачастую оказывались статистами в принятии ущербных для
трудящихся условий и положений. От меня ждали решения
злободневных вопросов, а я не всегда мог их решить. И
не потому, что не хотел – не хватало полномочий. Было
необходимо влиять на правила игры в Москве ».Получил дополнительное
образование
Выступив инициатором создания блока «Яблоко» - Горно-
Металлургический Профсоюз России, Александр Кузнецов в
95-м году избирается депутатом Государственной Думы. Для
него вступление в партию было связано прежде всего с тем,
чтобы более эффективно решать трудовые и социальные вопросы
трудящихся. Он, как и обещал, работает в комитете по труду
и социальной политике (направление не из легких).
Кузнецов разработал закон «Об упорядочении оплаты труда
работников организаций бюджетной сферы» и добился его
принятия. Александру Владимировичу удавалось отстоять
отраслевой принцип соцстраха в производствах с вредными
условиями труда.
Стало устоявшейся метафорой - сравнивать жизнь с дорогой.
« Я и не предполагал, что еще юности, выбрав такую «дорожную
» профессию буду всю жизнь связан с дорогой. Дорога для
меня – движение, движение вперед. Александр Кузнецов убежден:
мы сами выбираем свой путь.
« Не быть в стороне ! » - говорит он. Иначе рискуем остаться
на обочине жизни. Останемся в стороне – рискуем остаться
на обочине дороги ».