Школьные
учебники, пособия и практикумы ожидает новая волна стандартизации
и унификации в соответствии с официальной идеологией. Вчера
аппарат Госдумы обнародовал проект закона, который утверждает
порядок проведения экспертизы учебников, допущенных к использованию
во всех аккредитованных государством средних школах. Авторы
документа - члены комитета Госдумы по образованию и науке,
единороссы Владимир Семаго и Маргарита Баржанова. Как пояснил
корреспонденту "Газеты" Владимир Семаго, в случае
одобрения закон обяжет авторов учебной литературы рассказывать
об исторических событиях в едином ключе.
Впервые о необходимости пересмотра школьных учебников
заговорил еще в 2003 году Владимир Путин: на встрече с
историками президент предложил излагать факты, воспитывающие
у молодежи чувство гордости за свою страну, а затем попросил
Российскую академию наук пересмотреть учебники истории.
А в этом году накануне Дня Победы председатель Госдумы
Борис Грызлов (фракция "Единая Россия") пообещал,
что учебники истории будут попадать в школы только после
того, как Министерство образования и науки проверит правильность
изложения исторических событий в пособиях.
Отметим, что все учебники и сейчас проходят утверждение
в РАН и Минобрнауки, без одобрения которых на школьную
парту не ляжет ни одна книга. Но в этих ведомствах учебники
проверяют лишь на достоверность фактов и соблюдение баланса
различных мнений. В законопроекте Семаго и Баржановой
нет прямого указания на идеологическую стандартизацию
и оговаривается только проведение экспертизы всех школьных
учебников и пособий, а также порядок отбора организаций,
уполномоченных на издание литературы. Вместе с тем, как
предельно четко Семаго разъяснил корреспонденту "Газеты",
есть факты, которые нельзя ставить под сомнение: "Во
время обучения в школе у детей должно стабилизироваться
мировосприятие, а не наоборот. Уже затем, будучи взрослым,
он может поехать в библиотеку того же Кембриджа и узнать
там другую точку зрения на исторические события, и только
тогда начать в чем-либо сомневаться". С точки зрения
депутата, не подлежащих сомнению фактов немало: это и
разгром немцев под Москвой зимой 1941-1942 годов, и недавний
дипломатический конфликт с Грузией.
Авторы считают, что предложенный законопроект "даст
толчок обществу для выработки единых норм". С этой
целью будут проведены различные круглые столы среди экспертов.
"То, как они договорятся истолковывать исторические
факты, и станет нормой, которые РАН и Минобрнауки начнут
применять ко всем учебникам, пособиям и методичкам, используемым
на школьных уроках", - заметил Семаго.
Между тем законопроект наверняка вызовет протест преподавателей
истории. Председатель комитета Мосгордумы по науке и образованию
Евгений Бунимович
(фракция "Яблоко - Объединенные демократы")
в интервью корреспонденту "Газеты" назвал идею
Семаго и Баржановой "сущим бредом". С его точки
зрения, сначала общество должно прийти к единому мнению,
а истина рождается как раз в спорах. В сегодняшних учебниках
истории, как рассказал Бунимович, излагаются разные точки
зрения, однако авторы предупреждают читателей, что единого
толкования еще нет, и дискуссии продолжаются. По его словам,
некоторые мнения не устраивают и даже обижают ветеранов,
но все же они имеют право на существование.
"Я бы посоветовал господам руководителям и законотворцам
делать историю, а не писать ее. Учебники должны учить
любви к родине, а не к партии", - заявил Бунимович.
Поправки Семаго и Баржановой в закон "Об образовании"
будут рассмотрены не ранее сентября.